Восприятие как познавательный психический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Содержание

Введение стр. 2
1. Общая характеристика восприятия. стр. 4
2. Классификация видов восприятия. стр. 8
3.Свойства (закономерности) восприятия. стр.9
4.Индивидуальные типы восприятия. стр.15
5.Нарушение восприятия. стр.16
6. Проявление свойств восприятия в профессиональной деятельности человека . стр.17
Заключение стр.18
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

текст.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Правильность акта восприятия зависит от состояния других физических функций (сознания, внимания и др.).

6. Проявление свойств восприятия  в профессиональной деятельности человека.

 Основные характеристики нервных процессов (сила возбудительного и тормозного процесса, их уравновешенность, подвижность, динамичность и лабильность) накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свойствам и категоричность этих требований различна.

Сила нервной системы является важнейшим качеством, характеризующим работоспособность и надежность оператора. Сила нервной системы обусловлена: 
а) работоспособностью нейронов коры мозга, их способностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение; 
б) отчетливым проявлением закона силы, согласно которому с увеличением интенсивности раздражителей возрастает величина условных рефлексов; 
в) величиной абсолютной зрительной и слуховой чувствительности: при сильной нервной системе, как правило, наблюдаются более высокие пороги ощущений и восприятий, т.е. более низкая чувствительность.

Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к активным раздражителям и экстремальным ситуациям. Вместе с тем нельзя считать слабый тип абсолютно непродуктивным в работе и «инвалидным». Исследования, проведенные в лаборатории психофизиологии Б.М. Теплова, показали, что слабый тип имеет и отрицательные (малая выносливость), и положительные (высокая чувствительность) качества. По данным исследователей, при работе с однообразными слабыми раздражителями, т.е. в условиях моно-тонии, слабый тип оказывается продуктивнее сильного.

Уравновешенность нервных процессов в последнее время связывается с понятием динамичности. Динамичность возбуждения выражается в легкости выработки положительных условных реакций, а динамичность торможения - условных тормозных реакций.

                                                                                                     

 

Заключение

  Восприятие  –  процесс  активный.  Направляясь   первоначально   только внешними   воздействиями,   деятельность   человека   постепенно    начинает регулироваться образами.  Восприятие  развивается  в  оптимальных  условиях: когда взаимодействие со  средой  качественно  разнообразно  и  количественно  достаточно,  тогда  организуются  полноценные  способы  анализа  объекта   и синтезируются системы признаков для построения  адекватных  образов  внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более  информативный  голод  не позволяют восприятию выполнять свои  функции  и  обеспечивать  правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

 Образ индивидуален, он  принадлежит внутреннему миру  данного  человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании  конкретного  образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и  установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа.  Формирующиеся в  процессе  восприятия  образы  обладают  качествами,   которые   позволяют регулировать целесообразное поведение.

 Основные свойства  образа –  константность,  предметность,  целостность, обобщенность  –  свидетельствуют  об  определенной  независимости   его   от изменения условий восприятия  в  конкретных  пределах:  константность  –  от изменений физических условий  наблюдения,  предметность  –  от  разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и  замены частей фигуры, обобщенность  –  от  вариаций  свойств  объектов  в  границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это  константность  внутри класса,  целостность  –  структурная   константность, а предметность – семантическая константность.

 Важно то, что мы  можем полагаться на  сформированные  у  нас  навыки  и способы восприятия исключительно  в  рамках  тех  условий,  в  которых  они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в  привычной  среде  обитания.

За ее пределами  будут  возникать  закономерные  ошибки  восприятия  и  даже иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока  восприятие  не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1. Немов Р.С.  “Психология”  Учеб. Для студентов высш. Пед.  заведений.  – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.

2. Грановская Р.М. “Элементы  практической  психологии”.  –  СПб.:  Свет, 2000.

3. Маклаков А.Г. “Общая  психология” – СПб.: Питер, 2000.

4. Рубинштейн С.Л. // Основы  общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.

5. Крысько В.Г. // Психология  и педагогика в схемах и  таблицах.  –  Мн.: Харвест, 1999.

6. Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. — СПб.: Питер, 2008.

7. Большой психологический  словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: 2005.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Восприятие как познавательный психический процесс