Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 06:01, дипломная работа
Краткое описание
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Содержание
Введение Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности» 1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников Выводы по 1 главе Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей 2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста 2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста 2.4 Педагогический эксперимент Выводы по 2 главе Заключение Список литературы
Приемы воспитания - отдельное действие, направленное
на достижение цели.
Основным приемом, посредством
которого учитель направляет и организует
деятельность ребенка, являются обычно
задания, которые он ставит перед ребенком.
Для их эффективности нужно, чтобы они
были внутренне приняты ребенком, от чего
зависит смысл задания для него. При необеспеченности
мотивации заданий со стороны учителя
внутреннее их содержание для ребенка
может резко разойтись с их объективным
содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.
Иными словами, внешние воспитательные
воздействия способствуют формированию
положительных черт характера и нравственных
качеств только при условии, если они возбуждают
у учащихся положительное внутреннее
отношение и стимулируют их собственное
стремление к моральному развитию.
Традиционные методы нравственного
воспитания ориентированы на привитие
школьникам норм и правил общественной
жизни. Однако часто они действуют лишь
в условиях достаточно сильного внешнего
контроля (взрослые, общественное мнение,
угроза наказания). Важным показателем
сформированности нравственных качеств
личности является внутренний контроль,
действие которого приводит порой к эмоциональному
дискомфорту, недовольству собой, если
нарушаются проверенные личным опытом
правила общественной жизни.
Внутренний контроль формируется
благодаря активной деятельности ребенка
в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной,
волевой сферах. Готовность подчинять
свои побуждения представлениям и знанию
о культуре человеческого бытия повышает
самооценку личности, развивает чувство
собственного достоинства. Сформированные
навыки контроля способствуют успешному
развитию нравственных качеств личности
в процессе обучения и воспитания.
Педагогический смысл работы
по воспитанию нравственных ценностей
младшего школьника состоит в том, чтобы
помогать ему продвигаться от элементарных
навыков поведения к более высокому уровню,
где требуется самостоятельность принятия
решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе
описывается множество методов и приемов
нравственного воспитания. Очевидно, что
они не одинаково направлены на формирование
нравственных ценностей.
Так, например, методы воздействия
можно разделить на два класса:
- влияния, создающие привычки,
определяющие тот или иной
тип поведения.
Наиболее последовательной
и современной представляется классификация,
разработанная Щукиной Г. И., в которой
выделяют такие группы методов:
1. Методы разностороннего
воздействия на сознание, чувства
и волю учащихся в интересах
формирования у них нравственных
взглядов и убеждений (методы
формирования сознания личности);
2. Методы организации
деятельности и формирования
опыта общественного поведения;
3. Методы стимулирования
поведения и деятельности.
Методы первой группы очень
важны и для успешного прохождения следующего
важного этапа воспитательного процесса
– формирования чувств, эмоционального
переживания требуемого поведения. Если
ученики остаются безразличны к педагогическому
воздействию, то, как известно, процесс
развивается медленно и редко достигает
намеченной цели. Глубокие чувства рождаются
тогда, когда осознанная школьниками идея
облекается в яркие, волнующие образы.
В учебных пособиях прежних
лет методы первой группы назывались короче
и выразительнее – методами убеждения.
Убеждение в воспитательном процессе
достигается при использовании различных
приемов и методов: чтение и анализ притч,
басен, назидательных рассказов; этические
беседы, разъяснения, внушения, диспуты,
пример.
Каждый из методов имеет свою
специфику и область применения. Несмотря
на кажущуюся простоту, все без исключения
методы требуют высокой педагогической
квалификации.[Реан, 2000:98]
Рассмотрим наиболее сложные
по содержанию и применению методы словесно-эмоционального
воздействия: рассказ, разъяснение, этическую
беседу и метод наглядно-практического
воздействия.
В младших классах часто используется
рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное
изложение конкретных фактов и событий,
имеющих нравственное содержание. Воздействуя
на чувства, рассказ помогает воспитанникам
понять и усвоить смысл моральных оценок
и норм поведения. Хороший рассказ не только
раскрывает содержание нравственных понятий,
но и вызывает у школьников положительное
отношение к поступкам, соответствующим
нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему
несколько функций:
служить источником знаний,
обогащать нравственный опыт
личности опытом других людей,
служить способом использования
положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического
рассказа относятся следующие:
Рассказ должен соответствовать
социальному опыту школьников. В младших
классах он краток, эмоционален, доступен,
соответствует переживаниям детей.
