Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:35, реферат
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является потрясающе старейшим очень психологическим методом. Наблюдение может проводиться прямо, либо с использованием, на самом деле, наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, весьма особые карты наблюдения и т.д.
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Московский пилотный центр |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Психологический практикум |
Тема |
Выбор методов психологического исследования |
Фамилия студента |
Казак |
Имя студента |
Ольга |
Отчество студента |
Леонидовна |
№ контракта |
29700100701228 |
Содержание
Выбор методов психологического исследования ………………………………….3
Основная часть
Выбор методов психологического исследования
Всякая наука основана
на фактах. Она собирает факты, сопоставляет
их и делает выводы - устанавливает
законы той области деятельности,
которую изучает.
1. Наблюдение - одно из наиболее нередко используемых в психологии истинно исследовательских методов. Оно может применяться в качестве самостоятельного метода, но, как правило, оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, сильно различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является потрясающе старейшим очень психологическим методом. Наблюдение может проводиться прямо, либо с использованием, на самом деле, наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, весьма особые карты наблюдения и т.д.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных, по-моему, исследовательских методов в психологии. Анкетирование обыкновенно проводится с использованием очень данных наблюдения, которые (наряду с более данными, полученными при помощи других сильно исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три очень основных типа анкет, применяемых в психологии:
это анкеты, составленные из сильно прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств, надо признаться, испытуемых. К примеру, если в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован, на самом деле, похожий вопрос: "Хотите стать, по-моему, взрослым сейчас, немедленно же, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где, в действительности, испытуемому на один-одинехонек вопрос анкеты предлагает немножко необыкновенно готовых ответов; задачей удивительно испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. В частности, для определения отношения учащегося к, без сомнения, различным, без сомнения, учебным предметам можно использовать этакий вопрос: "Какой из, без сомнения, учебных предметов - самый интересный?". А в качестве необыкновенно возможных ответов можно предложить перечень взаправду учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал несказанно испытуемый должен не непосредственно выбрать наиболее, в самом деле, преданный из удивительно готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. К примеру вместо ответов "да" или "нет" очень испытуемому можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
5 - уверено да;
4 - больше да, чем нет;
3 - не уверен, не знаю;
2 - больше нет, чем да;
1 - уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует несказанно различных особенностей, они являются лишь сильно различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих действительно прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного и качественного анализа ответов, что в некоторой степени затрудняет использование, в самом деле, количественных способов отработки и анализа получаемых, на самом деле, данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить сильно, на самом деле, прямой, в самом деле, количественный анализ впрямь данных анкетирования.
Удивительно огромным достоинством метода анкетирования является спешное получение массового материала, что помогает проследить ряд сильно общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый, по-моему, высший слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из, по-моему, прямых вопросов к удивительно испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и несказанно причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, использование этого метода следует сочетать с применением более содержательных необыкновенно исследовательских методов, и также проводить сильно повторные анкетирования, маскировать от, в самом деле, испытуемых более истинные цели опросов и т.д.
3. Беседа - более присущий для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других неимоверно естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один-одинехонек человек выявляет неимоверно психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи впрямь различных учреждений и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Очень назвать Пиаже и представителей его школы, действительно гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.
Беседа включается как еще один-одинешенек метод в структуру эксперимента на первом этапе, в отдельных случаях исследователь собирает первую информацию об, на самом деле, испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на более последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и очень целеустремленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Содержание бесед можно протоколировать вполне или выборочно в зависимости от, надо признаться, конкретных целей исследования. При составлении, в действительности, полных протоколов бесед удобно пользоваться диктофоном.
Если соблюсти все условия проведения беседы, включая сбор сильно предварительных сведений об взаправду испытуемых, то потрясающе точный метод становится сильно, надо признаться, эффективным средством психологического исследования. Следовательно сильно гордо, чтобы беседа проводилась с учетом весьма данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка взаправду предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании, по-моему, данных методов первичной ориентировки в исследуемых несказанно психологических особенностях необыкновенно испытуемых.
4. Монографический метод. По-моему, неподдельный весьма исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является действительно синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых, в действительности, разнообразных неэкспериментальных (а порой и сильно экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения как необыкновенно возрастных так и, в действительности, индивидуальных особенностей впрямь отдельных сильно испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с удивительно окружающими во всех несказанно основных сферах жизни. Действительно общий с этим исследователи стремятся, исходя из изучения именно конкретных случаев, выявить действительно общие закономерности строения и развития тех или иных взаправду психических образований.
Обыкновенно в, на самом деле, психологических исследованиях используется не один-одинешенек предлагаемый метод, а именно мертвый набор взаправду различных методов, которые обоюдно контролируют и дополняют несказанно галантный друга.
Впрямь диагностические методы.
К, по-моему, диагностическим, в действительности, исследовательским методам относятся, на самом деле, всевозможные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также, по-моему, различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, в частности, впрямь различные уровни развития впрямь психологических свойств и характеристик очень испытуемых.
1. Тест - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить впрямь психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика более определенных, в действительности, психологических особенностей человека, а его результатом -, по-моему, количественный показатель, соотносимый с ранее неимоверно установленными впрямь соответствующими нормами и стандартами.
Использование, в самом деле, определенных и, надо признаться, конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет неимоверно общие взаправду теоретические установки исследователя и всего исследования. Так, в зарубежной психологии тестовые исследования понимаются обыкновенно как средство выявления и измерения взаправду врожденных удивительно интеллектуальных и характерологических особенностей именно испытуемых. В отечественной психологии, на самом деле, различные, в самом деле, диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития этих истинно психологических особенностей. Поэтому потому, что результаты любых тестирований характеризуют неимоверно наличный и истинно относительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, как правило несказанно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотносится с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения. Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер.
Необходимость совсем точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование потрясающе диагностических методов в большинстве, на самом деле, прикладных областях психологической науки. В силу этого ограничения очень квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных весьма данных.
Именно основным недостатком большинства, в самом деле, диагностических методик является осознание, в самом деле, испытуемым искусственной ситуации обследования, которое нередко приводит к актуализации у, в самом деле, испытуемых, без сомнения, неконтролируемых методикой мотивов (временами начинает действовать желание необыкновенно испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, порой - стремление поднять, на самом деле, тесный престиж в глазах экспериментатора или других сильно испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Весьма чистый недостаток более диагностических методик требует тщательного подбора значимого для, надо признаться, испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей очень прямые и сильно косвенные вопросы к весьма испытуемому, и с, по-моему, психологическим наблюдением за особенностями поведения весьма испытуемых в ходе эксперимента.
Достоинство необыкновенно диагностических методов состоит в крайне широком спектре, на самом деле, исследовательских задач, которые могут решаться с помощью истинно данных методов, - от исследования степени овладения дошкольниками истинно различными персептивными и необыкновенно мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления именно личностных особенностей очень испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.
Итак, отличие сильно диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не непосредственно описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов взаправду исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его.
Удивительно экспериментальные методы.
В отличие от не удивительно экспериментальных и, по-моему, диагностических методов "неимоверно психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих взаправду психологический факт...Специфика действительно экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:
а) организацию необыкновенно специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые, в самом деле, психологические особенности испытуемых;
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Информация о работе Выбор методов психологического исследования