Гендерные исследования в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Очень часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Общество осознало, что подобный социальный стереотип крайне условен и выявляет свою ущербность. Поэтому игнорировать существование феномена гендерных различий по меньшей мере нелогично, а проведение исследований по данной проблеме следует считать оправданным и крайне необходимым.
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом. Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

Содержание

Введение
Глава1 . Теория и практика гендерных исследований.
1.1. Предмет и обьект гендерных исследований в социальной психологии.
2.1. История развития гендерных исследований в отечественной социальной психологии.
Глава2. Гендерные исследования в соцальной психологии: актуальные проблема современности.
2.1. Проблемы гендерной социализации в современных социально-психологических исследованиях.ю
2.2. Гендерные исследованиЯ в изучении социально- психологического статуса женщин.
( и т.д. в зависимости от выбранной литературы)
Заключение
Литература)

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

2.3. Гендерные исследования в  изучении социально-психологического  статуса женщин.

В психологии возрастает интерес к осмыслению проблем самоопределения личности  в социальной и профессиональной среде , что связано с изменениями как общества, так и сложившихся  в нем представлений  об условиях жизни людей. Меняются привычные нормы взаимоотношений, требования  к профессиям, качеству жизни, появляются новые факторы социального и профессионального развития и т.д. Все это отражается  на самосознании и поведении людей.

Материал статьи Н.Л. Ивановой и Е.В. Кулаевой «Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности» обращен к исследованию самоопределения женщин . Гендерная идентичность рассматривается в ней  как содержательный компонент социальной идентичности, в котором выражено восприятие  человеком своей принадлежности к полу, а через гендер личность вырабатывает свое собственное отношение  к окружающей действительности и занимает определённую позицию.

В эмпирическом исследовании, целью которого было изучение особенностей самоопределения женщин с различными типами гендерой идентичности, рассматривались такие проявления самоопределения , как идентичность (когнитивные  и мотивационные компоненты), самоотношение личности  и способы принятия решений.

Для исследования , которое проводилось с 2006 по 2009, были отобраны женщины в возрасте  от 25 до 55 лет, которые имели высшее образование , проживали  в одном регионе , имели стабильную работу.

В исследовании использовались следующие методики: «Маскулинность-феминность» С. Бем, для  выявления степени выраженности маскулинности и феминности, а тагже гендерного типа личности; «Пирамида потребностей» в модификации И.А. Акиндиновой, предназначенная для выявления потребностей: материальных,  в  безопасности, в социальных контактах, в признании, в самовыражении(самоактуализации); «МИС» С.Р. Понтилеева, для регистрации показателей по следующим шкалам; закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность,самообвинение; опросник Д. Кейрси, выявляющий мыслительный и чувствующий тип принятия решений; «Двадцать утверждений»М.Кун, Т.Макпартленд, широко применяемая в психологических исследованиях идентичности; и «Маст-тест», предложенная А.Эллисом, используемая для выявления ценностно-мотивационных особенностей личности.

Кроме того проводились анкетирования и беседы с женщинами об их социальном и семейном статусе, графике работы, взаимоотношениях дома и на работе.

По результатам методики С. Бем, были выделены  четыре типа  гендерной идентичности женщин: маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный. Так же было выявлено , что типы гендерной идентичности женщин связаны с изучаемыми особенностями самоопределения личности: мотивация, ценности, самоотношение и способы принятия решений.

На основе этих данных были охарактеризованы самоопределения женщин с различными типами гендерной идентичности.

1.Женщины  феминного типа чаще реализуют себя в семье, общении с другими людьми и заботе о себе, т.е. о своем здоровье, эмоциональном состоянии, внешности..Такая женщина внутренне не конфликтна, она ценит себя, принимает такой, какая она есть. По данным, большинство этих женщин состоят в браке(83%) и имеют детей(76%), 40% этих женщин работают неполный рабочий день или на пол ставки, это позволяет подтвердить вывод о том, что для них важна семья. Такие женщины стремятся к саморазвитию, поскольку для успешной реализации в семье она должна следить за тем, как изменяются общество. дети, муж, и она сама, это позволяет сохранить семью, поддерживать семейные взаимоотношения. В нашей выработке у женщин с возрастом  повысилась потребность в автономии и достижении компетенции в каком-то деле. Но чем старше феминная женщина , тем меньше она стремиться к социальным контактам и меньше ценит себя.

2.Женщины  маскулинного типа реализуют  себя в таких сферах, как семья, профессия, саморазвитие. Они разрываются между удовлетворением материальных потребностей, профессиональным/личным ростом и семьей:если эти потребности удовлетворены, то женщина довольна собой, принимает себя. Такие женщины испытывают стресс или ролевой конфликт ,пытаясь быть одновременно хорошей матерью, домохозяйкой и работником. Имеют чаще других ненормированный рабочий график(52%), имеют детей(58%), но не состоят в браке(73%). С возрастом на первый план выходит социальный компонент идентичности и физический(внешность), снижаеться самопринятие, интерес к самообслуживанию и быту, но усиливается к саморуководству.

