Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 10:21, курсовая работа
Цель исследования - выявить гендерные особенности в структуре и проявлениях агрессивности современных студентов.
Объект исследования: особенности структуры и проявлений агрессивности современных студентов.
Предмет исследования:агрессивность у студентов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА I.
Теоретическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………...
5
1.1.
Различные подходы в психологической науке к изучению агрессии и агрессивности ……………………………………...
5
1.2.
Факторы агрессивного поведения ...........................................
8
1.3
Понятие гендер в психологии …………………………………
12
1.4
Особенности агрессивности в студенческом возрасте ………
14
ГЛАВА II.
Практическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………...
17
2.3.
Исследование гендерных особенностей агрессивности у студентов………………………………………………………
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
25
Среди эмоциональных факторов рассматривают склонность к эмоциям злости и гнева, мотивирующим агрессивные действия; повышенную аффективную возбудимость в ситуации фрустрации, тревожность, аффективные расстройства (мания, депрессия, дисфория) и эмоциональную неустойчивость.
Волевые факторы, как предполагается, обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям.
Факторы бессознательного, по мнению некоторых исследователей, определяют стереотипы агрессивности и агрессивные установки индивида. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности индивида к агрессии в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы - устойчивое враждебное поведение, повторяемое в неизменном виде, лишенное раздумий и рефлективности.
5. Биолого-психологические
факторы, т.е. формирующиеся в процессе
онтогенеза (индивидуального развития
человеческого организма) и определяющие
поведение индивида на
Среди генетических факторов рассматривают, например, физиологические особенности организма потенциальных агрессоров-мужчин, связанную с наличием у них дополнительной Y-хромосомы (кариатип XYY). Выявление зависимости между такой хромосомной патологией и преступными наклонностями приписывает П. Джекобс, обследовавшей в 1965 г. заключённых в одной из шотландских тюрем. В результате исследования она пришла к выводу о том, что у людей, не совершавших уголовных преступлений, комбинация XYY встречается гораздо реже, чем у преступников.
К половым факторам агрессии относят половые и полоролевые особенности человека. Выдвигается предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессии лиц мужского пола. Соответствующие факты получены в наблюдениях, согласно которым агрессия начинает проявляться уже в первые годы жизни именно мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек.
Некоторые исследователи в категорию факторов агрессии включают физические характеристики окружающей среды, в частности, те из них, которые обусловливают некоторые особенности агрессивного поведения индивида (жара, шум, теснота и проч.). Их обозначают термином внешние детерминанты агрессии.
Сами по себе перечисленные факторы агрессивного поведения не являются фатальными, то есть не указывают на неизбежность проявления агрессии индивидом. Прямо или косвенно они проявляют своё воздействие лишь в определённом контексте, например, в конкретной ситуации, в констелляции обстоятельств и условий, создающих специфические отношения между агрессором и жертвой. Такие ситуации - события в окружающей среде, внешние обстоятельства - действуют не сами по себе, а только в том случае, если индивид, исходя из собственного жизненного опыта, стереотипов, своих убеждений и установок, интерпретирует как угрозу его безопасности. Тем самым утверждается, что важным условием реализации агрессивности являются когнитивные особенности индивида. Вообще говоря, признавать определяющее влияние ситуации на агрессивное поведение было бы не совсем правильно ещё и потому, что в таком подходе индивиду отказывают в свободной воле, а вместе с тем и в праве на ответственность за своё поведение. Последовательное проведение в практику теории детерминации агрессии некими внешними обстоятельствами неизбежно влечёт вседозволенность, произвол, ничем не ограниченную свободу действий и отказ от сложившейся многовековой уголовной практики. Напротив, представляется более вероятным, что индивид, предрасположенный к агрессии, может проявлять её как в объективно сложившихся и удобных для него ситуациях, делать это в специально созданных им и благоприятствующих агрессии обстоятельствах, но главное состоит всё же в том, что он может и должен контролировать проявления собственной агрессивности, если только не страдает серьёзным психическим и поведенческим расстройством.
Таким образом, решающую роль в агрессивном поведении индивида играют социально-, личностно- и биолого-психологические факторы, но не каждый из них в отдельности и не арифметическая их сумма, а действующие в контексте целостной личности и в связи с конкретной жизненной ситуацией. Удельный вес той или иной группы факторов статистически рассчитывается отдельно для каждого случая применения насилия, но при этом обычно не придерживаются механистической доктрины и чаще всего исходят из того, что определяющую роль в агрессивном поведении играет единство личностно-психологических детерминант.
1.3. Понятие гендер в психологии
Понятием «гендер», современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.
Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское.
Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление.
Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное).
Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии [7, c. 136-148].
Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация - это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации.
Дифференциация понятий пол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмысления социальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницы постепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женского опыта к анализу гендерной системы. Женские исследования постепенно перерастают в гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласно которым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных и культурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерных исследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характера предписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционную гендерную асимметрию и иерархию власти.
