Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа
Генетический уровень – на нем представлена модель будущего человека, факторы биологической обусловленности (детерминации).
Практически все в организме человека: его развитие, анатомо-физиологическое строение, основные жизненные функции – находятся под контролем со стороны генных структур. Мозг, как и любой другой орган, обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость, поэтому логично предположить существование генетических факторов, которые могут в ранние годы определять психологию и поведение человека. Однако на практике действие генотипа и влияние среды отделить др. от др. очень трудно.
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.
Понятие
стресса первоначально возникло
в физиологии для обозначения
неспецифической
Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и "предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта”.
К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин в переводе с латинского означает обман, ожидание, крушение планов. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
Фрустрация
создает, таким образом, наряду с
исходной мотивацией новую, защитную мотивацию,
направленную на преодоление возникшего
препятствия. Прежняя и новая
мотивация реализуются в
Самой распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект.
Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на фрустрацию уходом (например, выходит из комнаты), сопровождаемый агрессивностью, которая не проявляется открыто.
Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания – никаких эмоциональных проявлений.
Понятие«фрустрация»(отлат.frus
Препятствия в реализации планов бывают различного характера. Это может быть психологический барьер: например, страх сделать то, что необходимо для достижения цели. Допустим, студент боится выступить перед людьми, чтобы защитить диплом. Помехой иногда становится моральная преграда, связанная с невозможностью нарушить правила приличия, культурные нормы или переступить через собственные нравственные убеждения. Наконец, преграда бывает просто физической: человек спешит на важную деловую встречу, но застрял в автомобильной пробке; человек заболел, и поэтому ему приходится откладывать намеченные планы.
В зависимости от индивидуальных особенностей личности реакция на ситуацию фрустрации у разных людей различна. Многие переживают досаду, злобу, раздражение. Некоторые впадают в депрессию или испытывают отчаяние. У других возникает апатия — полное равнодушие ко всему окружающему и нежелание что-либо вообще делать. Иногда человек становится совершенно неуправляемым, агрессивным и способен наломать дров в такой ситуации. Бывает, что в состоянии фрустрации возникает тревога или чувство вины.
Есть люди более устойчивые к фрустрации и менее устойчивые. Первые — личности психологически гибкие, это мудрые люди. Они способны найти разумный выход из сложившейся ситуации. Ведь на самом деле тупиковые, безвыходные положения встречаются очень редко; как правило, возможно компромиссное решение. Если же выхода действительно нет, то такие личности способны перестроиться в соответствии с новыми обстоятельствами. Устойчивость к испытаниям подобного рода свойственна людям, которые более философски относятся к трудностям, стараются не идти на поводу у собственных желаний, не превращать свою жизнь в сплошную гонку за удовольствиями, не впадать в рабскую зависимость от амбиций.
К фрустрации неустойчивы люди, которые склонны фанатично стремиться к достижению цели. Они недостаточно психологически гибки, чтобы уметь перестраиваться и приспосабливаться к ударам судьбы. Такие люди часто забывают, ради чего ставилась цель, в чем её действительный смысл. Личности подобного склада более остро переживают невозможность добиться желаемого. Им свойственны все те бурные формы реагирования, о которых говорилось выше. Опасность фрустрации для человека этого типа состоит в том, что данное состояние мол-сет привести к неврозу — психическому расстройству, состоянию, близкому к помешательству. В подобном случае человеку лучше обратиться за профессиональной помощью к психологу или психотерапевту. Такая помощь, кстати, необходима каждому, кто склонен часто испытывать фрустрацию.
Можно ли повысить свою устойчивость к фрустрации? Да, конечно. Посмотрите на черты характера людей, которые разумно и спокойно относятся к неудачам. Приложив осознанные усилия, почти каждый может стать таким. Правда, не в одночасье. Что нужно для этого? Не надо слепо стремиться к однажды поставленной цели. Анализируйте свои желания, думайте о мотивах поступков (для чего вы делаете что-то или стремитесь к чему-то). Мотивы, цели, желания должны быть в первую очередь осознанными. Если они осознанны и разумны, то уже не они управляют человеком, а человек способен контролировать и изменять собственные цели.