Рассказ сопровождается иллюстрациями,
которыми могут стать произведения живописи,
художественные фотографии, изделия народных
умельцев. Усиливает его восприятие хорошо
подобранное музыкальное сопровождение.
Обстановка имеет большое значение
для восприятия этического рассказа. Эмоциональное
воздействие окружающей обстановки должно
соответствовать замыслу и содержанию
рассказа.
Рассказ производит должное
впечатление только тогда, когда выполняется
профессионально. Неумелый, косноязычный
рассказчик не может рассчитывать на успех.
Рассказ обязательно должен
переживаться слушателями. Нужно позаботиться,
чтобы впечатления от него сохранялись
как можно дольше. Нередко воспитательное
значение этического рассказа сильно
снижается только из-за того, что сразу
после него дети переходят к делу, совершенно
отличному и по содержанию, и по настроению,
например к спортивному соревнованию.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного
воздействия на воспитанников. Важная
черта, отличающая разъяснение от объяснения
и рассказа, – ориентированность воздействия
на данную группу или отдельную личность.
Применение этого метода основывается
на знании особенностей класса и личностных
качеств членов коллектива. Для младших
школьников применяются элементарные
приемы и средства разъяснения: «Поступать
нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется только
там и только тогда, когда воспитаннику
действительно необходимо что-то объяснить,
сообщить о новых нравственных положениях,
так или иначе повлиять на его сознание
и чувства. Но разъяснения не нужны там,
где речь идет о простых и очевидных нормах
поведения в школе и обществе: нельзя резать
и разрисовывать парту, грубить, плевать
и т. д. Здесь необходимы категорические
требования. Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить
новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного
отношения воспитанников к определенному
поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания
разъяснение опирается на внушение. Для
него характерно некритическое восприятие
школьником педагогического воздействия.
Внушение, проникая незаметно в психику,
действует на личность в целом, создавая
установки и мотивы поведения. Младшие
школьники особенно внушаемы. Педагог,
опираясь на эту специфику психики, должен
использовать внушение в тех случаях,
когда воспитанник должен принять определенные
установки. Внушение используется для
усиления воздействия других методов
воспитания.
Необходимо отметить, что при
неквалифицированном применении рассказ,
разъяснение, внушение могут принимать
форму нотации. Она, как известно, никогда
не достигает цели, а скорее вызывает противодействие
у воспитанников, желание действовать
вопреки. Нотация не становится формой
убеждения.
В работе с учащимися различных
возрастных групп широко применяется
этическая беседа. В педагогической литературе
она рассматривается и как метод привлечения
учащихся для обсуждения, анализа поступков
и выработки нравственных оценок, и как
форма разъяснения школьникам принципов
нравственности и их осмысления, и как
средство формирования системы моральных
представлений и понятий, которые в свою
очередь выступают в качестве основы для
формирования нравственных взглядов и
убеждений. Более подробно метод этической
беседы описан во втором параграфе данной
главы.
Пример – воспитательный метод
исключительной силы. Его воздействие
основывается на известной закономерности:
явления, воспринимаемые зрением, быстро
и без труда запечатлеваются в сознании,
потому что не требуют ни раскодирования,
ни перекодирования, в котором нуждается
любое речевое воздействие. Пример действует
на уровне первой сигнальной системы,
а слово – второй. Пример дает конкретные
образцы для подражания и тем самым активно
формирует сознание, чувства, убеждения,
активизирует деятельность. Когда говорят
о примере, подразумевают, прежде всего,
пример живых конкретных людей – родителей,
воспитателей, друзей. Но большую воспитательную
силу имеет и пример героев книг, фильмов,
исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера
служит подражательность. Благодаря ей
люди овладевают социальным и нравственным
опытом. Не всегда подражательность имеет
непосредственный характер, часто мы ее
наблюдаем в опосредованной форме – это
не механический процесс, не автоматическое
перенесение черт, качеств, опыта определенной
личности, не простое повторение и отражение.
Подражательность – деятельность индивида.
Иногда очень трудно определить черту,
где заканчивается подражание и где начинается
творчество. Часто творчество и проявляется
в особенном, своеобразном подражании.
Младшие школьники подражают
тем, кто оказывает на них наиболее сильное
впечатление. Согласно данным психологов,
неизменную симпатию младших школьников
вызывают люди смелые, волевые, находчивые,
обладающие большой физической силой,
стройной фигурой, приятной манерой общаться,
правильными чертами лица. При выборе
моральных примеров, учитывая эти закономерности
восприятия личности, следует добиваться
того, чтобы носители добрых начал были
приятны и симпатичны, а носители пороков
вызывали неприязнь. При отсутствии такого
соответствия нужны специальные меры
по их обеспечению. Высоконравственный,
но малосимпатичный персонаж уместно
при случае наделить характеристиками
и оценками, ослабляющими вызываемое им
чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося
детям «героя» суметь доходчиво и доказательно
развенчать. Столь же важно предупреждать
возможные случаи появления пассивно-созерцательных
идеалов. Они служат не столько побудителем
к действию, сколько предметом любования,
бесплодной мечтательности.
Жизнь дает не только положительные,
но и отрицательные примеры. Обращать
внимание школьников на негативное в жизни
и поведении людей, анализировать последствия
неправильных поступков, извлекать правильные
выводы не только желательно, но и необходимо.
Вовремя к месту приведенный негативный
пример помогает удержать воспитанника
от неправильного поступка, формирует
понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание
зависит и от личного примера воспитателя,
его поведения, отношения к воспитанникам,
мировоззрения, деловых качеств, авторитета.
Известно, что для большинства младших
школьников авторитет учителя абсолютен,
они готовы подражать ему во всем. Но сила
положительного примера наставника увеличивается,
когда он своей личностью, своим авторитетом
действует систематически и последовательно.
Кроме того, сила положительного воздействия
педагога будет возрастать и тогда, когда
воспитанники убедятся, что между его
словом и делом нет расхождений, ко всем
он относится ровно и доброжелательно.
В педагогической литературе
описывается и такой метод формирования
сознания личности, как диспут. Он представляет
собой живой горячий спор на какую-то тему,
волнующую воспитанников. Диспуты ценны
тем, что убеждения, мотивы вырабатываются
при столкновении и сопоставлении различных
точек зрения. Этот метод сложный, используется
в основном в средних и старших классах.
В начальной школе его можно использовать
как прием, например, в этической беседе.
[Толкачева, 2002: 73]
Итак, отметим, что в реальных
условиях педагогического процесса методы
воспитания выступают в сложном и противоречивом
единстве. Решающее значение здесь имеет
не логика отдельных «уединенных» средств,
а гармонично организованная их система.
Разумеется, на каком-то определенном
этапе воспитательного процесса тот или
иной метод может применяться в более
или менее изолированном виде. Но без соответственного
подкрепления другими методами, без взаимодействия
с ними он утрачивает свое назначение,
замедляет движение воспитательного процесса
к намеченной цели.
2.3 Совместная
работа школы и семьи по
воспитанию нравственных ценностей
у детей младшего школьного
возраста
Суть взаимодействия классного
руководителя и семьи заключается в том,
что обе стороны должны быть заинтересованы
в изучении ребенка, раскрытии и развитии
в нем лучших качеств и свойств. В основе
такого взаимодействия лежат принципы
взаимного доверия и уважения, взаимной
поддержки и помощи, терпения и терпимости
по отношению друг к другу. Это поможет
классному руководителю и родителям объединить
свои усилия в создании условий для воспитания
у младших школьников нравственных ценностей.
Сотрудничество школы и семьи
- это результат целенаправленной работы
классного руководителя, которая предполагает
всестороннее и систематическое изучение
семьи, знание особенностей и условий
семейного воспитания. Совместная деятельность
классного руководителя, родителей и учащихся
может быть успешной, если классным руководителем
правильно выбраны педагогические приемы
взаимодействия, если существует, диалектически
развиваясь, так называемый «педагогический
треугольник», включающий классного руководителя,
родителей и младшего школьника.