Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 06:01, дипломная работа

Краткое описание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
1.3 Критерии и уровни нравственной воспитанности младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.1 Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных ценностей
2.2 Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного возраста
2.3 Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
2.4 Педагогический эксперимент
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВКО два.docx

— 93.68 Кб (Скачать файл)

На первый взгляд было понятно, что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д.).

Цель другого классного часа «Какой я?»: учить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

Также мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.

Также включали учащихся в деятельность, направленную на помощь другим людям: младшим (первоклассникам, своим братьям и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям); учили заботиться о природе. Мы включали учащихся в проблемные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие проблемные ситуации – это специально организованные педагогом экстремальные условия для школьника, включающие в себя рассогласования, противоречия между требованиями социума и уровнем развития личности, или между ситуативным требованием активности личности и уровнем развития способностей к осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных вариантов преодоления моральных противоречий. В опытно - поисковой работе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой ситуации.

В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента мы провели аналогичную диагностику и составили таблицу с критериями нравственной воспитанности или «Сводный лист» (см. Приложение таблицу 3).

Рассмотрим показатели УНВ в сравнительной гистограмме представленной на рис.2.

Рисунок 2 Сравнительные показатели уровней нравственной воспитанности на контрольном и заключительном этапах эксперимента

Как видно из данной гистограммы динамика роста нравственной воспитанности у младших школьников очевидна.

Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%).

Таким образом, наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса средний уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.

Выводы по 2 главе

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения этой задачи учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направить свою деятельность на формирование нравственного воспитания детей. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.

Нравственное воспитание, ориентированное на воспитание нравственных ценностей, рассматривается в педагогике в качестве важнейшей цели воспитания на основе воспитания, развития, саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. В различные исторические периоды развития в обществе складываются многообразные нравственные ценности, их объединяет то, что они обращены к человеческому началу, основаны на личностном опыте, представляют собой совокупность общих принципов, норм поведения учащихся по отношению друг к другу, природе, обществу во имя добра (во благо). Сформированные нравственные ценности позволяют определить ценностные нравственные ориентиры младших школьников, стремление к идеалу, они выполняют регулирующую функцию в жизнедеятельности учащихся.

В современных условиях воспитание нравственных ценностей в деятельности классного руководителя может быть успешным при условии ориентации на системный, деятельностный, проблемно-целевой и личностный подходы к воспитанию; соответствующего уровня педагогической культуры классного руководителя, родителей; использование специального педагогического инструментария для диагностики сформированности нравственных ценностей учащихся и определения уровня воспитанности школьников.

Проведенное нами исследование показало, что работа проделанная в ходе формирующего этапа исследования способствовала повышению уровня нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста: сократилось до нуля количество испытуемых относящихся к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%). Следовательно, можно сделать следующий вывод, что теоретические знания у ребят преобладают над практическими умениями и стала явной необходимость продолжения работы по формированию нравственной воспитанности детей.

 

Заключение

Специфика воспитания нравственных ценностей у младших школьников заключается в возрастных особенностях развития учеников, закономерностях, механизмах и логике данного процесса.

Логика формирования нравственных ценностей включает в себя следующие звенья: поиск, оценка, выбор и проекция (или актуализация ценности в совместной деятельности).

Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

В подтверждение теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, на основе результатов которого нами сделаны следующие выводы. Эффективность воспитания нравственных ценностей школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационного, содержательного, операционного.

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в сторону увеличения.

Опытная работа в школе №8 г.Ленинска-Кузнецкого показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 3 «А» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития".

Этой работой мы подтвердили "закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: "Если человека учат добру - ...в результате будет добро". Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Воспитание нравственных ценностей младших школьников может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду.

 

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая  психология [Текст]/Г.С. Абрамова. - Москва, 2004.- 471с.

2. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]/ Ю.К. Бабанский. – Москва, 1999.-374с.

3. Богданова, О.С. Этические  беседы с школьниками [Текст]/О.С.Богданова. – Москва, 2007.-310с.

4. Божович, Л.И., Нравственное  формирование личности школьника  в коллективе [Текст]/Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.

5. Волков, Б.С., Детская психология  развития [Текст]/Б.С. Волков. - Москва, 2000.-576с.

6. Григорович, Л.А. Педагогика  и психология [Текст]/Л.А.Григорович. - Минск, 2004.-312с.

7. Каиров, И.А. Азбука нравственного  воспитания [Текст]/И. А. Каиров. – Москва, 2006.- 201с.

8. Каиров, И.А. Нравственное  развитие младших школьников  в процессе воспитания [Текст]/ И.А. Каиров. - Москва, 2005.-213с.

9. Калюжный, А.А. Роль учителя  в нравственном воспитании школьников [Текст]/ А.А. Калюжный. – Москва, 2008.-205с.

10. Колдунов, Я.И. Нравственное  воспитание личности школьника [Текст]/Я.И.Колдунова. - Калуга, 2007.-197с.

11. Кузнецова, Л. В. Гармоническое  развитие личности младшего школьника [Текст]/Л.В.Кузнецова. Москва, 2008.-241с.

12. Лихачёв, Б.Т. Педагогика [Текст]/Б.Т. Лихачев. – Москва, 2006.-601с.

13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/А.Г.Малков. - СПб., 2004.-318с.

14. Малиночкин, Э.Т. Педагогика [Текст]/Э. Т. Малиночкин. – Москва, 2002.-430с.

15. Марьенко, И.С. Нравственное  становление личности [Текст]/И.С. Марьенко. - Москва, 2005.219с.

16. Натанзон, Э.Ш. Психологический  анализ поступков ученика [Текст]/Э.Ш. Натанзон. – Москва, 2001.-349с.

