Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:31, курсовая работа
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в настоящее время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах - эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в Российской Федерации, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.), то гендерные различия в агрессии изучены недостаточно.
Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.
В данной работе агрессивность понимается как готовность к агрессивным действиям по отношению к другим, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности определенным образом воспринимать и интерпретировать поведение другого.
Агрессивность женщин и мужчин имеет разный характер, разные формы и интенсивность проявления, т. е. имеет гендерные различия.
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.
Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.
В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [24, С. 61].
В агрессивном поведении подростков ярко проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности.
Наиболее явные различия обнаруживаются в реально практикующихся формах агрессивного реагирования.
2 Исследование гендерных особенностей агрессивности у
подростков
2.1 Исследование гендерных особенностей агрессивности у
подростков
Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось на базе ГОСШ № 8 г. Орши. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9 классов.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
- аналитический этап эксперимента - анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого-педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
Гипотеза исследования: агрессивность подростков имеет гендерные различия.
Для проверки гипотезы была использована методика состояния агрессивности Басса-Дарки. А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессия и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия - использование физический силы против другого лица. 2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Индекс враждебности включает в себя шкалы обиды и подозрительности, а индекс агрессивности (прямой или мотивационный) включает в себя шкалы физической агрессии, раздражения, вербальную агрессию.
Нормой агрессивности по тесту Басса - Дарки является величина ее индекса равная 21 + - 4, а враждебности 6,5 - 7 + - 3.
Методика Басса-Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения.
Анализ достоверности различий имеет практическое значение при оценке статистической значимости разности выборочных средних величин в сопоставляемых распределениях.
Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. С подростками была проведена беседа, в которой рассматривались понятия «агрессия», «агрессивное поведение», формы и особенности проявления агрессии, конструктивные способы выражения агрессии в обществе и др. Беседа с подростками проводилась с целью их мотивации к участию исследовании.
На исследовательском этапе было проведено тестирование, во время которого, каждому испытуемому был предложен бланк и опросник. Результаты тестирования представлены на таблице 2.1
Таблица 2.1 - Исследование агрессивности у девочек-подростков
№ п/п |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувства вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
20 |
25 |
20 |
39 |
22 |
25 |
27 |
23 |
20,6 |
20 | |
23 |
26 |
24 |
38 |
24 |
45 |
20 |
35 |
22 |
17,5 | |
21 |
33 |
23 |
40 |
20 |
20 |
25 |
23 |
19 |
20,5 | |
24 |
20 |
25 |
36 |
27 |
34 |
30 |
22 |
23,7 |
20 | |
22 |
26 |
30 |
35 |
19 |
25 |
29 |
34 |
22,7 |
27 | |
40 |
27 |
34 |
37 |
20 |
30 |
26 |
21 |
23,7 |
18 | |
23 |
27 |
35 |
37 |
23 |
26 |
25 |
34 |
20,3 |
21,5 | |
20 |
30 |
35 |
38 |
20 |
36 |
32 |
20 |
18,3 |
19 | |
25 |
32 |
33 |
38 |
22 |
22 |
21 |
24 |
23,3 |
20,5 | |
26 |
30 |
23 |
33 |
24 |
19 |
28 |
25 |
21,3 |
18,5 | |
29 |
25 |
21 |
40 |
27 |
21 |
38 |
23 |
22 |
19,5 | |
21 |
18 |
20 |
40 |
25 |
29 |
20 |
35 |
21,3 |
18,5 | |
23 |
22 |
35 |
35 |
27 |
34 |
31 |
34 |
21,7 |
17,5 | |
20 |
28 |
33 |
23 |
18 |
36 |
24 |
20 |
23 |
20 | |
19 |
33 |
38 |
40 |
20 |
37 |
24 |
33 |
26,7 |
23 |
Таблица 2.2 - Исследование агрессивности у мальчиков-подростков
№ п/п |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувства вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
21 |
25 |
30 |
33 |
25 |
24 |
27 |
34 |
28,6 |
25,5 | |
23 |
25 |
24 |
42 |
30 |
36 |
28 |
20 |
24 |
22 | |
27 |
22 |
30 |
30 |
28 |
31 |
28 |
24 |
29,6 |
19,5 | |
20 |
24 |
22 |
28 |
20 |
23 |
25 |
22 |
33 |
20 | |
34 |
37 |
24 |
29 |
30 |
28 |
30 |
26 |
25 |
19,5 | |
19 |
29 |
24 |
25 |
33 |
34 |
32 |
30 |
27,3 |
23 | |
29 |
39 |
21 |
36 |
30 |
32 |
27 |
24 |
33 |
19,5 | |
25 |
21 |
22 |
25 |
26 |
30 |
23 |
34 |
26 |
21 | |
25 |
26 |
25 |
38 |
31 |
40 |
30 |
35 |
32 |
22 | |
30 |
36 |
29 |
30 |
30 |
37 |
20 |
23 |
18,3 |
18,5 | |
28 |
24 |
22 |
20 |
22 |
28 |
27 |
31 |
31,3 |
17,5 | |
19 |
32 |
23 |
25 |
32 |
26 |
37 |
25 |
21,3 |
20,5 | |
21 |
23 |
24 |
40 |
25 |
28 |
37 |
38 |
26 |
23,5 | |
28 |
20 |
32 |
32 |
26 |
34 |
28 |
33 |
30 |
21 | |
19 |
32 |
21 |
19 |
30 |
23 |
20 |
36 |
20,7 |
21,5 |
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 17 %, а у мальчиков - 21%. Индекс агрессии, превышающий норму, у мальчиков представлен 5 %, а у девочек - 7 %. Учащиеся, у которых оба индекса выше нормы, среди девочек составляют 10 %, а среди мальчиков - 13 %.
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола. По результатам анализа данных была составлена таблица, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность.
Таблица 2.3 - Процентное соотношение подростков с высоким показателем данного признака в группах
№ п/п |
Формы агрессии |
Пол подростка | |
Девочки |
Мальчики | ||
1 |
Физическая агрессия |
24% |
42% |
2 |
Косвенная агрессия |
29% |
25% |
3 |
Раздражение |
24% |
42% |
4 |
Негативизм |
42% |
44% |
5 |
Обида |
31% |
29% |
6 |
Подозрительность |
31% |
27% |
7 |
Вербальная агрессия |
38% |
30% |
8 |
Чувство вины |
31% |
23% |
Рисунок 2.1 - Процентное соотношение подростков с высоким показателем данного признака в группах
2.2 Анализ результатов исследования
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр-показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т-критерию Стьюдента.
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5-процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее, чем на 10-процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.
Информация о работе Гендерные особенности проявлений агрессивности у подростков