Классификация
видов восприятия
Восприятия времени, движений
и пространства — это сложные формы восприятий,
имеющие многочисленные характеристики:
продолжительный — краткосрочный,
большой — маленький,
высокий — низкий,
далекий — близкий,
быстрый — медленный
Восприятие деятельности подразделяется
по видам: художественное, техническое,
музыкальное и т.д.
Рассмотрим восприятие
как интеллектуальный процесс последовательных,
взаимосвязанных актов поиска признаков,
необходимых и достаточных для
формирования образа:
• первичное выделение ряда признаков
из всего потока информации и принятие
решения о том, что они относятся к одному
определенному объекту;
• поиск в памяти близкого по ощущениям
комплекса признаков;
• отнесение воспринятого объекта к определенной
категории;
• поиск дополнительных признаков, подтверждающих
или опровергающих правильность принятого
решения;
• окончательный вывод о том, какой объект
воспринят.
Свойства восприятия
Целостность — внутренняя органическая
взаимосвязь частей и целого в
образе. Это свойство проявляется
в двух аспектах: а) объединение
разных элементов в целом; б) независимость
образованного целого от качества составляющих
его элементов.
Предметность — объект воспринимается
нами как обособленное в пространстве
и времени отдельное физическое
тело. Наиболее ярко это свойство проявляется
во взаимообособлении фигуры и фона.
Обобщенность — отнесение каждого
образа к некоторому классу объектов.
Константность — относительное
постоянство восприятия образа. Наше
восприятие в определенных пределах
сохраняет за параметрами их размеры,
форму и цвет независимо от условий
восприятия (расстояния до воспринимаемого
предмета, условий освещенности, угла
восприятия).
Осмысленность — связь с пониманием
сущности предметов и явлений
через процесс мышления.
Избирательность — преимущественное
выделение одних объектов перед
другими в процессе восприятия.
Восприятия бывают внешненаправленными
(восприятие предметов и явлений
внешнего мира), и внутренненаправленными
(восприятие собственных мыслей и
чувств).
По времени возникновения восприятия
бывают актуальными и неактуальными.
Восприятие может быть ошибочным
(иллюзорным).
Иллюзия — это искаженное восприятие
реально существующей действительности.
Иллюзии обнаруживаются в деятельности
различных анализаторов. В наибольшей
степени известны зрительные иллюзии,
которые имеют самые различные причины:
практический опыт, особенности анализаторов,
изменение привычных условий. Например,
вследствие того, что движение глаз по
вертикали требует больших усилий, чем
движение по горизонтали, возникает иллюзия
восприятия прямых одной длины, расположенных
по-разному: нам кажется, что вертикальные
линии длиннее, чем горизонтальные.
Восприятие может быть не только
ошибочным, но и неэффективным. Опытным
путем можно убедиться в том,
что уровень восприятия текста при
его чтении путем проговаривания
вслух гораздо ниже, чем при чтении про
себя. Дело в том, что пропускная способность
слуха ниже, чем пропускная способность
зрения.
Ощущение и восприятие — процессы,
остроту которых можно развивать,
работая над собой и выполняя
серии специальных упражнений.
Для того чтобы натренировать глазомер,
рекомендуется в течение нескольких дней
упражняться, разделяя на чистом (нелинованном)
листе бумаги прямую линию пополам. Ежедневно
следует осуществлять по 10 упражнений
и фиксировать величину отклонений.
Для того чтобы повысить скорость
чтения и избавиться от привычки проговаривать
то, что вы читаете, можно использовать
следующее упражнение: в течение
нескольких дней по три минуты читать
про себя художественный текст, проговаривая
вслух следующее: «раз, два, три».
Это необходимо для того, чтобы воспрепятствовать
произнесению текста.
Развитие восприятия имеет большое
значение для учебной деятельности.
Развитое восприятие помогает усваивать
больший объем информации с меньшей
степенью энергетических затрат.
5. Взаимосвязь
ощущения и восприятия.
Таким образом, познавательные
процессы это различные по сложности
и адекватности уровни отражения
реальности, которые образуют систему: Ощущение и восприятие
Если в результате
ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах
предметов (что-то горячее обожгло, что-то
яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие
дает целостный образ предмета или явления.
Оно предполагает наличие разнообразных
ощущений и протекает вместе с ощущениями,
но не может быть сведено к их сумме. Восприятие
зависит от определенных отношений между
ощущениями, взаимосвязь которых, в свою
очередь, зависит от связей и отношений
между качествами и свойствами, различными
частями, входящими в состав предмета
или явления. Восприятием называют психический
процесс отражения предметов и явлений
действительности в совокупности их различных
свойств и частей при непосредственном
воздействии их на органы чувств. Восприятие
– это отражение комплексного раздражителя.
Выделяется четыре операции, или четыре
уровня, перцептивного действия: обнаружение,
различение, индентификация и опознание.
Первые два относятся к перцептивным,
последние – к опознавательным действиям.
Обнаружение – исходная фаза развития
любого сенсорного процесса. На этой стадии
субъект может ответить лишь на простой
вопрос, есть ли стимул. Следующая операция
восприятия- различение, или собственно
восприятие. Конечный результат ее – формирование
перцептивного образа эталона. При этом
развитие перцептивного действия идет
по линии выделения специфического сенсорного
содержания в соответствии с особенностями
предъявляемого материала и стоящей перед
субъектом задачи. Когда перцептивный
образ сформирован, возможно осуществление
опознавательного действия. Для опознания
обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно
воспринимаемого объекта с образом, хранящимся
в памяти, или отождествление двух одновременно
воспринимаемых объектов. Опознание включает
также категоризацию (отнесение объекта
к определенному классу объектов, воспринимавшихся
ранее) и извлечение соответствующего
эталона из памяти. Таким образом, восприятие
представляет собой систему перцептивных
действий, овладение ими требует специального
обучения и практики. В зависимости оттого,
в какой степени целенаправленна будет
деятельность личности, восприятие разделяют
на непреднамеренное (непроизвольное)
и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное
восприятие может быть вызвано как особенностями
окружающих предметов (их яркостью, необычностью),
так и соответствием этих предметов интересам
личности. В непреднамеренном восприятии
нет заранее поставленной цели. Отсутствует
в нем и волевая активность, почему оно
и называется непроизвольным. Идя, например,
по улице, мы слышим шум машин, разговоры
людей, видим витрины магазинов, воспринимаем
различные запахи и многое другое. Преднамеренное
восприятие с самого начала регулируется
задачей – воспринимать тот или иной предмет
или явление, ознакомиться с ним. Так, например,
преднамеренным восприятием будет просмотр
интересующей передачи, , слушание доклада,
просмотр тематической выставки и т.д.
Оно может быть включено в какую-либо деятельность
(в трудовую операцию, в выполнение учебного
задания и т. п.), но может выступать как
самостоятельная деятельность – наблюдение.
Наблюдение – это произвольное планомерное
восприятие, которое осуществляется с
определенной, ясно осознанной целью с
помощью произвольного внимания. Важнейшими
требованиями, которым должно удовлетворять
наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя
и планомерность и систематичность ведения.
Существенную роль играет дробление задачи,
постановка частных, более конкретных
задач. Если человек систематически упражняется
в наблюдении, совершенствует культуру
наблюдения, то у него развивается такое
свойство личности, как наблюдательность.
Наблюдательность заключается в умении
подмечать характерные, но малозаметные
особенности предметов и явлений. Она
приобретается в процессе систематических
занятий любимым делом и поэтому связана
с развитием профессиональных интересов
личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности
отражает взаимосвязь между психическими
процессами и свойствами личности.
Существует
три формы чувственного отражения:
ощущения, восприятия, представления.
Ощущения соответствуют отдельным
свойствам предметов, восприятия — системе
свойств предмета (ощущение вкуса яблока
и, с другой стороны, восприятие вкуса,
формы, запаха, цвета яблока в их единстве).
Ощущения могут существовать вне восприятия,
например ощущения холода, темноты, но
восприятия невозможны вне ощущений. Будучи
генетической предпосылкой восприятий
и обладая способностью к самостоятельному
проявлению, ощущения все же существуют
преимущественно как части целостных
восприятий. Поэтому если восприятие есть
образ внешнего предмета, то и ощущениям
должна быть свойственна та или иная степень
образности. Более полный образ, что, очевидно,
имеется в восприятии.
Восприятие является результатом активного,
деятельного отношения человека к внешней
среде. В деятельности отдельные ощущения
обретают реальную значимость. Осознание
соотнесенности цвета каких-либо предметов
с самими предметами в онтогенетическом
развитии индивида вырабатывается, например,
при практическом взаимодействии ребенка
с этими предметами, при движении его рук
по контуру предмета, при ощущении плотности
фигуры предмета. Здесь «исправлению»
подвергается ощущение цвета, которое
ранее казалось расположенным непосредственно
на поверхности глаз, но которое теперь
стало восприниматься как связанное с
предметом, находящимся на расстоянии
от субъекта. В единстве с данным ощущением
представлены уже и другие ощущения, дающие
информацию о структуре объекта. По своему
характеру восприятия оказываются изоморфными
объекту[1].
Ощущение и восприятие теснейшим образом
связаны между собой. И одно, и другое являются
чувственным отображением объективной
реальности, существующей независимо
от сознания, на основе воздействия ее
на органы чувств: в этом их единство. Но
восприятие — осознание чувственно данного
предмета или явления; в восприятии перед
нами обычно расстилается мир людей, вещей,
явлений, исполненных для нас определенного
значения и вовлеченных в многообразные
отношения, этими отношениями создаются
осмысленные ситуации, свидетелями и участниками
которых мы являемся; ощущение — отражение
отдельного чувственного качества или
недифференцированные и неопредмеченные
впечатления от окружающего. В этом последнем
случае ощущения и восприятия различаются
как две разные формы или два различных
отношения сознания к предметной действительности.
Ощущение и восприятие, таким образом,
едины и различны.
Петровский
В.А. Психология. М.,1987 Общая психология
/учебник для вузов/под ред. Петровского
А.В., М.1989 Рубинштейн С.П. Основы общей психологии.
СПб., Питер,2000 Столяренко Д.М. Основы психологии,
М. Феникс,2001