Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:17, контрольная работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3
Понятие о воображении как психическом познавательном процессе_ 4
Виды воображения. Характеристика творческого воображения_ _ _ 6
Способы развития творческого воображения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8
Личностные особенности творческого человека_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9
Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11
Список используемой литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _12
Задачи_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология» на тему:
«Развитие творческого воображения»
Санкт-Петербург
2013 |
Содержание.
Социально-экономические
Тема развития творческого воображения
детей актуальна тем, что этот
психический процесс является неотъемлемым
компонентом любой формы
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И., Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Воображение и фантазия – это
важнейшая сторона жизни
Структура исследования: контрольная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка.
Понятие о воображении как психическом познавательном процессе.
Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.
Учитывая
самостоятельность и
Желание понять и объяснить воображение,
привлекло внимание к психическим
явлениям в древности, поддерживало
и продолжает его пробуждать в
наши дни. Большинство научных деятелей,
изучающих феномен воображения
придерживаются, одного и того же мнения,
что воображение характерно только
для человека, которое странным образом
связано с деятельностью
До сих пор так и неизвестна настоящая природа воображения. Ученые не могут объяснить механизм воображения, его анатомо-физиологическую основу. Неизвестными остаются такие факты, как место локализации воображения в мозгу человека, с работой каких известных науке нервных органических структур оно связано.
Возникновение работы воображения нельзя свести ни к какому закону, оно является следствием схождения в одной точке, часто случайного, различных, изученных предварительно факторов.
Воображение является основой наглядно-образного
мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без
непосредственного
Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
По И. Канту и Хайдеггеру воображение выступает как одна из способностей души, основа познания и осознания мира.
Очень много известно о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовая культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «homosapiens», уже достаточно хорошо известно. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек
может «жить» в разном времени, что
не может себе позволить никакое
другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах
Воображение человека выражается:
1)
в построении образа средств
и конечного результата
2)
в создании программы
3)
в продуцировании образов,
4)
в создании образов,
Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результаты труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Воображение позволяет принять решение даже при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Однако в этом и ограниченность воображения - намеченные с его помощью пути решения проблемы нередко недостаточно точны (Степанов С., 2005).
Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности — создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.
Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной явится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.
Виды воображения. Характеристика творческого воображения.
Воображение может быть 4 основных видов:
1)
активное - характеризуется тем,
что пользуясь им, человек по
собственному желанию, усилием
воли вызывает у себя
2)
пассивное - образы такого воображения
возникают спонтанно, помимо
3)
продуктивное - в нем действительность
сознательно конструируется
4)
репродуктивное - ставится задача
воспроизвести реальность в
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Творческое воображение
Мечта - необходимое условие
Пассивное воображение лишено действенности,
для него характерно создание образов
и планов, которые не воплощаются
в жизнь. В этом случае воображение
выступает как суррогат деятельности,
с помощью которого человек уклоняется
от необходимости действовать. Пассивное
воображение может быть преднамеренным
и непреднамеренным. Непреднамеренное
пассивное воображение
Преднамеренное пассивное
Творческое воображение