Восприятие как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Содержание

Введение стр. 2
1. Общая характеристика восприятия. стр. 4
2. Классификация видов восприятия. стр. 8
3.Свойства (закономерности) восприятия. стр.9
4.Индивидуальные типы восприятия. стр.15
5.Нарушение восприятия. стр.16
6. Проявление свойств восприятия в профессиональной деятельности человека . стр.17
Заключение стр.18
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

3.Свойства (закономерности) восприятия.                                                  

К   основным   свойствам   восприятия   следует   отнести    следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

Предметность – это способность отражать  объекты  и  явления  реального мира не в виде набора не  связанных  друг  с  другом  ощущений,  а  в  форме отдельных  предметов.  Предметность   не   является   врожденным   свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого  свойства  происходит  в процессе  онтогенеза,  начиная  с   первого   года   ребенка.   Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно  как  обособленное в пространстве и времени отдельное физическое  тело.  Наиболее  ярко  данное свойство проявляется в  феномене  выделения  фигуры  (предмета  или  объекта восприятия) из фона. Предмет – это то, на чем сосредоточено в данный  момент восприятие и фон – все, что образуют другие предметы, действующие на  нас  в то же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, “на  задний план”.

Первоначально различие между фигурой (предметом)  и  фоном  возникло в изобразительном искусстве. Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического  поля, а все, что окружает фигуру, представляет  собой  фон. Таким  образом,  воспринимаемая реальность всегда разделяется  как  бы  на  два  слоя:  на  фигуру  –  образ предмета, и фон – образ окружающего предмет пространства. Вследствие  такого расчленения предметность сохраняет  некоторую  независимость  восприятия  от фона, на котором выступает объект.

В  психологии  данная  проблема  впервые  стала   рассматриваться   как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Он обнаружил, что при  прочих равных  условиях  поверхность  с  четкими  границами,   обладающая   меньшей площадью, стремится приобрести статус фигуры, и тогда  все,  окружающее  ее, воспринимается как  фон.  Здесь  возможность  разделения  на  фигуру  и  фон определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет  степень контрастности: если она  мала,  то  фигура  сливается  с  фоном  и  остается невоспринятой.

Следует отметить, что соотношение предмета и  фона  –  это  соотношение динамическое. То,  что  в  данный  момент  относится  к  фону,  может  через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было  предметом, может стать фоном. Выделение предмета  из  фона  связано  с  особенностями  нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо  из  прошлого опыта. Гораздо хуже выделяются  отдельные  части  предмета.  В  этом  случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как  особый  объект.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет  находится  в окружении  схожих  предметов.  Следовательно,  для  того   чтобы   облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета  из  фона,  необходимо  уменьшить их различие.

Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что  надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета. Во-вторых, выделение предмета их фона облегчает возможность  обвести  контуры  предмета или перебрать предметы руками, т.е. возможность манипуляции  предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

Любой образ  целостен.  Под  этим  понимается  внутренняя  органическая взаимосвязь частей и целого в образе. В  отличие  от  ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный  образ  предмета. Он складывается на  основе  обобщения  получаемой  в  виде  различных  ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты  ощущения настолько прочно связаны между собой,  что  единый  сложный  образ  предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные  свойства  или  отдельные части объекта. Этот образ возникает условнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями   (т.е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном  отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное  достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Важность роли восприятия части в восприятии целого  не  означает,  что для узнавания предмета необходимо воспринимать  все  его  части.  Многое  из того, что имеется в объекте, совсем не  воспринимается,  или  воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но  тем  не  менее  мы узнаем  предмет.  Это  происходит   потому,   что   каждый   предмет   имеет характерные,  только  ему  присущие  опознавательные  признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам  опознать  предмет, в то жевремя отсутствие других, менее существенных  признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных  этапах ознакомления  с   предметом.   Причем   существенную   роль   здесь   играют индивидуальные различия людей. Начальный  период  восприятия  у  большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает  восприятие  целого, без выделения отдельных  частей.  У  некоторых  людей  наблюдается  обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с  индивидуальными  различиями  по-разному  протекает  и второй этап восприятия. Если сначала  воспринимается  общая  форма  предмета без ясного различения его отдельных частей, то в  дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И   наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его  переход  к  целому.  В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается  восприятие  в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных  особенностей,  но  и  от  целого  ряда  других  факторов   – например, предшествующий опыт и установка.

С  целостностью   восприятия   связана   и   его   структурность   (или обобщенность). Она означает отнесенность каждого образа к некоторому  классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ  класса  отражается влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта  человека. По  мере  расширения  личного  опыта   восприятия   образ,   сохраняя   свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории,  то  есть  все  более надежно  классифицируется. Для этого  необходимо  обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу  сходных  объектов,  что  означает  переход  от наличной ситуации к другой;  к  постижению  реальности  через  призму  лично обобщенной схемы действительности.

Обобщенность  и  классификация  обеспечивают   надежность   правильного узнавания  объекта  независимо  от   его   индивидуальных   особенностей  и искажений, не выводящих объект за пределы  класса.  Обобщенность  восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы  и  явления,  но  и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые.

Следующим свойством восприятия является константность. Это относительная  независимость  образа  от  физических   условий   восприятия, проявляющаяся  в  его  неизменности.  Форма,   цвет   и   размер   предметов воспринимаются  нами  как  постоянные,  несмотря   на   то,   что   сигналы, поступающие от этих предметов в  органы  чувств,  непрерывно  меняются.  Как известно, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит  от  расстояния между предметом и глазом и от угла  зрения.  Однако  нам  знакомые  предметы кажутся неизменной величины вне зависимости от  этого  расстояния (в определенных  пределах).  Восприятие  цвета  зависит  от  многих   факторов: освещенности, фона, интенсивности. В то же  время  цвет  знакомых  предметов всегда воспринимается  одинаково.  Аналогично  и  форма  привычных объектов воспринимается как постоянная, независимо от  условий  наблюдения. Значение константности очень  велико. Не  будь  этого  свойства,  при  всяком  нашем движении,  при  каждом  изменении  расстояния  до  предмета,  при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись  бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.  Мир  перестал  бы служить средством познания объективной действительности.

Следующим  свойством  восприятия  является  его   осмысленность.   Хотя восприятие возникает при непосредственном действии  раздражителя  на  органы чувств, перцептивные образы всегда имеют  определенное  смысловое  значение.

Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления  и восприятия прежде всего  выражается  в  том,  что  сознательно  воспринимать предмет – это значит мысленно  назвать  его,  т.е.  отнести  к  определенной группе,  классу,  связать  его  с  определенным  словом.   Даже   при   виде незнакомого предмета  мы  пытаемся  установить  в  нем  сходство  с  другими предметами.  Следовательно,  восприятие  не  определяется   просто   набором раздражителей,  воздействующих  на  органы  чувств,  а  представляют   собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой  информации  может  быть  представлен структурно-логической  схемой.   На   первом   этапе   процесса   восприятия происходит выделение комплекса стимулов  из  потока  информации  и  принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же  определенному  объекту. На втором этапе происходит поиск  в  памяти  аналогичного  или  близкого  по составу ощущений комплекса  признаков,  по  которым  можно  идентифицировать объект.  На  третьем  этапе  происходит  отнесение  воспринятого  объекта  к определенной  категории  с  последующим  поиском  дополнительных  признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И  наконец, на четвертом этапе  формируется  окончательный  вывод  о  том,  что  это  за объект, с приписыванием ему еще  не  воспринятых  свойств,  характерных  для объектов  одного  с  ним  класса. Таким образом, восприятие – это в значительной степени интеллектуальный процесс.

 Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и  от  самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому  в восприятии всегда сказываются  особенности  личности  человека.  Зависимость восприятия  от  общего  содержания  нашей   психической   жизни   называется апперцепцией.

Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его  предшествующий опыт,  его  прошлая   практика.   Содержание   восприятия   определяется  и поставленной перед человеком  задачей,  и  мотивами  его  деятельности,  его интересами и  направленностью.  Существенное  место  в  апперцепции,  также, занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

Еще одно, не менее существенное свойство  восприятия  как  психического процесса – это активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один  предмет  или  конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального  мира  являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

 

4.Индивидуальные типы  восприятия.                                                         

Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный тины восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность. Этапы развития восприятия у детей. Работы Б. М. Теплова, А. Н. Запорожца.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

 

5.Нарушение восприятия.                                                                            

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности. К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, невоспринятой органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации», «тактильные галлюцинации» - их ещё называют «сенестопатии»).

Начальным этапом акта восприятия является ощущение, в процессе которого отражаются отдельные качества, свойства предметов, образов и явлений. Ощущение имеет силу, качества, определенное место и чувственную окраску. Сумма нескольких ощущений составляет восприятие. В результате последовательных актов восприятия в головном мозге образуется целый ряд представлений, которые надолго остаются в памяти и волевым усилием могут быть при необходимости воспроизведены в сознании.

Таким образом, представления возникают без наличия в данный момент раздражителя. Наоборот, восприятие - процесс отражения образов и явлений действительности при непосредственном воздействии их на рецепторы.

Информация о работе Восприятие как познавательный психический процесс