Восприятие, его виды и свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:41, реферат

Краткое описание

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Вложенные файлы: 1 файл

Vospriatie.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

Еще одним аргументом в  пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может  служить так называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. На нем, в частности, был основан эксперимент с группой людей, который рассматривался в третьей главе учебника. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т.е. если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.

Скорость движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения  изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком  времени часто связывают с  так называемыми «биологическими  часами» — определенной последовательностью  и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме  человека. В качестве наиболее вероятных  кандидатов на роль биологических часов  называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно  воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность  времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо  дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В  одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме  того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать  в широких пределах в зависимости  от его душевного и физического  состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или  подавленности оно течет медленнее.

Законы восприятия

Восприятие человека, в  задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Часть из них мы уже рассмотрели, других дополнительно коснемся в  этом параграфе главы.

Многие факты указывают  на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится  в основном к главным видам  восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Было, например, замечено, что создание искусственных условий, исключающих движение зрительно воспринимаемого предмета по сетчатке, приводит либо к искажению, либо к полному исчезновению образа. Происходит это, вероятно, по причине адаптации зрительных элементов, палочек и колбочек, или их запредельного торможения.

Много полезного в понимание  связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский  физиолог И.М.Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал  И.М.Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых  периодических движениях, становится измерителем времени 1 .

  • 'См.: Самойлов А.Ф. И.М.Сеченов и его мысли о роли мышцы в нашем познании природы // Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975.

Человек, следя глазами  за движущимся объектом, концентрирует  на нем свой взор, и, пока объект находится  в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться, тотчас же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.

При рассмотрении неподвижного объекта зрительные оси, связывающие  центр сетчатки с воспринимаемым объектом, можно уподобить двум длинным  щупальцам, способным то вытягиваться, то сокращаться и как бы ощупывать  данный объект наподобие того, как  это делает рука, скользя по поверхности  осязательно воспринимаемого объекта. Скорость сокращения мышц, связанных  с органами слежения за предметом, вид  сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит  в его непосредственной связанности  с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в  особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Приведем в  качестве иллюстрации этой идеи результаты одного весьма показательного эксперимента.

В данном опыте людям с  нормальным зрением предлагалось некоторое  время носить очки, искажающие воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Выяснилось, что  человек, только что надевший такие  очки, вначале видит окружающие предметы в искаженном свете, т.е. именно так, как его восприятие оптически  изменяют очки. Однако затем сознание человека постепенно научается не замечать, корректировать оптические искажения  и человек начинает видеть вещи обычным  для него способом, как если бы зрительно  воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Со временем индивид вовсе перестает замечать имеющиеся у него очки. Однако когда  он внезапно снимает их, то некоторое  время его обычное зрение оказывается  искривленным сообразно тому, как  раньше изменяли восприятие носимые  им специальные очки.

В одном из опытов подобного  рода человек носил очки, которые  оптически переворачивали для него видимый мир. Со временем он настолько  привык к этим очкам, что начал  воспринимать все в нормальном свете, без переворотов и инверсий зрительного  пространства. Парадоксальность данного  опыта состоит в том, что когда  человеку сняли очки, то первое время  уже без них он видел обычный  окружающий мир также перевернутым. Д.Бом, обсуждая результаты подобных экспериментов, писал: «В этих опытах интересно то, что способность «переучиваться»... очень сильно зависит от возможности  активно перемещать в пространстве свое тело... Те люди, которые имеют  возможность ходить по помещению, оказываются  способными довольно быстро приспосабливать  свое зрение к искажающим очкам, тогда  как люди, сидящие на стульях и  перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое  обучение протекает у них значительно  менее эффективно» 1 .

