Восприятие как психический познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Содержание

Введение 3
1. Общее представление о восприятии 4
2. Физиологические основы восприятия 5
3. Основные свойства и виды восприятия 7
4. Законы восприятия 11
4.1 Законы восприятия по М. Вертгеймеру 11
• Эффект сходства 11
• Эффект близости 11
• Фактор «общей судьбы» 12
• Фактор «хорошего продолжения» 12
• Фактор замкнутости 12
• Фактор группировки без остатка 12
4.2 законы восприятия в менеджменте 12
• Закон «фигуры и фона» 12
• Закон «мертвой зоны» 13
• Закон «переключения внимания» 13
• Закон группировки 13
• Закон 7 ± 2 13
5. Восприятие пространства, движения и времени 14
6. Экспериментальные исследования восприятия 20
- перевернутые изображения 20
- искаженные изображения 28
- смещение изображение во времени 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психилогии 1.docx

— 2.58 Мб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

 

«Дальневосточный  государственный

университет путей  сообщения»

 

Социально-гуманитарный институт

Кафедра «Психология»

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Восприятие как психический познавательный процесс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2012

Оглавление

Введение 3 

  1. Общее представление о восприятии 4
  2. Физиологические основы восприятия 5 
  3. Основные свойства и виды восприятия 7
  4. Законы восприятия 11
    1. Законы восприятия по М. Вертгеймеру 11
  • Эффект сходства                11
  • Эффект близости                11
  • Фактор «общей судьбы»              12
  • Фактор «хорошего продолжения»             12
  • Фактор замкнутости               12
  • Фактор группировки без остатка             12

4.2 законы восприятия в  менеджменте 12

  • Закон «фигуры и фона»              12
  • Закон «мертвой зоны»               13
  • Закон «переключения внимания»             13
  • Закон группировки               13
  • Закон 7 ± 2                 13
  1. Восприятие пространства, движения и времени 14
  1. Экспериментальные исследования восприятия 20

- перевернутые изображения 20

- искаженные изображения 28

- смещение изображение  во времени 32

Заключение 35

Библиографический список 37

 

 

 

Введение

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.

Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Все ощущения входят в структуру  более сложного познавательного  процесса - восприятия. Восприятие - это  отражение предметов и явлений  в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны  друг с другом! Поэтому все свойства ощущений, о которых мы говорили, смело можно отнести и к  восприятию.

Восприятие - всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина  и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее представление о восприятии

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. perceptio — восприятие) является включенность воспрития в процессы практической деятельности, общения и научного исследования. Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой — благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа. Изучение рефлекторного строения восприятия привело к созданию теоретических моделей восприятия, в которых важная роль отводится эфферентным (центробежным), в том числе двигательным, процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к характеристикам объекта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев). Примерами могут служить движения руки, ощупывающей предмет, движения глаз, прослеживающих видимый контур, напряжение мышц гортани, воспроизводящих слышимый звук. Динамика процесса опознания в большинстве случаев адекватно описывается т.н. "законом перцепции" (Н.Н. Ланге): первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Происходящее на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков опознание осуществляется за значительно более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые в отдельных случаях могут уходить месяцы и годы (например, формирование навыков чтения). Осуществляемая при опознании благодаря взаимодействию восприятия и памяти категоризация предметов, событий и ситуаций близка, а иногда идентична понятийной категоризации. С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

 

  1. Физиологические основы восприятия

Сложные нервные процессы в коре головного мозга, лежащие  в основе восприятия, характеризуются  тем, что они вызываются комплексными раздражителями, действующими одновременно на разные рецепторы, состоят в одновременной  и согласованной деятельности нескольких анализаторов и протекают при  большом участии ассоциативных  отделов коры и центров речи.

Например, при восприятии яблока мы одновременно ощущаем: зрением - цвет яблока, кожей - его температуру  и свойства поверхности, обонянием - его запах, вкусовыми рецепторами - вкус и т.д.

Эти возбуждения в рецепторах дают, по словам И. Павлова, «первое основание анализу», но еще недостаточное для полного осуществления восприятия. Для последнего необходимо, чтобы возникшие в рецепторах возбуждения были переданы в кору больших полушарий головного мозга, где и образуются сложные аналитико-синтетические нервные связи, являющиеся физиологической основой восприятия.

Возбуждения, возникающие  под воздействием комплексного раздражителя в нескольких различных   рецепторах,   передаются в мозговые концы анализаторов одновременно или в ближайшей последовательности. Корковые   отделы   различных анализаторов  взаимно   проникают друг в друга, что, несомненно, облегчает  образование связей между ними при восприятии сложных предметов и явлений. Одновременное возбуждение этих корковых отделов  приводит  к образованию временных     нервных связей между ними, к сложным интегративным нервным процессам, в  состав  которых  входит  не только непосредственное возбуждение от комплексных раздражений, но и ожившие следы прежних нервных связей.

