Развитие творческого воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
Понятие о воображении как психическом познавательном процессе_ 4
Виды воображения. Характеристика творческого воображения_ _ _ 6
Способы развития творческого воображения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
Личностные особенности творческого человека_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11
Список используемой литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _12
Задачи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13

Вложенные файлы: 1 файл

Психология (Развитие творческого воображения).docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА"

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология» на тему:

 

«Развитие творческого воображения»

 

 

 

 

                                                     Выполнил: студент гр.

                                                     Смирнова Маргарита Сергеевна

                                                     2-ЭЗ-42С

                                                     Вариант 6

                                                     шифр 1131234

 

                                                     

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2013


 

 

 

 

 

 

 

 

                    Содержание.

 

  1. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
  2. Понятие о воображении как психическом познавательном процессе_ 4
  3. Виды воображения. Характеристика творческого воображения_ _ _ 6
  4. Способы развития творческого воображения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
  5. Личностные особенности творческого человека_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9
  6. Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11
  7. Список используемой литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _12
  8. Задачи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость  формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и  нестандартно решать новые жизненные  проблемы. В связи с этим перед  дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в  свою очередь требует совершенствования  учебно-воспитательного процесса с  учетом психологических закономерностей  всей системы познавательных процессов.

Тема развития творческого воображения  детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения  в целом. В последние годы на страницах  психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И., Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Творческое воображение детей  представляет огромный потенциал для  реализации резервов комплексного подхода  в обучении и воспитании. Большие  возможности для развития творческого  воображения представляет изобразительная  деятельность детей.

Воображение и фантазия – это  важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без  воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта  способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается  воображение особенно интенсивно в  возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое  снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать  у детей обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к  творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение  у детей, необходима особая организация  изобразительной деятельности.

Структура исследования: контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о воображении  как психическом познавательном процессе.

 

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов  путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом  опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить  результат труда, рисования, конструирования  и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.

Учитывая  самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и  воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих  описанию.

Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим  явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в  наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения  придерживаются, одного и того же мнения, что воображение характерно только для человека, которое странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим»  из всех психических процессов и  состояний.

До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую  основу. Неизвестными остаются такие  факты, как место локализации  воображения в мозгу человека, с работой каких известных  науке нервных органических структур оно связано.

Возникновение работы воображения  нельзя свести ни к какому закону, оно  является следствием схождения в  одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.

Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

Воображение – это психический  процесс, который заключается в  способности создания новых представлений  и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий  или реально не существующий образ  удерживая его в сознании и  мысленно манипулируя им.

По И. Канту и Хайдеггеру воображение  выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания  мира.

Очень много известно о том, какое  значение воображение имеет в  жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и  состояния и даже на организм.

Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения  и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает  будущее.

Обладая богатым воображением, человек  может «жить» в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение человека выражается:

1) в построении образа средств  и конечного результата предметной  деятельности;

2) в создании программы поведения,  когда проблемная ситуация характеризуется  неопределенностью;

3) в продуцировании образов, которые  не программируют, а заменяют, симулируют действительность;

4) в создании образов, соответствующих  описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический  характер, как и другие психические  процессы (мышление, память, восприятие).

Важнейшее назначение воображения  в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в  процессе деятельности. Воображение  позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты  знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью  пути решения проблемы нередко недостаточно точны (Степанов С., 2005).

Следовательно, воображение ориентирует  человека в процессе деятельности —  создает психическую модель конечного  или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному  воплощению.

Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том  этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более  привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет  необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

 

 

 

   Виды воображения. Характеристика творческого воображения.

Воображение может быть 4 основных видов:

1) активное - характеризуется тем,  что пользуясь им, человек по  собственному желанию, усилием  воли вызывает у себя соответствующие  образы;

2) пассивное - образы такого воображения  возникают спонтанно, помимо воли  и желания человека;

3) продуктивное - в нем действительность  сознательно конструируется человеком,  а не просто механически копируется  или воссоздается;

4) репродуктивное - ставится задача  воспроизвести реальность в том  виде, в каком она есть, и хотя  здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает  восприятие или память, чем творчество.

Активное воображение может  быть творческим и воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного  творчества. Нередко воображение  принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты.

Мечта - необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой  по каким-либо причинам оказалось отсроченным. Воображение, имеющее в своей  основе создание образов, соответствующих  описанию, - воссоздающее воображение. При чтении учебной и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний необходимо с помощью воссоздающего воображения  конструировать в сознании то, что  отражено в этих книгах, на этих картах. Ребенку воображение дает возможность  осваивать окружающий мир в игре, а взрослому - преобразовывать мир  в активной творческой деятельности.

Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов  и планов, которые не воплощаются  в жизнь. В этом случае воображение  выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное  воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается  при ослаблении деятельности сознания, во сне, при патологических расстройствах  сознания.

Преднамеренное пассивное воображение  продуцирует специально создаваемые  образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в воображении грез свидетельствует  об определенных дефектах развития личности (Степанов С., 2005).

Творческое воображение является необходимым компонентом и основой  всех видов творческой деятельности человека. В зависимости от предмета, на который направлено воображение, различают научное, художественное, технологическое воображение. Примером творческого воображения в науке, например, являются своеобразные образы-понятия, в которых в наглядной форме  проступает определенное понятие. В химии - это формула вещества, то есть специфический образ в виде рисунка дает полную характеристику данного вещества, указывает порядок связи атомов в молекуле и структуру их расположения в пространстве. В физике - это наглядная модель строения атома, в биологии - модель, образ молекулы белка и т.д.

Информация о работе Развитие творческого воображения