Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 19:31, курсовая работа
Учащение агрессивных проявлений является сегодня одной из острейших социальных проблем нашего общества. Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу.
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в настоящее время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Стрессы повседневной жизни, распад традиционной структуры семьи, информационная усталость, обилие насилия на телеэкранах - эти и другие причины ведут к усилению тревожности и агрессивности. В данных условиях становится актуальным анализ проблемы проявлений и уровня агрессии. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований, как в Российской Федерации, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А.Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и др.), то гендерные различия в агрессии изучены недостаточно.
На следующий день или в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас никто не сможет услышать), остановившись посередине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.
После этого, постараться сделать так, чтобы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы вместе с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желание воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто, как будто ничего и не было, вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, чтобы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.
Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей:
- необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;
- не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;
- подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения;
- каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;
- вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;
- проводить закаливание организма, умываться холодной водой;
- тренировать волю.
Правила общения педагога с агрессивным ребёнком:
- не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние;
- наиболее адекватное поведение взрослого - это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка;
- старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить;
- давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг;
- старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;
- реагируйте и откликайтесь на любые позитивные сдвиги в поведении ребёнка, даже если они незначительные.
Заключение
Подростковый возраст - это время развития самосознания человека, и, соответственно, период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции (в том числе, формирование мотивации и психологических черт) и мониторинг своего поведения и поведения других в соответствии с матрицей тендерной роли. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. Мужчина должен быть сильным, независимым, активным, агрессивным, самодостаточным, ориентированным на индивидуальные достижения и т.п. Женщина - нежной, тактичной, терпеливой, слабой, зависимой, эмоциональной, ориентированной на семью и т.п. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у мальчиков, так и у девочек подростков, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
Новые возможности для исследования и коррекции агрессивности открывает гендерный подход, предполагающий такой способ познания действительности, в котором отсутствует «бесполый взгляд» на данное психическое явление. Учет гендерного фактора при анализе человеческой агрессивности представляется важнейшим принципом для совершенствования профилактической и коррекционной работы с агрессивными подростками. Исходя из этого, поставлена цель данного исследования: выявить гендерные различия проявления агрессивности у детей подросткового возраста
Исследование проводилось в несколько этапов:
- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
- исследовательский этап - исследование гендерных особенностей агрессивности у подростков;
- аналитический этап эксперимента - анализ, сравнение данных, полученных при помощи методов математического анализа, подбор психолого-педагогических рекомендаций, направленных на профилактику агрессивности подростков.
В нем приняло участие 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 9 классов.
Была выдвинута следующая гипотеза: агрессивность подростков имеет гендерные различия.
Для диагностики была использована методика состояния агрессивности Баса-Дарки.
Анализ полученных данных проводился с помощью методов математического анализа.
Сравнение полученных данных показало:
- наиболее выраженной оказалась такая форма проявления агрессии как негативизм (мальчики - 44 %, девочки - 42 %).
- уровень физической агрессии у девушек(24 %) в среднем ниже, чем у юношей(42 %).
Подсчет статистической значимости различий показал, что на 5-процентном уровне значимости имеют место различия по признакам физической агрессии и раздражению, т.е. физическая агрессия и раздражение больше развиты у мальчиков. Различия по таким признакам, как подозрительность, значимо менее чем на 10-процентном уровне значимости (12 %), что позволяет говорить о тенденции к преобладанию подозрительности у девочек.
Сопоставление показателей выраженности таких типов реакций, как косвенная агрессия, негативизм, обида и чувство вины, не показало статистически достоверных различий в группах мальчиков и девочек. Следует отметить, что в обеих группах получены высокие показатели по негативизму и вербальной агрессии, а также по чувству вины. Такие формы протестного поведения очень типичны для подростков
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась - агрессивность подростков имеет гендерные различия.
На основании проведенного исследования сформулированы следубщие рекомендации по коррекции подростковой агрессивности:
- Работа педагога-психолога с подростками является одной из основных форм коррекции протестного поведения, поскольку позволяет выявить причины агрессивности, установить контакт, вызвать чувство доверия и применять элементы рациональной терапии, обучить способам психологически грамотного выражения агрессивных чувств.
- Групповая работа с агрессивными подростками должна быть ориентирована на восстановление психической целостности личности посредством нормализации ее межличностных отношений в группе, в семье, в общении с педагогами.
- Выявление подростков с агрессивными формами поведения и определение основных причин такого поведения должны обсуждаться совместно психологом, мастером и классным руководителем, чтобы выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность: спортивные и другие соревнования, молодежные отряды гуманитарного назначения (поисковые, восстановление храмов и архитектурных памятников, охрана природы и т.д.).
- Особое место должна занимать работа психолога с родителями учащихся: разъяснение роли семейных взаимоотношений и методов воспитания в возникновении агрессивных реакций и протестного поведения, в частности, влияния на этот тип поведения физических наказаний, подавления самостоятельности подростков и преобладания авторитарных методов воспитания.
- Необходимо социально-психологическое просвещение родителей в целях повышения их психолого-педагогической компетентности и разъяснения важности психологической помощи в разрешении конфликтов с подростками.
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Агрессивность |
это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. |
2 |
Агрессия |
целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. |
3 |
Агрессия инструментальная |
поведение агрессивное, в коем агрессивные действия не являются выражением состояний эмоциональных: цель действий субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия применяется лишь как средство достижения этой цели. |
4 |
Агрессия реактивная |
возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. |
5 |
Аутоагрессия |
агрессивные действия, направляемые субъектом на самого себя. |
6 |
Вербальная агрессия |
выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). |
7 |
Возраст подростковый - (отрочество) |
Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. |
8 |
Гендер |
социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». |
9 |
Гендерная роль |
набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. |
10 |
Деструктивность |
идея человеческой деструктивности выдвигалась и развивалась рядом теоретиков психоанализа, среди коих -- Шпильрейн, З. Фрейд, Э. Фромм (=> влечение к смерти; танатос; морги-до; некрофилия). |
11 |
Деструкция |
разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение. |
12 |
Косвенная агрессия |
действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). |
13 |
Кризис возрастной |
особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. |
14 |
Негативизм |
оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. |
15 |
Физическая агрессия (нападение) |
использование физической силы против другого лица. |
16 |
Фрустрация |
психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. |
Список сокращений
ГОСШ - государственная общеобразовательная средняя школа
РФ - Российская Федерация
Список использованных источников
2004, № 3.
Информация о работе Гендерные особенности проявлений агрессивности у подростков