Восприятие является отражением цельного объекта, поскольку отдельные  части реально существующего  предмета всегда связаны друг с другом в каком-то определенном отношении. Это дает возможность воспринимать саму структуру объекта, абстрагируясь от качеств самих раздражителей. Например, какую-либо мелодию мы воспринимаем независимо от того, сыграна ли она на высоком или низком регистре, на рояле или скрипке или пропета голосом. Мы видим одну и ту же картину, абстрагируясь от того, написана ли она красками, представлена ли в гравюре или дана нам просто в виде фотографического снимка.

Важнейшую роль в нервных  процессах, составляющих физиологическую  основу восприятия, играет вторая сигнальная система, органически связанная  с первосигнальными возбуждениями, но имеющая ведущее, направляющее значение.

Так, при взгляде на рисунок совмещающий в себе два различных изображения, мы будем воспринимать то из них, которое нашло соответствующее отражение в слове, в названии предмета. При этом слово (вторая сигнальная система) организует непосредственные наглядные образы (первая сигнальная система). Когда мы сознаем (а это не возможно без слов), что видим «вазу», в системе первосигнальных раздражителей первенствующее значение приобретают белые места рисунка и контур их воспринимается как очертания вазы. Когда же нам говорят, что здесь изображены «два профиля, обращенные друг к другу», система первосигнальных раздражений перестраивается, в ней на первый план выступают черные места рисунка, контуры которых воспринимаются как очертания лиц, а отдельные части контуров приобретают значение лба, губ, подбородка.

 

  1. Основные свойства и виды восприятия

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.

  • Целостность - образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, но человек мысленно достраивает образ до целостной формы на основе небольшого количества элементов. В образе восприятия присутствует не только внешняя характеристика объекта, например, его место расположение, как это присутствует в сенсорном образе, но и внутренняя – его форма и видимое содержание, что и создает целостность.
  • С целостностью восприятия связана его структурность. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся мелодия в единстве всех входящих в нее элементов. Мы фактически воспринимаем абстрагированную из ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Можно сделать вывод, что восприятие не является простой суммой ощущений, а образует новую целостность.

Источники целостности и  структурности восприятия лежат  в особенностях самих отражаемых объектов, с одной стороны, и в  предметной деятельности человека –  с другой.

  • Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т. е. отнесении сведений получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. И. М. Сеченов подчеркивал, что предметность, в конечном счете, формируется на основе двигательных процессов, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Сетчатка глаза лягушки – «детектор насекомых». Этот «детектор» вызывает рефлекторные движение языка, когда на сетчатку попадает маленькая тень, отбрасываемая, например, мухой. Глаз лягушки сигнализирует лишь о нескольких признаках объекта, главным образом о его движении и наличии в нем углов, все остальное игнорируется и не передается в мозг. Формируется ли у лягушки при этом предметный зрительный образ? Очевидно, нет, поэтому лягушка может умереть голодной смертью, окруженная мертвыми мухами.
  • Константность - способность воспринимать предметы как относительно постоянные, независимо от меняющихся условий восприятия (перевернутый стул все равно воспринимается нами как стул).

Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность  восприятия – необходимое условие  жизни и деятельности человека. Без  этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире. Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования. Человеку, ослепшему в детстве, в зрелые годы зрение было восстановлено операционным путем. Вскоре после операции больной думал, что может выпрыгнуть из окна больницы на землю, не причинив себе вреда, хотя окно находилось на высоте 10-12 метров от земли: объекты, находящиеся внизу, воспринимались им не как удаленные, а как маленькие, что и вызвало ошибку при оценке высоты.

  • Осмысленность (обобщенность) восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Воспринять предмет – это значит понять, мысленно назвав его, т. е. отнести воспринятый предмет к определенному классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных. Показательны с этой точки зрения так называемые двусмысленные рисунки, в которых попеременно воспринимаются то фигура, то фон. В этих рисунках выделение объекта восприятия связано с его осмыслением и названием. 
  • Апперцепция - зависимость восприятия от индивидуального опыта индивида. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. 
  • Активность. Восприятие – своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движение рук, ощупывающих предмет, движение глаза, прослеживающего видимый контур предмета, движения гортани, воспроизводящей слышимый звук и т. д. Анализ функции движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и корректирующие. С их помощью осуществляются поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс (класс собственно гностических движений, перцептивных действий) входят движения, участвующие в построении образа, в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т. п.

Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс