Первые элементарные
сведения человек получает в
семье, закладывающей основы и
сознания, и поведения. В социологии
обращено внимание на тот факт,
что ценность семьи как соци¬ального
института долгое время недостаточно
учитывалась. Бо¬лее того, ответственность
за воспитание будущего гражданина
в определенные периоды советской
истории пытались снять с семьи,
переложив на школу, трудовой
коллектив, обществен¬ные организации.
Принижение роли семьи принесло
большие потери, в основном нравственного
порядка, которые впослед¬ствии обернулись
крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической
жизни.
Эстафету социализации
личности принимает школа. По
мере взросления и подготовки
к выполнению гражданского долга
совокупность усваиваемых молодым
человеком знаний усложняется.
Однако не все они приобретают
характер пос¬ледовательности и
завершенности. Так, в детстве
ребенок получает первые представления
о Родине, в общих чертах начинает
формировать свое представление
об обществе, в котором он живет,
о принципах построения жизни.
Мощным инструментом
социализации личности выступают
средства массовой информации
— печать, радио, телевидение.
Ими осуществляются интенсивная
обработка обще¬ственного мнения,
его формирование. При этом в
одинако¬ва степени возможна
реализация как созидательных,
так и разрушительных задач.
Социализация личности
органично включает в себя
пере¬дачу социального опыта
человечества, поэтому преемствен¬ность,
сохранение и усвоение традиций
неотделимы от по¬вседневной
жизни людей. При их посредстве
новые поколе¬ния приобщаются
к решению экономических, социальных,
политических и духовных проблем
общества.
Таким образом, социализация
личности представляет, по сути,
специфическую форму присвоения
человеком тех граж¬данских отношений,
которые существуют во всех
сферах об¬щественной жизни.
3. Характеристика
подросткового возраста как этап развития
личности.
Для развития человека важен
каждый возраст. И все же подростковый
возраст занимает особое место в
психологии. Подростковый - это самый
трудный в сложный из всех детских
возрастов, представляющий собой период
становления личности.
Главное содержание
подросткового возраста доставляет
его переход от детства к
взрослой. Все стороны развития
подвергаются качественной перестройке,
возникают и формируются новые
психологические новообразования,
закладываются основы сознательного
поведения, формируются социальные
установки. Этот процесс преобразования
и определяет все основные
особен¬ности личности детей
подросткового возраста. Рассмотрев
эти особенности, используя данные
отечественной психологии, в работах
Л.И. Божович., В.В. Давыдова, Т.В.
Драгуновой, И.В. Дуровиной, А.Н.
Марковой. Д.И. Фельдштейна, Д.Б.
Эльконина и д.р.
Главное содержание
подросткового возраста составляет
его переход от детства к
взрослости. Этот переход подразделяется
на два этапа подростковый
возраст и юность (ранняя и
поздняя). Однако хронологические
границы этих возрастов часто
определяются совершенно по-разному.
Процесс акселерации нарушил
привычные возрастные границы
подросткового возраста.
Центральным и специфическим
новообразованием в личности
подростка является возникновения
у него представления о том,
что он уже не ребенок (чувство
взрослости); действенная сторона этого
представления проявляется в стремлении
быть и считаться взрослым. Специфическая
социальная активность подростка заключается
в большой восприимчивости в усвоении
норм, ценностей и способов поведения,
которые существуют в мире взрослых и
в их отношениях.
Главная новая черта,
появляющаяся в психологии подростка
по сравнению с ребенком младшего
школьного возраста, - это более
высокий уровень самосознания, потребность
осознать себя как личность. Л.С.
Выгодский считает, что формирование
самосознания составляет главный
итог переходного возраста.
Подросток начинает
всматриваться в самого себя,
как бы открывает для себя
свое “Я”, стремится познать
сильные и слабые стороны своей
личности. У него возникает интерес
к себе, к качествам собственной
личности, потребность сопоставления
себя с другими людьми, потребность
в самооценке. Представления, на
основании которых у подростков
формируются критерии самооценки,
приобретаются в ходе особой
деятельности – самопознания. Основной
формой самопознания подростков,
по мнению Л.М. Фридмана и
И.Ю. Кулагиной , является сравнение
себя с другими людьми: взрослыми,
сверстниками.
