Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:55, контрольная работа
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Контрольные работы
для студентов заочной формы обучения
бакалавриата
ПИ(ф)РГТЭУ
Протокол № ____
От «___» ____________2011 г.
Вариант №3
Восприятие человека человеком.
Литература
Взаимосвязь ощущения и восприятия.
Введение
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение – это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.
1. Психические явления.
Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Процесс познания окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия и представления, и логического познания, осуществляемого посредством понятий, суждений и умозаключений. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют
три крупные группы
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства.
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.
Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния . При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.
Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны , и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.
Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает с помощью органов чувств в виде ощущений.
3.Ощущение.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма.
Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.
Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.
Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.
По времени возникновения
Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности.
Рис. . Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)
Ощущения характеризуются:
качеством — отличием одного вида ощущений
от другого;
интенсивностью — силой воздействия на органы чувств человека;
длительностью — временем, в течение которого
ощущение продолжается;
чувственным тоном — чувством приятного
или неприятного, которое присуще данному
ощущению, например, ощущение боли или
вкуса приятной пищи. Любое ощущение вызывается
тем или иным раздражителем , который может
быть действующим извне — цвет, звук, запах,
вкус;
действующим изнутри — голод, жажда, тошнота,
удушье;
действующим одновременно извне и изнутри
— боль.
Осознание ощущения, возникающего под
влиянием того или иного раздражителя,
называется чувствительностью. Предел
интенсивности раздражителя, при котором
прекращается изменение качества ощущения,
называется верхним порогом ощущения.
В зависимости от того, при воздействии
на какие органы чувств возникают ощущения,
их принято подразделять на:
органические, кожные, мускульно-двигательные,
обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные
Органические ощущения характеризуют
общее состояние организма, например,
жажда, голод, тошнота и т.п. Физиологическая
причина их — раздражение нервных окончаний,
связанных с работой органов пищеварения,
дыхания и др.
Кожные ощущения отражают воздействие
на поверхность тела, включая наружные
и внутренние слизистые оболочки. Их виды:
осязательные — возникающие в результате
прикосновения (причина — твердость, гладкость
и шероховатость предметов) и давления;
температурные — возникающие в результате
нагревания и охлаждения;
болевые — возникающие в результате воздействия
на кожный покров человека.
Мускульно-двигательные ощущения отражают
положение и движение тела и его отдельных
органов, а также тяжесть предметов и их
сопротивляемость. Физиологический аппарат
этих ощущений — окончания нервов в мышцах,
сухожилиях и связках, натяжение и трение
которых и являются механическим раздражителем.
Обонятельные ощущения являются отражением
запахов, которые присущи тем или иным
предметам.
Вкусовые ощущения отражают такие вкусовые
свойства предметов, как сладкое, горькое,
соленое, кислое, терпкое (вяжущее), острое
и др.
Слуховые ощущения представляют собой
отражение в сознании человека шумов,
издаваемых окружающими его предметами.
Зрительные ощущения возникают в результате
действия на глаз человека электромагнитных
волн.
Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения имеются только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. С одной стороны, ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, ощущения субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.
Предметы и явления
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами.
Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения.
Анализаторы состоят из следующих частей:
рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;
корковых проекционных зон головного мозга.
Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук и т.п.), т.е. обладает специфической возбудимостью по отношению к физическим и химическим агентам. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого.
Структура приема информации включает в себя следующие этапы: Р — ОЧ — НИ — ГМ — ОЩ — ЦВ — (ЭП) — ОП — (М) — (ОС) .
Раздражитель ( Р; слуховой, зрительный) воздействует на органы чувств (ОЧ),
в результате чего возникают нервные импульсы (НИ),
которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ),
обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ),
затем складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета,
который сопоставляется с эталоном памяти (ЭП),
в результате чего происходит опознание предмета (ОП),
а затем, при мысленном составлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М)
происходит
осмысленное понимание
Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам:
аудиальным (восприятие слуховых образов)
визуальным (восприятие зрительных образов)
кинестетическим (восприятие чувственных образов)
Как мы видим, в процессе
любой познавательной деятельности
отправной точкой является ощущение,
а ведущим процессом —
4. Восприятие.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных . В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.
Восприятие — психические
Восприятие — всегда совокупность
ощущений, а ощущение — составная часть
восприятия. Восприятие всегда сложнее
ощущения как с количественной, так и с
качественной стороны.
Всякое восприятие того или иного предмета
является не пассивным отражением его,
а активной переработкой на основе предшествующих
знаний и опыта. Всякий предмет получает
отражение в сознании в зависимости от
того, какую роль он играл в предшествующей
жизни человека. Воспринимает объекты
всегда конкретная человеческая личность,
от знаний и личного опыта которой зависит
характер восприятия.
Восприятие — сложный процесс,
который не сводится только к чувственному
восприятию предметов при помощи органов
чувств. В восприятии существенную роль
играет внимание, наблюдательность и мышление.
Восприятие отражает по преимуществу
внешнюю, поверхностную сторону явления.
Оно дает опыт не проанализированный,
не проникает в сущность явлений.
Все воспринимаемые предметы реального
мира обладают не только такими свойствами,
как цвет, запах, вкус, но и имеют определенную
величину (длину, ширину и толщину) и форму;
находятся на определенном расстоянии
от человека как субъекта восприятия;
имеют определенный объем, что создает
глубину и рельефность в их восприятии.
Указанные свойства предметов имеют пространственный
характер, а отражение их в сознании человека
— восприятие пространства.
Все предметы реального
мира находятся в движении, с ними происходят
определенные изменения. Эти движения
и изменения обладают определенной длительностью.
Отражение в сознании человека длительности
движения и изменений является источником
тех восприятий, которые называются восприятием
времени.
Восприятие может быть подразделено на
отдельные виды в зависимости от органа
чувств, который играет определяющую роль
в восприятии;
объекта восприятия — восприятие предметов,
пространства, времени;
от сферы психики, на которую оказывается
преимущественное влияние — интеллектуальное
или эстетическое восприятие..