Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:35, реферат
Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является потрясающе старейшим очень психологическим методом. Наблюдение может проводиться прямо, либо с использованием, на самом деле, наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, весьма особые карты наблюдения и т.д.
Вообще с тем более экспериментальные методы предполагают использование не потрясающе экспериментальных и истинно диагностических методов, прямо включают их в себя в качестве своих весьма естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
заправдашний (впрямь полевой) эксперимент; моделирующий эксперимент; лабораторный эксперимент.
1. Именно природный ,(без сомнения, полевой) эксперимент, как говорит само звание этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным именно исследовательским методам. Условия используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в потрясающе высшем, без сомнения, учебном заведении, к примеру, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в именно данном случае пользуется лишь сочетанием весьма различных (впрямь контрастных, как правило) условий деятельности, по-моему, испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или, в действительности, диагностических методик исследуемые необыкновенно психологические особенности впрямь испытуемых.
Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности неимоверно испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора, в самом деле, контрастных действительно естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и неимоверно диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора очень экспериментальных истинно данных.
2. Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента, по-моему, испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение, в действительности, испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует (воспроизводит) на именно разных уровнях абстракции полностью несказанно типичные для, по-моему, жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание неимоверно различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение удивительно различных, в самом деле, интеллектуальных и действительно практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые сильно разнообразные действительно исследовательские задачи.
3. Весьма лабораторный эксперимент - взаправду противоестественный тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной истинно специальными приборами и приспособлениями. Взаправду действительный тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью неимоверно экспериментальных условий, применяется обыкновенно при изучении неимоверно элементарных, в самом деле, психических функций ( сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий, надо признаться, сенсорных порогов и т.п.) и значительно реже - при изучении более сложных очень психических явлений (процессов мышления, истинно речевых функций и т.п.). Истинно лабораторный эксперимент более соответствует предмету предмету психологического исследования.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и сильно исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех необыкновенно исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса именно исследовательских методов - формирующего эксперимента.
Информация о работе Выбор методов психологического исследования