Поведение подростка
регулируется его самооценкой,
а самооценка формируется в
ходе общения с окружающими
людьми, а, прежде всего, со
сверстниками. Ориентация на сверстника
связана с потребностью быть
принятым и признанным в группе,
коллективе, с потребностью иметь
друга, кроме того, с восприятием
сверстника как образца, который
ближе, понятнее, доступнее по
сравнению со взрослым человеком.
Таким образом, на развитие
самооценки подростка влияют
взаимоотношения со сверстниками,
с классным коллективом.
Как правило, общественная
оценка классного коллектива
значит для подростка больше,
чем мнение учителей или родителей,
и он обычно очень чутко
реагирует на воздействие коллектива
товарищей. Приобретенный опыт
коллективных взаимоотношений прямо
сказывается на развитии его
личности, а значит предъявлении
требований через коллектив –
один из путей формирования
личности подростка.
В этом возрасте
создаются неплохие условия для
формирования организаторских способностей,
деловитости, предприимчивости и
других полезных личностных качеств,
связанных с взаимоотношениями
людей, в том числе умения
налаживать деловые контакты, договориться
о совместных делах, распределять
между собой обязанности и
т.д. Подобные личностные качества
могут развиваться практически
во всех сферах деятельности,
в которые вовлечен подросток
и которые могут быть организованы
на групповой основе: учение, труд,
игра.
3.1 Формирование у
подростков познавательного отношения
к окружающему.
Останавливаюсь более
подробно на характеристике особенностей
процесса усвоения знаний в средних
классах школы, так как это
имеет значение не только для развития
мышления подростков и их познавательных
интересов, но и для формирования
их личности в целом. Обучение в школе
всегда происходит на основе уже имеющихся
у ребенка знаний, которые он приобрел
в процессе своего жизненного опыта.
При этом знания ребенка, полученные
им до обучения, не являются простой
суммой впечатлений, образов, представлений
и понятий. Они составляют некоторое
содержательное целое, внутренне связанное
с характерными для данного возраста
способами мышления ребенка, с особенностями
его отношения к действительности,
с его личностью в целом.
Из всего сказанного
следует, что усвоение знаний
в школе не сводится к количественному
накоплению, расширению и углублению
того, что ребенок знал до обучения.
Новые знания не просто заменяют
собой старые, они их изменяют
и перестраивают; перестраивают
они также и прежние способы
детского мышления. В результате
у детей появляются новые особенности
личности, выражающиеся в новой
мотивации, новом отношении к
действительности, к практике и
к самим знаниям.
Скрупулезное экспериментальное
изучение процесса усвоения знаний
позволяет проследить, как же
именно и при каких условиях
школьные знания, как бы прорастая
в сознание ученика, изменяют
весь строй его мышления и
личности.
Схематически этот
процесс может быть представлен
как путь от восприятия и
понимания учебного материала
к активной его переработке
в сознании учащихся и к
превращению усвоенных знаний
в личное достояние ученика,
т. е. в его убеждения. Отсюда
ясно, что подлинное усвоение
знаний завершается лишь тогда,
когда знания ученика превращаются
в факт его мировоззрения, т.
е. изменяют взгляды ученика
на окружающую действительность
и отношение к ней.
Из такого понимания
процесса усвоения школьных знаний
следует, что это усвоение есть
не только процесс образования,
но и сложный процесс воспитания,
непосредственно связанный с
формированием личности школьника.
Вот почему так важно
понять специфику усвоения знаний
в средних классах школы, для
того чтобы выяснить то влияние,
которое оно оказывает на формирование
личности подростка.
3.2 Развитие моральной
стороны личности и формирование нравственных
идеалов в среднем школьном возрасте.