1.4.Особенности агрессивности в студенческом возрасте
Агрессивность является формой отклоняющегося поведения. Б.М. Левин и М.Б. Левин рассматривают причины различных форм девиации в молодежной среде. Авторы предполагают, что согласованность взаимодействия между членами общества, их интересами, социальными институтами во время резких перемен в любой из сфер жизни общества, нарушается, вследствие того, что старые нормы уже не действуют, а новые еще не оформились. У индивидов «повышается готовность выйти за пределы норм», отключаются культурные ограничители, для человека перестают существовать такие понятия, как «нехорошо», «безнравственно». Следующей причиной отклоняющегося поведения может быть прогресс общества. Новый, более качественный, уровень жизни индивидов, конкурентная основа жизни порождает новые конфликты. К человеку предъявляются высокие требования в культурных и трудовых навыках, индивид должен обладать высоким уровнем здоровья. Если человек не соответствует этим, новым, стандартам и не может их достигнуть в короткий срок - он выпадает из жизни общества или становится девиантом. Молодежь является самой восприимчивой частью социума к изменениям жизни, и в то же время, очень динамичной, легко выходящей за рамки, в которые их загоняет общество.
За основу отклоняющегося поведения молодежи авторы берут кризис в отношениях общества и молодого поколения и выделяет такие приметы этого кризиса, как:
Отчуждение. Многие молодые люди чувствуют себя чужими в мире взрослых, они категорически отвергают все, что им предлагается старшим поколением, создавая субкультурные группы со своими правилами и нормами, которые устраивают членов этих групп. Во многих из существующих субкультур, человеческая жизнь не обладает большим приоритетом, формируется не традиционное отношение подрастающего поколения к ней. Кроме того в таких коллективах, как правило, очень сплоченных, ответственность групповая, это влечет то, что каждый конкретный человек не отвечает за свои поступки, а за них отвечает вся группа, вследствие чего индивид легче переступает рамки дозволенного. Так же очень важна степень одиночества молодого человека, если эта степень очень высока, то тогда теряется инстинкт самосохранения и угасает чувство сострадания к ближнему.
Массовость. В современном обществе образовывается множество молодежных субкультур и контркультур. Огромная масса молодежи отходит от общекультурных ценностей, создаваемых предыдущими поколениями.
Неблагополучие благополучных. Юноша на первый взгляд кажется вполне нормальным, не обделенным вниманием. Но он, также как и все его сверстники, разочаровывается в окружающих его людях, в несоответствие того, чему учат взрослые и, что они делают на самом деле.
Растерянные взрослые. Многие взрослые не знают, что делать с молодыми людьми, как их воспитывать дальше, ведь они уже не дети, но и еще не взрослые.
Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в молодежной среде нередко принимает враждебную форму. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Проявление агрессии встречается во все более раннем возрасте, и особенно у девочек.
Современный юноша живет в мире,
сложном по своему содержанию и тенденциям
социализации. Это связано с типом и ритмом
технико-технологических преобразований,
предъявляющих к растущим людям новые
требования. Молодежь больше других возрастных
групп страдает от нестабильности социальной,
экономической и моральной обстановки
в стране, которая потеряла сегодня необходимую
ориентацию в ценностях и идеалах - старые
разрушены, новые - не созданы. Они считают,
что большинство взрослых обычно говорят
неправду, что «сейчас каждый живет для
себя», старается как-то извернуться, обмануть
другого.
II. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Исследование гендерных особенностей агрессивности у студентов
Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности проводилось в нескольких Высших Учебных Заведениях. Общий объем выборки составил 60 студентов: 30юношей, 30 девушек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
– организационный этап эксперимента – выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;
– исследовательский этап – исследование гендерных особенностей агрессивности у студентов;
Для проверки гипотезы была использована методика состояния агрессивности Басса–Дарки. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно – субъектных отношений.
Методика Басса-Дарки ориентирована на испытуемых подросткового возраста и дает наиболее подробную информацию о видах агрессивного поведения.
На исследовательском этапе было проведено тестирование, во время которого, каждому испытуемому был предложен бланк и опросник.
Результаты тестирования представлены в приложении, а также в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики проявлений агрессии и враждебности у студентов
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 83 %, а у мальчиков – 60%. Индекс агрессии, превышающий норму, у мальчиков представлен 13 %, а у девочек – 20 %. Студенты, у которых оба индекса выше нормы, среди девочек составляют 20 %, а среди мальчиков – 10 %.
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола. По результатам анализа данных была составлена Таблица 2, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность.
Таблица 2
Процентное соотношение студентов с высоким показателем данного признака в группах
№ п/п |
Формы агрессии |
Пол студента | |
Девочки |
Мальчики | ||
1 |
Физическая агрессия |
50% |
66% |
2 |
Косвенная агрессия |
53% |
56% |
3 |
Раздражение |
63% |
50% |
4 |
Негативизм |
63% |
50% |
5 |
Обида |
53% |
46% |
6 |
Подозрительность |
50% |
50% |
7 |
Вербальная агрессия |
50% |
43% |
8 |
Чувство вины |
50% |
53% |
Информация о работе Гендерные особенности проявления агрессии у студентов