Восприятие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение физиологических особенностей восприятия.
Объект исследования: физиологическое восприятие.
Предмет исследования – процесс и психологическое воздействие восприятия.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить общие понятия о восприятии и его особенности.
2. Охарактеризовать физиологические особенности восприятия.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Общие понятия о восприятии и его особенностях……………………………5
1.1 Общая характеристика восприятия…………………………………….5
1.2 Классификация восприятия……………………………………………..7
2 Физиологические основы восприятия………………………………………..10
2.1 Свойства и функции восприятия………………….…………………...11
2.2 Виды восприятия………………………………………………………..15
2.3 Развитие восприятия у детей…………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………....30
Список использованных источников…………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Вопрос 66).doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)


              Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Общие понятия о восприятии и его особенностях……………………………5

              1.1 Общая характеристика восприятия…………………………………….5

              1.2 Классификация восприятия……………………………………………..7

2 Физиологические основы восприятия………………………………………..10

              2.1 Свойства и функции восприятия………………….…………………...11

              2.2 Виды восприятия………………………………………………………..15

              2.3 Развитие восприятия у детей…………………………………………..26

Заключение……………………………………………………………………….28

Глоссарий………………………………………………………………………....30

Список использованных источников…………………………………………...31

Приложение А……………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т.е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т.е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т.п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас.

Это можно объяснить тем, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия).

Актуальность данной курсовой работы обусловлена теоретической и эмпирической значимостью понимания механизмов воздействия восприятия.

Цель курсовой работы – изучение физиологических особенностей восприятия.

Объект исследования: физиологическое восприятие.

Предмет исследования – процесс и психологическое воздействие восприятия.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.             Изучить общие понятия о восприятии и его особенности.

2.             Охарактеризовать физиологические особенности восприятия.

Структура курсовой работы: введение, две теоретические главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложение.

В курсовой работе использованы работы следующих авторов: В.Н. Дружинина, А.В. Запорожцева, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Общие понятия о восприятии и его особенностях

 

1.1    Общая характеристика восприятия

 

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии.

Активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а в тесной связи с ними: с мышлением – осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью – называем его; с чувствами – как-то относимся к нему; с волей – организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.

Восприятие – это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Восприятие связано с ощущением. Ощущение – чувственное отображение объективной реальности. Понятие «ощущение и восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).

Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений. Например, воспринимая апельсин, мы объединяем зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения, присоединяя к ним и наши знания об этом предмете. Лишь в результате такого синтеза изолированные ощущения преобразуются в целостное восприятие.Процесс восприятия протекает в связи с другими, более сложными, психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится),  речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).  

Как правило, мы опознаем внешние явления и процессы легко и быстро; поэтому может показаться, что связанные с восприятием операции просты и непосредственны. На самом деле это не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев оканчиваются неудачей.  Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям намного опережают подобные механизмы. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах  и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимаемых органов. В процесс восприятия включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии песен или речи). 

Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как психическую деятельность субъекта,  результатом которой является целостное представление об объектах, с которыми мы сталкиваемся в реальном мире.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

1.2    Классификация восприятия

 

Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать по модальностям. Хотя в отличие от ощущений персептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно выделяют следующие виды восприятия: зрительные; слуховые; осязательные; вкусовые; обонятельные; кинестетические (двигательные).

Естественно по этим же модальностям различаются и персептивные образы.

Необходимо заметить, что в последнее время высказываются сомнения в правомочности данной классификации, поскольку хеморецепция и основанные на ней вкусовые и обонятельные восприятия не дают представления ни о пространственных, ни о временных параметрах воспринимаемых объектов, без которых целостного представления о них сформировать невозможно. Но именно уровень представлений, то есть вторичных образов памяти, обеспечивает человеку накопление персептивного опыта и, благодаря ему повышения вероятности биологического (как организм) и социального (как личность) выживания человека. Однако данные нейропсихологии говорят о том, что в коре головного мозга людей третичные (париетальные, пристеночные) зоны, обеспечивающие репрезентативный (представительный) уровень познавательных процессов формируются только на базе трех вторичных (персептивных) модальностных зон: окципитальной (зрительной), темпоральной (слуховой) и постцентральной (соматосенсорной, или кинестетической). Сказанное позволяет согласиться с мнением, что необходимо выделять по модальности только три вида персептивных чувств: филогенетически первичное гаптическое (кинестетическое) чувство, отражающее единое пространственно-временное свойство – движение; два позднейших более сложных вида персептивных чувств – зрение (симультанно-пространственное) и слух (сукцессивно-временное). Таким образом, существует от восьми до двух десятков (по разным классификациям) видов сенсорных чувств и три вида перцептивных чувств. [1, c.65]

По уровню психической активации различают два уровня восприятия: произвольное (преднамеренное); непроизвольное (непреднамеренное).

По скорости процесса формирования персептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия: сукцессивное (развернутое, последовательное); симультанное (свернутое, одномоментное).

По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия: внешнее (объективное); внутреннее (самовосприятие). В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия: пространства; времени; движения.

Показатель произвольности – непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса. Если восприятие какого-либо объекта производится по воле субъекта, организовано специально с намерением отследить этот объект, то такое восприятие – произвольное, а иногда и говорят о его целенаправленности, так как произвольность и преднамеренность, как правило, предполагают постановку цели, ради которой это восприятие организовано. Восприятие, инициированное объектом, производимое субъектом без сознательной цели проследить за ним, называется непроизвольным.

Третья классификация отражает преимущественно временной аспект персептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.

Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта. Большие объекты – это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. Даже несложная малофигурная, но большая по площади картина с малого расстояния не может быть воспринята целиком. В этом случае требуется двигаться взглядом по всей е поверхности (сканировать, от английского scan – поле зрения) значительно время, прежде чем получим общее представление о ней. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Именно поэтому герой известной басни И.А. Крылова «слона-то и не приметил».

Симультанное восприятие дано человеку не от рождения, а приходит с накоплением персептивного опыта. Хорошо это иллюстрируется прогрессом в чтении. Вначале мы знакомимся с элементами букв. Потом из них складываем буквы и учимся воспринимать буквы целиком. Следующий этап – схватывание слогов и целиком слов. Далее – целых словосочетаний и строк. Некоторые люди способны читать абзацами и даже страницами (скорочтение). Здесь мы видим, как происходит укрупнение порций персептивной информации, одномоментное схватываемых как целостное образование и именуемых обычно единицами восприятия: от элементов букв до страниц текста. Емкость единиц восприятия косвенно характеризует пространственный аспект восприятия. Чем крупнее эти единицы, то есть чем больший объем информации они содержат, тем быстрее создается образ воспринимаемого предмета. Процесс перебора и восприятия более мелких единиц, который был раньше ощутим, теперь укорачивается, занимает незаметные для нас мгновения и не осознается. Нам кажется, что мы восприняли эти знакомые объекты моментально.

Деление на внешнее и внутреннее восприятия основано на делении всего множества подлежащих восприятию объектов на два подмножества: объекты внешнего (объективного) мира и объекты внутреннего (субъективного) мира. Первая группа представлена предметами и явлениями внешней физической и социальной среды субъекта. Вторая группа включает собственные психические явления субъекта и их проявление в его поведении. Это его образы, мысли, чувства, отношения, состояния, мнения, интересы и тому подобное, а также их объективное выражение в движениях и высказываниях. Отражение этих явлений самой психикой называется рефлексией, которая может осуществляться на всех уровнях и во всех видах психической деятельности, включая восприятие.

Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их персептивного отражения.

2 Физиологические основы восприятия

 

В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками.

Информация о работе Восприятие человека