3.Женщины андрогинного типа лучше проявляют себя в семье , общении с другими людьми и заботе о себе. Наиболее значимым мотивом трудовой деятельности у них оказывается материальный, хотя с психологическим оттенком:им нравится иметь свой заработок и быть независимыми. Вероятно это обьясняет тот факт, что отя семья являеться важной сферой реализации этой женщины и 55% из них состоят в браке, но только 32% имеют детей. С возрастой у них на первый план выходят  самозащита, потребность в уважении и признании, стремление обеспечить себе будущее, а тагже быть автономной , самостоятельной но снижается стремление к саморазвитию.

4.Женщины  недифференцированного типа проявляют  себя в основном в сфере  профессионального и личностного  развития, не стремяться к созданию  семьи. Это проявляется в их семейном статусе 91% не состоят в браке, а 95% не имеют детей.Такой тип женщин нацелен на общество, достижение материального благополучия и саморазвитие, достижение автономии, занятие любимым делом, с чем и связана их самоценность. Чем старше они становятся, тем больше стремятся к самоуважению.

Итак можно заключить что для феминного и андрогинного типов характерен ценностно-потребностный способ принятия решений. Эти женщины «решают  сердцем», логика осуществления выбора строится на накопленном эмоциональном опыте. А для маскулинного и недифференцированного типов характерен логический способ принятия решений. Представителей этих типов волнует истина и справедливость, они склонны к критике, находят ошибки, при принятии решения замедляются в выборе, пости не демонстрируют своих переживаний.Проведенное  исследование показало, что самоопределение женщин с различными  типами гендерной идентичности различаеться по ряду  признаков: внутренней кофликтности, ориентирам и способам принятия решений, содержанию идентичности, особенностям поведения в публичной и приватной сфере. Возможным следствием гендерной идентификации определенного типа будет принятие субъектом себя как носителя  определенных общественных ожиданий и норм.

2.4. Современная женщина, семья , демография.

За последнюю пару лет проблема репродукции становится в России «новостным поводом» и темой для общественной дискуссии. Ныне демографическая ситуация объявлена кризисной, и речь идёт о том, как можно повысить рождаемость. При этом тема бесплодия отчего-то не стала актуальной, хотя согласно различным источникам, около 15% супружеских пар в современной России испытывают трудности с зачатием. И это число возрастает с каждым годом.

В арсенале современно медицины существуют репродуктивные технологии(РТ), включающие: экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбрионов в полость  матки(ЭКО), донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию(ИИ) спермой мужа или донора.

Отношение к РТ не однозначно.В медицине их определяют как вспомогательные, лишенные полноценного статуса лечебной процедуры. СМИ как правило сеют панику, называя их «порочным зачатием», а суррогатное материнство -«торговлей детьми». Русская Православная церковь не поддерживает практику РТ: «Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными..»Даже в независимых общественных экспертизах, их помещают в контекст моральных суждений и рассматривают как «излишки».

В своей статье Бредникова О., Нартова Н. «Нарушая молчание: дискриминация женщин в пространстве Новых репродуктивных технологий (НРТ) », хотят дать слово тем, кто обращается к РТ,  как к единственной возможности стать родителями. Целью своей работы они поставили: обозначить проблемы и рассмотреть дискриминационные практики, с которыми сталкиваются женщины/пары, при использовании новых РТ. В начале работы были представлены основные положения российского законодательства, регулирующие практику РТ. В результате выясняется, что женщины/пары, решающие проблемы бесплодия с помощью РТ сталкиваются с множеством препон и случаями откровенной дискриминации. Материалом для статьи стали собранные при поддержке сайта «Пробирка»более двадцати автобиографий, заметок и комментариев пользователей  РТ, также материалы дискуссий на форуме сайта. Собранные истории- это женские истории, мужчины по разным причинам были исключены из этой дискуссии.

Были рассмотрены наиболее актуальные проблемы. Одна из них- норма существования обязательного материнства/родительства. Это контроль со стороны ближайшего окружения(родственников, коллег, друзей, знакомых, работодателей или попутчиков) над репродуктивными решениями и планами семьи, который принуждает женщин объяснять и оправдывать бездетность и , в свою очередь скрывать или признаться в бесплодии. Бесплодие воспринимается как социальная, а не медицинская патология, что ставит под сомнение не только способность женщины к исполнению семейных ролей, но и «правильность» её «женскости». Вмененная женщине ответственность делает её единственно виноватой и ответственной за бесплодие. Женщины, не получая поддержки от окружающих, живут с чувством вины, погружаться в тяжёлые переживания, теряют уверенность в себе.

Ещё одна проблема заключается в том, что в повседневной жизни происходит «демонизация» и/или «экотизация» процедуры РТ и детей, рожденных в результате применения этих технологий. Женщины часто живут в постоянном страхе из-за возможных негативных социальных последствий для своих детей. Не только самих женщин общество считает «ненормальными», но и ребёнка априори лишают статуса нормальности, это заставляет прибегать к различным способам сокрытия использования РТ. Тайны и симуляции беременности в случае суррогатного материнства усиливают психологическую и социальную нагрузку и без того непростого пути преодоления бездетности, требуют дополнительных усилий и жестокого самоконтроля.

Существенно ограниченный доступ к информации о РТ и физический доступ к самим технологиям является огромной проблемой. Основная доступная информация о процедурах и методах ВРТ сосредоточена в Интернете. Её практически не представляют специализирующиеся на ВРТ врачи и медицинские учреждения, что не только усложняет поиск и сбор информации, но практически лишает непользователей Сети возможности получения необходимого знания. Репродуктивные клиники сосредоточены в столичных городах, поэтому жители регионов оказываются практически исключенными из доступа к технологиям. Лечение  в другом городе требует дополнительных финансовых, временных и других ресурсов, что при высокой экономической, психологической и физиологической «стоимости» процедур также ограничивает доступ к ним. Женщина вынуждена не только сама становиться экспертом по сбору и обработке информации, но и организовывать сложную систему менеджмента, контроля и управления временем, деньгами и логистикой, а также реорганизовывать свою жизнь на достаточно продолжительный период времени.

Ещё одной проблемой является безответственность государства и функционирование  ВРТ только в пространстве коммерческой медицины, всё это ставит женщин/супружеские пары в полностью зависимое положение. В ситуации рыночной монополии цены остаются непомерно высокими, условия неадекватными цене, договоры кабальными и пр. Государство же практически отстранилось от проблемы, передав рынку все полномочия по регулирования услуг РТ- ценообразования, юридического обеспечения, обслуживания, контроля за качеством обслуживания, что позволяет клиникам/рынку эксплуатировать женщин/супружеские пары, ибо желание иметь ребёнка заставляет людей платить цену, установленную рынком, терпеть низкий уровень качества оказания услуг.

Авторы статьи также обратили внимание, что РТ- исключительная ответственность женщины. Она не только несёт ответственность за процедуры и исход дела(ведь больше никто не несёт!), не только контролирует выполнение предписаний и процесс, не получая информации о возможных рисках для собственного физического и психического здоровья и о возможных последствиях, но и кардинально реорганизует свою жизнь таким образом, чтобы обеспечить возможность регулярно посещать клинику и проводить «протоколы».

Подводя итог можно сказать, что на сегодняшний день РТ- исключительная ответственность и бремя женщины(в лучшем случае пары). Обращение к РТ -процедурам значительно снижает качество жизни женщины, её здоровье, карьера и другие виды благополучия уходят на второй план. При этом женщина не получает ни психологической, ни институциональной поддержки. Преодолевая бездетность, осуществляя свои планы и права на   родительство, женщина зачастую находится в вакууме- ей не помогает ни государство, ни социальное окружение, ни муж, ни церковь. Она один на один вступает в борьбу с отсутствием информации, коммерческой медициной, недобросовестными врачами, избыточными процедурами, болезненными телесными вмешательствами, нехваткой денег, отсутствием гарантий, потенциальными проблемами со здоровьем и т.д. и т.п. Авторами статьи были рассмотрены лишь ключевые проблемные точки, и существует ещё множество неупомянутых тем.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе был проведен анализ литературных источников по теме «Гендерные исследования в социальной психологии».

Рассмотрены основные теоретические понятия по этой теме. Гендер – одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга. Были рассмотрены предмет и методы гендерных исследований.

Гендерные исследования основаны на принципе междисциплинарности – она реализуется и на уровне исследования конкретных проблем, и на уровне обоснования гендерной асимметрии общественного развития в целом.

Был проведен анализ исследовательских работ некоторых авторов:

Каган В. Е. в статье «Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет» приходит к выводу о том, что «данные полученные в результате исследования  соответствуют представлениям о расширяющемся круге когнитивных возможностей как одном из механизмов формирования гендерных представлений у детей 3-7 лет»[4].

 

Авторы статьи «Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации и гендерной идентичности подростков»  Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю пришли к выводу, что «гендерная идентичность подростков обоего пола соответствует социальным нормам»[8].

Информация о работе Гендерные исследования в социальной психологии