Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:41, реферат
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Рис. 40. Фигуры, показывающие
влияние опыта осмысленных
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А.В.Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориентировочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.
Благодаря точной установке
рецепторов ребенок в первые месяцы
жизни оказывается способным зрительно
различать старые и новые для него объекты,
которые отличаются друг от друга величиной,
цветом и формой. Начиная с трех-четырех
месяцев жизни сенсорные функции включаются
в практические действия, перестраиваются
на их основе и постепенно сами приобретают
более совершенный вид ориентировочно-
При переходе от раннего
к дошкольному возрасту под влиянием
игровой и конструктивной деятельности
у детей складываются сложные
виды зрительного анализа и синтеза,
включая способность мысленно расчленять
воспринимаемый объект на части в
зрительном поле, исследуя каждую из них
в отдельности и затем
А.В.Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» — образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.
На следующем этапе
сенсорные процессы сами превращаются
в своеобразные перцептивные действия,
которые выполняются с помощью собственных
движений рецептивных аппаратов. На данном
этапе дети знакомятся с пространственными
свойствами предметов при помощи развернутых
ориентировочно-
На третьем этапе начинается
процесс своеобразного
На следующих, более высоких ступенях сенсорной обучен-ности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.