Стремитесь лучше узнать самого себя, будьте откровенны с собой. Подумайте: зачем нужно добиться того-то или того-то? Потому что так полагается, так хотят родители? Потому что так делают все? Или это ваш собственный выбор?
Скажите себе заранее: «А что будет, если я не добьюсь этого? Разве небо упадёт на землю и наступит конец света или закончится моя жизнь? Надо ли было вообще стремиться к этой цели? Смогу ли я исправить сложившуюся ситуацию? Есть ли другие способы решения задачи, поставленной мной? Можно ли отложить её решение? Переставить местами намеченные дела?».
Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Отнеситесь к сложившейся ситуации с юмором. Не бойтесь вообразить весь комизм своего положения или надуманность проблемы. Иногда от души посмеяться над собой бывает очень полезно. Такое отстранённое отношение поможет быстрее найти выход из положения.
Лёгкое отношение к ситуациям фрустрации вовсе не говорит о легкомысленности, отсутствии воли и целеустремлённости. Ведь воля подразумевает преодоление трудностей, которое связано с осознанным выбором человека, контроль над своими желаниями, целями и поступками, умение управлять ими. А в состоянии настоящей фрустрации человек как раз и теряет всякую власть над собой.
Фрустрация сильно отличается от стресса. Конечно, в жизни различные психологические состояния редко встречаются в чистом виде, и фрустрация может переплетаться с психологическим стрессом. Однако стресс — это состояние, напрямую связанное с жизненно важными функциями, с выживанием. И поэтому в большинстве случаев стресс, если он сильный, поглощает фрустрацию. Когда речь идёт о жизни и смерти, тут уже не до фрустраций. Если говорят о фрустрации, то обычно имеют в виду человека как личность — с её проблемами, целями и особенностями, а когда речь идёт о стрессе, то чаще употребляются слова «организм» и «выживание».
Существенное отличие стресса от фрустрации состоит в том, что трудности, которые создают стрессовое состояние, в целом преодолимы, они не становятся неустранимой преградой на пути, как в случае фрустрации. Но эти трудности связаны с важнейшими потребностями, и от того, насколько успешно они пройдены, нередко зависит безопасность, а порой и сама жизнь. Даже если ситуация в действительности не настолько сложна, но человек воспринимает её как опасную, — значит, он переживает стресс. Точно так же и с фрустрацией. Возможно, препятствие, возникшее на пути к цели, вполне можно обойти, но если оно воспринимается как непреодолимый барьер, то налицо фрустрация.
Таким образом, наиболее важным моментом как в ситуации стресса, так и в ситуации фрустрации является восприятие конкретным человеком сложившихся обстоятельств. Это значит, что психологическая сущность любой критической ситуации во многом определяется теми личными переживаниями, которые испытывает человек в данном случае. И фрустрация, и стресс на субъективном уровне (на уровне нашего внутреннего Я) проявляются именно в переживаниях. Эти переживания в обоих случаях достаточно сильные и эмоциональные. По-видимому, оттого люди часто путают разные критические ситуации.
Билет
№ 24. Некоторые теории
эмоций (Джемс-Ланге,
В.Вундт, Сарта Ж-П., Симонова
П.В., Бэма Д.)
Билет № 17. Мышление, основные виды и уровни.
Ощущение
и восприятие дают нам знание единичного
— отдельных предметов и
она соприкоснется с огнем. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход — от единичного к общему и от общего опять к единичному — осуществляется благодаря особому психическому процессу — мышлению. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление
как особый психический процесс
имеет ряд специфических
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому. Если мы хотим узнать, холодно на улице или тепло, мы пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
Следует отметить, что опосредованное мышление не искажает окружающую нас действительность, а, наоборот, позволяет познать ее глубже, вернее и полнее. Так, обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Например, опираясь на чувственное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли, развитие растительного и животного мира. Благодаря мышлению мы в состоянии с определенной степенью достоверности предсказать даже будущее Земли. Таким образом, в процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.