17. Немов, Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов  – Москва, 2000.-691с.

18. Щукина, Г.И. Педагогика  школы [Текст]/ Г.И.Щукина. – Москва, 1998.-291с.

19. Подласый, П.И. Педагогика [Тест] / П.И. Подласый. – Москва, 2001.-437с.

20. Рахимов, А.З. Роль нравственного  воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов. - СПб., 2008-169с.

21. Реан, А.А., Психология и  педагогика [Текст] / А.А. Реан.– СПб., 2000.-263с.

22. Рожков, М. И. Организация  воспитательного процесса в школе [Текст]/И.И.Рожков. – Москва, 2000.-309с.

23. Рубинштейн, С. Л. Психолого–педагогические  проблемы нравственного воспитания  школьников [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1996.-350с.

24. Сенько, В. Г. Воспитание  у младших школьников норм  поведения [Текст] / В.Г.Сенько. – Минск, 2006.-190с.

25. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]/В.А.Сластенин. - Москва, 2002.-405с.

26. Толкачёва, Л. Всех выше  должно стоять образование нравственное [Текст]/ Л.Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.

27. Трофимова, Н. М. Нравственные  ориентиры младшего школьника [Текст]/Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.

28. Урумбасарова, Э. А. Проблема  нравственного воспитания в исторических  трудах педагогической науки [Текст]/Э.А. Урумбасарова. – Алмата, 1999.-364с.

29. Филонова, Г.Н. Формирование  личности: проблемы комплексного  подхода в процессе воспитания  школьника [Текст]/ Г.Н.Филонова. – Москва, 2003.-382с.

30. Фридман, Л. М. Психологический  справочник учителя [Текст]/Л.М. Фридман. – Москва, 2001.-173с.

31. Харламов, И.Ф. Нравственное  воспитание школьников: Пособие  для клас. Руководителей [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, 2003.-415с.

32. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/И.Ф. Харламов. – Москва, - 2002.-386с.

33. Шилова, М.И. Проблема ценностей  и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова. - Москва, - 2001.-329с.

34 Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология [Текст]/Н.Е.Щуркова. – Москва, 2001.-257с.

35. Яновская, М.Г. Нравственное  воспитание и эмоциональная сфера  личности [Текст]/М.Г.Яновская. СПб., - 2003.-413с.

 

Приложение

Таблица 1

Уровни нравственной воспитанности (методика М.И. Шиловой)

Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной  природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению  других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности  по охране природы под руководством  учителя;

0 - природу не ценит  и не бережет.

2. Гордость за свою  страну

3 - интересуется и гордится  историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим  прошлым;

1 - знакомится с историческим  прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим  прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу  малому Отечеству и организует  других;

2 - находит дела на службу  малому Отечеству;

1 - участвует в делах  на службу малому Отечеству  при организации и поддержке  со стороны учителей;

0 - не принимает участия  в делах на пользу малому  Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах  класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость  за свою школу, участвует в  делах класса;

1 - в делах класса участвует  при побуждении;

0 - в делах класса не  участвует, гордости за свою школу  не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает  и знает, обсуждает с друзьями  узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении  взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на  побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать  свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как  можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как  можно лучше

1 - учиться при наличии  контроля;

0 - плохо учится даже  при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное  увлечение, к которому привлекает  товарищей;

2 - есть любимое полезное  увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной  деятельности участвует при наличии  побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности  не участвует.

8. Организованность в  учении

3 - работу на уроке и  домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и  домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и  домашнее задания выполняет под  контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество  в труде

3 - находит полезные дела  в классе, школе и организует  товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела  в классе, школе, выполняет их  с интересом;

1 - участвует в полезных  делах в классе, в школе, организованных  другими;

0 - в полезных делах  не участвует, позитивную инициативу  и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без  контроля со стороны старших  и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии  контроля;

0 - участия в труде не  принимает

11. Бережное отношение  к результатам труда

3 - бережет личное и  общественное имущество, стимулирует  других;

2 - бережет личное и  общественное имущество;

1 - требует контроля в  отношении к личному и общественному  имуществу;

0 - небережлив, допускает  порчу личного и общественного  имущества.

12. Осознание значимости  труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим  силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим  силам;

1 - не имеет четкого  представления о значимости труда; при выполнении работ по силам  нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости  труда, не умеет и не любит  трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение  к старшим

3 - уважает старших, не  терпит неуважительного отношения  к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда  уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение  к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям  и близким, дружелюбно относится  к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со  стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает  слабым, больным, беспомощным и настраивает  на это других;

2 - сочувствует и помогает  слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным  при условии поручения, наличия  контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях  с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях  с товарищами и взрослыми, не  терпит проявления лжи и обмана  со стороны других

2 - честен в отношениях  с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17. Самообладание и сила  воли

3 - проявляет самообладание  и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает  к этому других; 2 – сам проявляет  добрую волю, стремится развивать  ее, но безразличен к безволию  своих товарищей;

1 - развивает волю в  организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает  и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение  правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает  правила культуры поведения, требует  этого от других;

2 - добровольно соблюдает  правила культуры поведения, не  заботится о других;

1 - нормы, правила поведения  соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не  соблюдает

19. Организованность и  пунктуальность

3 - своевременно и качественно  выполняет любое дело, требует  этого от других;

2 - своевременно и качественно  выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел  и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к  себе

3 - требователен к себе  и товарищам, стремится проявить  себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в  хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя  в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных  поступках.

Информация о работе Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста