Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа
Генетический уровень – на нем представлена модель будущего человека, факторы биологической обусловленности (детерминации).
Практически все в организме человека: его развитие, анатомо-физиологическое строение, основные жизненные функции – находятся под контролем со стороны генных структур. Мозг, как и любой другой орган, обнаруживает генетическую детерминированность и изменчивость, поэтому логично предположить существование генетических факторов, которые могут в ранние годы определять психологию и поведение человека. Однако на практике действие генотипа и влияние среды отделить др. от др. очень трудно.
В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов. Они могут подразделяться по особенностям используемых тестовых заданий на тесты вербальные и тесты практические, по форме процедуры обследования - на тесты групповые и индивидуальные, по направленности - на тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций, а в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - на тесты скорости и тесты результативности. Также тесты могут различаться по принципам их конструирования. За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к среде компьютера (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как компьютеризированные тесты. Активно разрабатываются тесты компьютерные, изначально конструируемые с учётом возможностей современной вычислительной техники. Тесту, как и любому другому инструменту познания, присущи особенности, которые в конкретных обстоятельствах исследования могут рассматриваться в качестве его достоинств и недостатков. Эффективное использование тестов зависит от учета многих факторов, из которых к важнейшим относятся: теоретическая концепция, на которой базируется тот или иной тест; область применения; весь комплекс ведений, обусловленных стандартными требованиями к психологическим тестам, их психометрическим характеристикам. Распространённые представления о «простоте» и доступности тестов не соответствуют действительности. Являясь средством исследования сложнейших психических явлений, тест не может толковаться упрощённо как предложение задания и регистрация его решения. Научное использование тестов возможно лишь при условии опоры на общепсихологические знания, компетентность в области теории и практики соответствующих психодиагностических исследований. Не менее существенно следование этическим нормам психодиагностики.
По определению американского текстолога А.Анастази, «валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает». Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определённых качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает. Наиболее распространённым способом нахождения теоретической валидности теста (методики) является конвергентная валидность, то есть сопоставление данной методики с авторитетными родственными методиками и доказательство значимых связей с ними.
Сопоставление с методиками, имеющими другое теоретическое основание, и констанция отсутствия значимых связей с ними называется дискриминантной валидностью. Другой вид валидности - прагматическая валидность - проверка методики с точки зрения её практической значимости, эффективности, полезности. Для проведения такой проверки, как правило, используются так называемые независимые внешние критерии, то есть используется независимый от теста, внешний источник информации о проявлении в реальной жизни и деятельности людей измеряемого психического свойства. Среди таких внешних критериев могут быть успеваемость, профессиональные достижения, успехи в разных видах деятельности, субъективные оценки (или самооценки). Если например, методика измеряет особенности развития профессионально важных качеств, то для критерия необходимо найти такую деятельность или отдельные операции, где именно эти качества реализуются.
Для проверки валидности теса можно использовать метод известных групп, когда приглашаются люди, про которых известно, к какой группе по критерию они относятся (например, группа «высокоуспешных, дисциплинированных студентов» - высокий критерий и группа «неуспевающих, недисциплинированных студентов» - низкий критерий, а студенты со средними значениями не участвуют в тестировании), проводят тестирование и находят корреляцию между результатами теста и критерием.
высокий критерий | низкий критерий | ||
высокий результат теста | a | b | |
низкий результат теста | c | d | |
Здесь a - число испытуемых, попавших в высокую группу по тесту и по критерию, c - число испытуемых, попавших в высокую группу по критерию и имеющих низкие результаты теста. При полной валидности теста элементы b и c должны быть равны нулю. Меру совпадения, корреляции между крайними группами по тесту и критерию оценивают с помощью фи-коэффициента Гилфорда. Существует достаточно много разных способов доказательства валидности теста. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен. Валидность внешняя - применительно психодиагностических методик означает соответствие результатов психодиагностики, проводимой посредством данной методики, независимым от методики внешним признакам, относимым к субъекту обследования. Означает примерно то же самое, что валидность эмпирическая, с той разницей, что здесь речь идёт о связи между показателями методики и самыми важными, ключевыми внешними признаками, относимыми к поведению испытуемого. Психодиагностическая методика считается внешне валидной, если, например, её посредством оцениваются черты характера индивида и его внешне наблюдаемое поведение согласуется с результатами проведённого тестирования.
Валидность внутренняя
- применительно
Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена. П. Клайн отмечает, что данные о конкурентной валидности полезны тогда, когда есть неудовлетворительно работающие тесты для измерения некоторых переменных, а новые создаются для того, чтобы улучшить качество измерения. В самом деле, если уже существует эффективный тест, то для чего нужен такой же новый? Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность какого-нибудь теста интеллекта может быть показана корреляцией его показателей, полученных у испытуемого в возрасте 10 лет, с академической успеваемостью в период окончания средней школы. Л. Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того, что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен. Основная проблема, с которой сталкивается исследователь, пытающийся установить прогностическую валидность своего теста, состоит в выборе внешнего критерия. В особенной степени чаще всего это касается измерения личностных переменных, где подбор внешнего критерия - чрезвычайно сложная задача, решение которой требует немалой изобретательности. Несколько проще обстоит дело при определении внешнего критерия для когнитивных тестов, однако и в этом случае исследователю приходится «закрывать глаза» на многие проблемы. Так, академическая успеваемость традиционно используется в качестве внешнего критерия при валидизации тестов интеллекта, но в то же время хорошо известно, что успехи в обучении далеко не единственное свидетельство высокого интеллекта. Инкрементная валидность имеет ограниченное значение и относится к случаю, когда один тест из батареи тестов может иметь низкую корреляцию с критерием, но не перекрываться другими тестами из этой батареи. В этом случае данный тест обладает инкрементной валидностью. Это может быть полезно при проведении профотбора с помощью психологических тестов. Дифференциальная валидность может быть проиллюстрирована на примере тестов интересов. Тесты интересов обычно коррелируют с академической успеваемостью, но по-разному для разных дисциплин. Значение дифференциальной валидности, так же как и инкрементной, ограничено.
Содержательная валидность определяется через подтверждение того, что задания теста отражают все аспекты изучаемой области поведения. Обычно она определяется у тестов достижений (смысл измеряемого параметра полностью ясен), которые как еже указывалось, тестами, собственно психологическими не являются. На практике для определения содержательной валидности подбираются эксперты, которые указывают, какая область поведения наиболее важна, например, для музыкальных способностей, а затем, исходя из этого, генерируются задания теста, которые вновь оценивают эксперты. Конструктная валидность теста демонстрируется полным, насколько это возможно, описанием переменной, для измерения которой предназначается тест. По сути дела, конструктная валидность включает в себя все подходы к определению валидности, которые были перечислены выше. Кронбах и Мил, которые ввели в психодиагностику понятие конструктной валидности, пытались решить проблему отбора критериев при валидизации теста. Они подчёркивали, что во многих случаях ни один отдельно взятый критерий не может служить для валидизации отдельного теста. Можно считать, что решение вопроса о конструктной валидности теста представляет собой поиск ответа на два вопроса:1) существует ли реально некоторое свойство; 2) надёжно ли измеряет данный тест индивидуальные различия по этому свойству. Вполне понятно, что с конструктной валидностью связана проблема объективности в интерпретации результатов по изучению конструктной валидности, однако эта проблема общепсихологическая и выходит за рамки валидности.
4. Проблемы валидности
Из вышесказанного следует, что не существует какого-либо единичного показателя, с помощью которого устанавливается валидность психологического теста. В отличие от показателей надёжности и дискриминативности, нельзя осуществить точные статистические расчёты, подтверждающие валидность методики. Тем не менее, разработчик должен представить весомые доказательства в пользу валидности теста, что потребует от него психологических знаний и интуиции. Несмотря на то, что проблеме валидности в классической теории теста уделяется много внимания, теоретически она никак не решается. Приоритет отдан надёжности, что и выражено в правиле: валидность теста не может быть больше его надежности. Валидность означает пригодность теста измерять то свойство, для измерения которого он предназначен. Следовательно, чем больше на результат выполнения теста или отдельного задания влияет измеряемое свойство и чем меньше - другие переменные (в том числе внешние), тем тест валидней. Валидность - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно. Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста или методики, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест или методика измеряет и насколько хорошо это делает; чем они валиднее, тем лучше отображается в них то качество, ради измерения которого они создавались. Количественно валидность может выражаться через корреляции результатов, полученных с помощью теста или методики, с другими показателями, - например, с успешностью выполнения соответственной деятельности. Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Применяются также дополнительные понятия валидности концептуальной, критериальной, конструктивной, и прочие виды валидности - со своими способами установления их уровня. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит:
1) от определения
понятия интеллекта, являющего ту
или иную концепцию этого
2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых согласно этой концепции;
3) от эмпирических критериев.
Билет № 15. Воспроизведение. Мнестические нарушения.
Воспроизведение это мнемический процесс ранее запечатленной и сохраненной информации. Различают несколько видов воспроизведения:1. узнавание это воспроиведение при ее повторном предъявлении (узнаем книгу при повторном прочтении) Ошибки при узнавании: - дежавю – ложное узнавание это такое явление при котором мы узнаем то что раньше никогда не видели , т.е. не значимое нам явление мы идентифицируем как знакомое. - Жаневю когда заведомо известный объект не идентифицируется (ода из разновидностей амнезии) 2. Собственно воспроизведение – это процесс спонтанных ситуаций, появление сознании ранее полученной инф-и. Какая то часть инф-и появляется без усилий- спонтанно оказавшись в тех областях памяти от куда ее легко извлечь. Соответственно воспроизведение это воспроизведение при котором мы не испытываем трудностей. 3. Припоминание – это такой вид воспроизведения когда актуализация инф-и связана с более или менее сильными затруднениями. 4 Реконструкция – процесс при котором имеет место воссоздания вероятной инф-и это скорее мыслительный процесс 5 Воспоминание это мнемический процесс воспроизводящий биографические события Биографическая память – это субъективные точки зрения не понятные по своей сути не являющиеся уталетарными знаниями, воспоминания по сути дела представляют собой – темпоральное Я. Лчность эо сумма временных состояний Я от рождения до данного момента Каковы воспоминания таков и сам человек. Память это процесс и объем хранения инф-и. Мнемические процессы – процессы связанные с памятью. Воспроизведение как особый род воспроизведения при котором имеет место 2 типа воспроизведения: 1. Ассоциированное воспроизведение 2. Диссоциированное восприятие – когда мы видим себя как бы со стороны, т.е. являемся наблюдателями того что с нами происходило в детстве. Указывает на критическое отношение к себе тот эмоциональный фон которым окрашено воспоминание является более типичным репрезентативным. 3 Реминисценция – это воспроизведение инф-и после длительного периода ее сохранения. Это как правило внезапное воспоминание при котором человек вспоминает не имеющие смысловой нагрузки события происходившие лет 20 назад. Мнемические нарушения памяти, как способ понимания механизма функционирования в норме. Все многообразие нарушений памяти или мнестических расстройств делится: -Гиперамнезия (черезмерная память) -гипоамнезия(снижение уровня протикания мнестических процессов) -амнезия (утрата потеря некоторых мнестич.процессов) Гиперамнезия – высокая способность позволяющая удерживать и воспроизводить большой объем памяти. Очень часто при легких формах дебильности носит формально-мханический процесс. Качественной обработки, запоминания объекта не происходит. Амнезия: - финсационная амнезия – при которой утрачивается способность запечатливать текущие события или же это такое расстройство при котором кратковременная память не преходит в долговременную. - прогрессирующая амнезия – постепенная утрата памяти при чем в обратном порядке ее накопления от настоящего к прошлому. - селентативная амнезия- или избирательная при ней забывается избирательная информация как правило психологически не приемлимая. Иногда носит адаптивный характер иногда дезадаптивный ( нет не был не помню) - Тотальная амнезия – или всеобщая, полная потеря памяти включающая пространственно- временную ориентацию, и понятие о собственном Я. Бывает при очень грубых мозговых расстройствах, травмах или при сильной старческой деградации – не обратима. Крайне редка. Ретроградная амнезия – потеря памяти перед шоковым событием Антероградная амнезия – потеря памяти после шокового события Пароамнезия – ошибочные воспоминания при которых могут правильно воспроизводиться события только оно не правильно локализовано во времени и в пространстве носят как правило защитный характер. - Коноробуляция – нарушения при которых имеют место ложные вымышленные воспоминания событий. Они часто не явл-ся целью достижения какой либо выгоды. - Криптоамнезия (скрытая) среднее звено между инстинктным воспоминанием и коноробуляцией, когда человек не может оценить реалистичность или иллюзорность событий. Носит половинчатый характер – диссоциированный.