Восприятие как психический познавательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:51, контрольная работа

Краткое описание

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.
Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Содержание

Введение 3
1. Общее представление о восприятии 4
2. Физиологические основы восприятия 5
3. Основные свойства и виды восприятия 7
4. Законы восприятия 11
4.1 Законы восприятия по М. Вертгеймеру 11
• Эффект сходства 11
• Эффект близости 11
• Фактор «общей судьбы» 12
• Фактор «хорошего продолжения» 12
• Фактор замкнутости 12
• Фактор группировки без остатка 12
4.2 законы восприятия в менеджменте 12
• Закон «фигуры и фона» 12
• Закон «мертвой зоны» 13
• Закон «переключения внимания» 13
• Закон группировки 13
• Закон 7 ± 2 13
5. Восприятие пространства, движения и времени 14
6. Экспериментальные исследования восприятия 20
- перевернутые изображения 20
- искаженные изображения 28
- смещение изображение во времени 32
Заключение 35
Библиографический список 37

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по психилогии 1.docx

— 2.58 Мб (Скачать файл)

Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают  зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах  восприятия, играют двигательные, или  кинестезические ощущения, которые  регулируют по принципу обратной связи  реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными  ощущениями (цвета, света) интегрируются  также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование  речи. За счет словесного обозначения  возникает возможность абстрагирования  и обобщения свойств предметов.

Классификация


основных видов

восприятия



 

По форме существования  материи


По основной модальности



 

Зрительное восприятие



Восприятие пространства



Слуховое восприятие



Восприятие времени



Осязательное восприятие



Восприятие движения



Обонятельное восприятие



Вкусовое восприятие



 

 

 

  1. Законы восприятия
    1. Законы восприятия по М. Вертгеймеру

 

  • Эффект сходства — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).
  • Эффект близости — Близко расположенные фигуры обычно объединяются.
  • Фактор «общей судьбы» — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.
  • Фактор «хорошего продолжения» — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
  • Фактор замкнутости — Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
  • Фактор группировки без остатка — Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

 

 

 4.2. Законы восприятия в менеджменте

 

  • Закон «Фигуры и фона»: один объект ярко выделен на фоне других. Человек всегда выделяет, «выхватывает» из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном. Этот закон мы должны использовать, если мы хотим привлечь внимание к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, вобблеров, стикеров, но рекламные материалы не должны отвлекать внимание.

«Выделение фигуры» может быть достигнуто за счет:

А) количества. Например: линейка бренда «длиннее» или общее количество выставленного товара больше, чем у конкурентов; палетная выкладка.

Б) ярких цветов. Некоторые цвета  распознаются человеком быстрее, например: красный, желтый, оранжевый, блестящие  или люминесцентные краски. Объект с упаковкой яркого цвета, соответственно, имеет больше шансов стать «фигурой».

В) нестандартной упаковки. В данном случае срабатывает «эффект новизны»: человек всегда склонен быстро находить все новое и необычное в своем окружении, поэтому нестандартная, оригинальная по форме упаковка будет быстро замечена.

Г) подсветки. Очень просто: то, что  хорошо освещено, лучше видно. Используется часто при торговле товарами, которые  покупатель должен внимательно рассмотреть, прежде чем купит, например, часы, ювелирные изделия, одежда.

  • Закон «Мертвой зоны». Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Замечено, что предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля человека, рассматриваются им хуже, чем в верхней части. 
  • Закон «переключения внимания». Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле «фигуру», он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей «фигуры». На практике это означает, что нельзя располагать однотипный товар в длинную строгую линеечку безо всяких зрительных акцентов, так как покупатель, который не планировал покупку такого товара, просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого. 
    Часто эта ситуация случается с консервированными огурцами и помидорами: размер банки одинаковый, цветность этикетки разных марок настолько близка, что взгляд перемещается не от одной марки помидоров к другой, а от помидоров к огурцам, не оставляя шансов для незапланированных покупок.  
  • Закон группировки. Этот закон отражает и особенности восприятия человека, и особенности его мышления: человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть разложены «по полочкам», причем группировка должна быть понятной и логичной.  
  • «Закон 7 ± 2». Объем восприятия человека ограничен - он может в один момент времени «ухватить» и запомнить лишь 7 ± 2 предметов. В реальной же ситуации в магазине это число уменьшается до 3-5, поскольку покупатель выполняет несколько действий одновременно. Это важно при размещении некоторых видов POS-материалов - таблички с указанием названия товара, спец. ценники с указанием скидки, вобблеры. Их количество в одном ряду, на одной витрине в идеале не должно превышать 7, иначе покупатель перестает обращать на них внимание и они превращаются в «фон».

 

 

  1. Восприятие пространства, движения и времени
  • Восприятие пространства

Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы  предмета. Его отличие заключается  в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать  на разных уровнях. В течение длительного  времени в философии обсуждался вопрос о том, является восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали представители другого направления - эмпиризма). Сейчас стало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут протекать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного  пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет  характер 3 изогнутых полукружных  трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек  меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения  в ощущении устойчивости тела (статические  ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий  на отражение 3 основных плоскостей пространства, является его специфическим рецептором.

Он тесно связан с аппаратом  глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в  положении глаз; при быстрых и  продолжительных изменениях положения  тела в пространстве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зрительных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с частыми поперечными полосами) возникает состояние неустойчивости, сопровождающееся тошнотой.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного  восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов  особенно хорошо воспринимается при  наблюдении за предметом обоими глазами. Для отчетливого восприятия предметов  нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает  незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При  большей диспаратности точек  сетчатка обоих глаз, на которые  падает изображение, возникает двоение  предмета.

Третьим важным компонентом  восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные  гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние  хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых  случаях — приводить к возникновению  иллюзий.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, восприятием  глубины. Его существенную часть  составляет восприятие расположений предметов  по отношению друг к другу. Это  требует специального рассмотрения.

В условиях, когда мы можем  опираться на дополнительные зрительные сигналы (расстановка вещей в  коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в  пространстве осуществляется легко. Когда  эта дополнительная зрительная опора  устраняется (это имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах  на станциях метро, где имеются два  ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном расположении у засыпающего в полной темноте  человека. Ориентировка в таком асимметричном  пространстве настолько сложна, что  одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение «ведущей» правой руки, опираясь на которую, человек и осуществляет сложный анализ внешнего пространства и системы абстрактных пространственных обозначений (правое-левое) которое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Такие явления проявляются в так называемом «зеркальном письме», которое выступает у многих детей 3-4 лет.

  • Восприятие времени

Несмотря на важное значение этого раздела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что  восприятие времени имеет различные  аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами  являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых  лежат элементарные ритмические  явления, известные под названием  «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

От элементарных непосредственных форм ощущения времени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд  эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в силу этого  точность такого опосредствованного восприятия времени может заметно повышаться, причем, как показали наблюдения над  музыкантами, парашютистами и летчиками, она может заметно обостряться  благодаря упражнениям, в ходе которых  человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует отличать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках времени. Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального кодирования времени.

В собственно восприятии времени  мы различаем: а) восприятие временной  длительности; б) восприятие временной  последовательности. Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал показал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, таким образом  подтвердив положение об эмоциональной  детерминированности оценок времени.

Характерной особенностью времени  является его необратимость. Мы можем  вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть  то время, которое прошло.

Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его  определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется  счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все  точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени  является настоящее, это “теперь”, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее  будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы  непосредственно данного.

  • Восприятие движения

Восприятие движения —  очень сложный вопрос, природа  которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза, влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Это так: называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень велика (например, 1 с), изображения осознаются как раздельные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движения посредством одновременного воспроизведения последовательных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.

Информация о работе Восприятие как психический познавательный процесс