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему  информации, корректирующей неверно  складывающийся образ. Этот факт иллюстрирует следующий опыт. Людей погружали в сосуд с водой, температура которой была весьма комфортной. Человек, оказавшийся в такой воде, не имел возможности ничего видеть и слышать в течение довольно длительного времени. Специальное покрытие, которое было на его руках, не позволяло получать в достаточном количестве и осязательные ощущения. В этих условиях у испытуемых отмечались заметные изменения восприятия. У них возникали галлюцинации и нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной изоляции заканчивался, то у многих испытуемых обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и времени. Люди, прошедшие через эти опыты, оказались неспособными сразу после их окончания отчетливо воспринимать формы предметов. Так же существенно изменилось у них и восприятие цвета.

Из этих опытов Д.Бом делает следующий вывод: «Общие структурные  элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда  им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой» 2 . Подобного рода настройка на внешний  мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно  воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства. В начале и в ходе своего развития ребенок постепенно открывает для себя структуру окружения в процессе длительных и разнообразных экспериментов в общении и играх, учении и труде. В этих видах деятельности ребенок активно исследует свое окружение, интересуется им, наблюдает, проводит опыты, постоянно выдвигая, проверяя, подтверждая или опровергая касающиеся его перцептивные гипотезы. С возрастом этот процесс непрерывного перцептивного исследования окружающей действительности в разных видах практической деятельности превращается у человека в жизненно важную привычку. Для ее ускоренного формирования существует специальный врожденный рефлекс, называемый ориентировочным. Он автоматически возникает и подкрепляется всякий раз, когда в поле восприятия оказывается новый стимул или происходят какие-либо существенные изменения.

  • Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. — С. 174. 2 Там же. - С. 177-178.

Если образы зрительного  восприятия, относящиеся к внешним  объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости  от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или  ошибочность, то устойчивость образов  внутренних состояний, связанных с  телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством действующих  глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени может продолжать «чувствовать» отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как будто она сохранная и по-прежнему находится на своем обычном месте. Он ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата, касания и движения предметов.

Фантом конечности почти  всегда наблюдается после ампутации  у взрослых людей, причем такие явления  обычно возникают только в отношении  тех частей тела, которые человек  имел возможность достаточно хорошо освоить. Фантомов в отношении тех  частей тела, которые отсутствовали  с рождения, практически не бывает. Начиная примерно с 9 лет, ампутация  почти всегда ведет к возникновению  фантома конечности. Это и есть время, к которому мозг человека, его  структуры, управляющие движениями, их связи с сенсорными процессами окончательно оформляются.

Таким образом, на базе рассмотренных  фактов мы можем сделать вывод  о том, что характер образов человека и связанных с ними ощущений отчасти  определяется внутренними процессами, происходящими в организме, но это  случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно  и напрямую зависит от получаемого  опыта.

Вопрос о том, какое  влияние на наше восприятие оказывает  внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. В древности  этот вопрос звучал примерно так: все  ли знания о мире к нам поступают  только через органы чувств или часть  из них вносится в восприятие разумом, относительно независимо от внешнего мира? При глубоком рассмотрении этот вопрос оказывается не таким уж простым, каким может показаться на первый взгляд.

Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом  вся информация, в том числе  абстрактные знания (к примеру, схемы  мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Факты, которые нами только что были рассмотрены, свидетельствуют о том, что по меньшей мере часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся фактов.

Со времени английского  философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила названиенативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Упомянутые положения  подкрепляются изображениями шуточного  свойства, представленными на рис. 40. Для большинства людей, видящих  их впервые, они имеют небольшой  смысл и ничего конкретного в  восприятии не создают. Но как только наблюдателю говорят, что рисунок  слева изображает «солдата с собакой, проходящего за забором», а рисунок  справа — «женщину, моющую пол», образы восприятия сразу организуются, а  рисунки начиная с этого момента воспринимаются более осмысленно. Примечательно, что, после того как рисунки ассоциировались с осмысленными изображениями и стали восприниматься определенным образом, становится очень трудно их начать воспринимать по-другому.

Информация о работе Восприятие, его виды и свойства