Интерес к нравственным качествам
людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям
друг с другом, их нравственным поступкам
приводит в среднем школьном возрасте
к формированию нравственных идеалов,
воплощенных в духовном облике человека.
Нравственно-психологический идеал
у подростка—это не только знаемая
им объективная этическая категория,
это—эмоционально окрашенный, внутренне
принятый подростком образ, который становится
регулятором его собственного поведения
и критерием оценки поведения других людей.
Воспринятый или созданный
ребенком идеал человека, которому
он хочет подражать и черты
которого ребенок стремится в
себе воспитать, означает вместе
с тем и наличие у него
постоянно действующего нравственного
мотива.
А это в свете
данных, полученных в наших исследованиях,
в частности и в только что
изложенном исследовании Е. С.
Махлах, является важнейшим условием
формирования моральной устойчивости
личности подростка.
Наблюдения и психологический
анализ воспитательного процесса
оказывают, что возникновение
у подростка положительных нравственных
идеалов является необходимым,
а может быть даже и решающим
условием воспитания вообще. И,
наоборот, возникновение у детей
чуждых идеалов создает серьезные
препятствия воспитанию, так как
в этих случаях требования
взрослых не будут приниматься
подростками, поскольку они расходятся
с его собственными требованиями
к себе, основанными на имеющемся
у него идеале.
Несмотря на такое
большое значение идеалов в
развитии личности школьника,
вопросу их активного формирования
в педагогике не придается,
как нам кажется, должного значения.
Недостаточно исследуется процесс
формирования идеалов и в психологии.
3.3. Развитие самооценки
и ее роль в формировании личности подростка.
Только наличие положительной
оценки создает у детей переживание
эмоционального благополучия, что является
необходимым условием для нормального
формирования личности.
Понятно, почему эти
явления у подростков выражаются
особенно интенсивно, эти переживания
связаны с целым комплексом
особенностей, характерных именно
для этого возраста: с интенсивным
развитием самооценки, уровнем притязаний,
наличием стремления к самоутверждению;
а это и есть те компоненты,
которые порождают аффективный
конфликт и описанный нами
аффект неадекватности.
Значение и роль
самооценки в подростковом возрасте
усиливаются еще и тем фактором,
что острые аффективные переживания
решающим образом влияют на
формирование характера.
Однако описанные случаи
антагонистического противоречия
между самооценкой и уровнем
притязаний ребенка, с одной
стороны, и его возможностями
— с другой, вовсе не являются
типичными для формирования личности
даже в подростковом возрасте.
Напротив, появление устойчивой
самооценки, так же как и устойчивых
идеалов, в которых воплощаются
притязания школьников, в отношении
моральной сферы и качеств
своей личности становятся важнейшими
факторами их развития к концу
подросткового возраста. А это
значит, что в указанный период
начинают приобретать все большее
и большее значение внутренние
факторы развития, определяющие собой
новый тип взаимоотношений между ребенком
и средой: подросток уже становится способным
к самостоятельному развитию через самовоспитание
и самосовершенствование. Установление
этого типа развития подготавливает переход
подростка к новой возрастной ступени,
к старшему школьному возрасту, где внутренние
факторы развития становятся доминирующими.
4.Каковы же основные
принципы изучения индивидуальных особенностей
детей?
Изучение личности ребёнка
через его деятельность – один
из важнейших принципов, которому должен
следовать учитель. Многие особенности
личности вскрываются непосредственно
на уроке, другие – в работе дома.
Индивидуализация учения
предполагает, что для каждого
ученика есть своя мера трудности,
нижний её предел, который каждый
ученик должен в силу своих
повышающихся возможностей стремится
превзойти.
Индивидуализация учения
в начальных классах состоит
в том, чтобы увидеть не только
недостатки подготовки ребёнка
к школе, но и особенности
его психофизиологического развития
и строить учебный процесс,
исходя из этих возможностей
и особенностей.
Каковы же основные
пути и способы работы с
детьми?
Перевоспитание подростков
и старших школьников должно
осуществляться в соответствии
со следующими принципиальными
положениями: