Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 14:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение физиологических особенностей восприятия.
Объект исследования: физиологическое восприятие.
Предмет исследования – процесс и психологическое воздействие восприятия.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить общие понятия о восприятии и его особенности.
2. Охарактеризовать физиологические особенности восприятия.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Общие понятия о восприятии и его особенностях……………………………5
1.1 Общая характеристика восприятия…………………………………….5
1.2 Классификация восприятия……………………………………………..7
2 Физиологические основы восприятия………………………………………..10
2.1 Свойства и функции восприятия………………….…………………...11
2.2 Виды восприятия………………………………………………………..15
2.3 Развитие восприятия у детей…………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Глоссарий………………………………………………………………………....30
Список использованных источников…………………………………………...31
По мнению Б.М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2 – 4 мес.), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаем фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не заканчивается, а наоборот, только начинается. Так, по мнению А.В.Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от раннего детства к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В процессе обучения в школе у ребенка активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции им. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких стадиях развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.
Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно-полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и другим, то есть в форме разнообразной предметной деятельности. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представления об окружающих его предметах.
Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе – это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предмета. Даже линейный глазомер у детей развит намного хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины ошибка ребенка может быть в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще сложнее детям дается восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».
Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или несущественные признаки.
Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить главное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти пробелы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.
Заключение
Восприятие – чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое.
Оперирование психическим образом приводит к адекватному отражению внешней по отношению к человеку среды. Произвольная регуляция восприятия позволяет постоянно корректировать субъективный образ среды. Одновременно образ является продуктом познания мира и самого себя.
В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ, отличающиеся своими качествами и ролью в жизни человека. Активность восприятия проявляется в свойствах предметности, целостности, константности и других. Эти свойства свидетельствуют, что образ действительности возникает благодаря субъектной активности, но как бы автоматически.
Сознание в восприятии проявляет себя тогда, когда задействуются эволюционно новые уровни психической организации: личность человека, его смыслы, ценности, мотивы, организующие восприятие как деятельность. В частности апперцепция, как влияние предшествующего опыта, отчасти организует восприятие. Именно благодаря апперцепции, личность «видит» и «слышит» то, что соответствует ее складу.
Сознание подключается к познавательному процессу и тогда, когда возникают противоречия восприятия, и человек вынужден определять для себя, что же он видит или слышит, вынужден относить незнакомое явление к какому-либо имеющему у него классу персептивных явлений. В этом случае сознание участвует в порождении персептивных гипотез, в результате перебора которых принимается окончательное решение о структуре, содержании и значении воспринимаемого содержания.
Персептивная гипотеза сопровождается удивлением, чувством нового, противоречивого и отвечает на вопросы «что это такое?», «Как это может существовать?» и подобные им. Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности.
Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1. | Аккомодация | это изменение переломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны. |
2. | Амплитуда | интенсивность звука. |
3. | Большие объекты | это те, пространственно-временные параметры которых превосходят возможности наших органов чувств. |
4. | Восприятие | это процесс психического отражения предметов и явлений в единстве их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. |
5. | Восприятие движения | это отражение изменения положения объектов в физическом пространстве. |
6. | Историчность восприятия | обусловленность конкретными условиями протекания деятельности и прошлым опытом субъекта. |
7. | Конвергенция | это сведение зрительных осей на фиксируемом объекте. Связана с аккомодацией. |
8. | Константность | это относительная независимость образа от условий восприятия. |
9. | Осмысленность | это свойство восприятия, позволяющее осознать и понять выделенный перцепцией объект. |
10. | Ощущение | чувственное отображение объективной реальности. |
11. | перцепция | непосредственное отражение объективной действительности органами чувств |
12. | Показатель произвольности | непроизвольности отражает энергетический аспект восприятия и характеризует его по источнику инициативы возникновения и поддержания процесса |
13. | Предметность | это свойство восприятия, позволяющее выделить объект как обособленное в пространстве и времени специфичное физическое тело. |
14. | Структурность | свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные элементы и части в единое целое, в единую систему. |
15. | Целостность | это свойство восприятия, позволяющее принимать предметы или явления как единое целое независимо от количества и свойств входящих в него частей и элементов. |
Список использованных источников
1. Вудвордс, Р.С. Зрительное восприятие глубины [Текст] / Р.С. Вудвордс. - М.: Просвещение, 2006 – 455 с.
2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. Курс лекций. – М.: "ЧеРо", при участии издательства "Юрайт", 2001. – С.169-197.
3. Дружинин, В.Н.– Психология [Текст]/В.Н Дружинин.СПб.:Питер,2006.656 с.
4. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина. – М., 2001.
5. Завалишина, Д.Н. Психологическая структура способностей. [Текст] / Д.Н. Завалишина. М.: Проспект, 2006 – 309 с.
6. Запарожнов, А.В. Восприятие и действие. [Текст] / А.В. Запарожнов. М., Просвещение, 2007 –543 с.
7. Климов, Е.А. Общая психология. [Текст] / Е.А. Климов М.: Юрайт 2006. – 852 с.
8. Крушинский, Л.В. Экспериментальная психология. [Текст] / Л.В. Крушинский. М.: Прогресс, 2005 – 487 с.
9. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. 2 т. – Т. I. – М., 2003
10. Маклаков, А.Г. Общая психология СПб., [Текст] / А.Г.Маклаков. М.: Юрайф, 2007 – 765 с.
11. Милерян, Е.А. Графическая методика исследования личности. [Текст] / Е.А. Милерян. М., Прогресс, 2006 – 564 с.
12. Немов, Р.С. Психология: 1 т. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
13. Пашукова, Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. [Текст] / Т.И. Пашукова. М.: Проспект, 2006 – 634 с.
14. Петровский В.П. Общая психология: учеб. для ВУЗов – 3-е изд., [Текст] / В.П. Петровский. М.: Просвещение, 2006 – 789 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии . [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 705 с.
Приложение А
Классификация основных видов восприятия
5