Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 10:21, курсовая работа
Цель исследования - выявить гендерные особенности в структуре и проявлениях агрессивности современных студентов.
Объект исследования: особенности структуры и проявлений агрессивности современных студентов.
Предмет исследования:агрессивность у студентов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА I.
Теоретическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………...
5
1.1.
Различные подходы в психологической науке к изучению агрессии и агрессивности ……………………………………...
5
1.2.
Факторы агрессивного поведения ...........................................
8
1.3
Понятие гендер в психологии …………………………………
12
1.4
Особенности агрессивности в студенческом возрасте ………
14
ГЛАВА II.
Практическое исследование причин и особенностей проявления агрессии …………………………………………...
17
2.3.
Исследование гендерных особенностей агрессивности у студентов………………………………………………………
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………
25
Рис. 1. Процентное соотношение подростков с высоким показателем данного признака в группах
2.2. Анализ результатов исследования
Для выявления статистически значимых различий по каждому из перечисленных типов реакций были составлены по два ряда цифр–показателей, полученных по результатам тестирования. Достоверность различий определялась по Т–критерию Стьюдента.
Таблица 3
Результаты сравнения данных по тесту Басса-Дарки между юношами и девушками
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувство вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности | |
Девушки |
7,7 |
7,6 |
8,2 |
4,9 |
7,1 |
7,2 |
8,5 |
5,8 |
22,5 |
15,7 |
Юноши |
7,1 |
6,4 |
7,0 |
4,5 |
6,3 |
6,5 |
5,4 |
5,7 |
19,8 |
11,9 |
t-критерий |
0,25 |
0,02 |
0,10 |
0,34 |
0,13 |
0,28 |
0,001 |
0,86 |
0,01 |
0,001 |
Графически результаты сравнения данных по тесту Басса-Дарки между юношами и девушками представлены на Рисунке 2.
Рис. 2 Результаты сравнения данных по тесту Басса-Дарки между юношами и девушками
Высокий показатель чувства вины имеет место у 50 % девочек и у 27 % мальчиков. Это означает, что неудачи, плохие поступки переживаются подростками и могут приводить к заниженной самооценке, и соответственно необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях.
Рис.3. Чувство вины у студентов
Уровень физической агрессии у девушек (50 %) ниже, чем у юношей (66 %).
Рис.4. Уровень физической агрессии у подростков
Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии.
Рис.5Уровень вербальной агрессии у подростков
Исследование показало, что как у мальчиков–подростков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии как негативизм и раздражение (мальчики – 50%, девочки – 63 %, причем, по обеим позициям). Негативизм свойствен подросткам в силу их психологических особенностей. И те и другие состояния – высокий риск по агрессивным и криминальным поступкам. Раздражительность не является показателем собственно агрессии, но отражает степень готовности к агрессивным действиям. В сочетании с высоким уровнем физической или косвенной агрессии это очень опасный показатель. Подозрительность, обида и чувство вины отражают невротические реакции, служат показателем общей нестабильности отношений индивидуума с окружающими.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была направлена на изучение гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте. В результате проведенных эмпирических и теоретических исследований мы можем сделать следующие выводы:
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 83 %, а у мальчиков – 60%. Индекс агрессии, превышающий норму, у мальчиков представлен 13 %, а у девочек – 20 %. Студенты, у которых оба индекса выше нормы, среди девочек составляют 20 %, а среди мальчиков – 10 %.
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола. По результатам анализа данных была составлена таблица, которая позволила предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и подозрительность.
Наиболее выраженными оказались такие формы проявления агрессии как негативизм и раздражение (мальчики – 50 %, девочки – 63 %).
Уровень физической агрессии у девушек(50 %) в среднем ниже, чем у юношей(66 %).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась – агрессивность подростков имеет гендерные различия.
Агрессивность - стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда. Агрессивность рассматривается как системное социально-психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических, социальных факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивный характер, при этом подчеркивается необходимость изучения роли агрессии в структуре психологической индивидуальности субъекта как целостного феномена.
Студенческий возраст - это время развития самосознания человека, и, соответственно, Период построения им самоотношения к своей гендерной идентификации. Принятие на себя определенной гендерной роли «включает» процесс саморегуляции. Каждая гендерная роль сопровождается определенным набором качеств, которые являются отражением существующих стереотипов мужественности и женственности. На сегодняшний день в жизни все чаще встречаются примеры возрастания агрессивности как у юношей, так и у девушек, и обществу становится все сложнее и сложнее бороться с этой проблемой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Алфимова, М.Б. Психогенетика агрессивности: учебное пособие / М.Б. Алфимова. - СПб.: Питер, 2003. - 418 с.
2 Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: учебное пособие / Л. Берковиц. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 512 с.
3 Бэрон, Р. Агрессия: учебное
пособие / Р. Бэрон.
- СПб.: Питер, 2003. - 464 с.
4 Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми: учебное пособие / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 2005. - 241 с.
5 Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин: информ.-аналит. журн. / - М. Спутник, 2004.
6 Воронина, О.А. Социокультурные
детерминанты развития
7 Антология гендерных исследований. Сб. пер./ Сост. и комментарии
Е.И.Гаповой и А.Р.Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000
8 Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте: учебное пособие / С.А. Заваржин. - Харьков, 2004. - 204 с. - 213 с.
9 Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
10 Каган, В.Е. Воспитателю о сексологии: учебное пособие / В.Е. Каган. - М.: Просвещение, 2005. - 238 с.
11 Каширская, И.К. Социально-психологический
анализ основных источников информации
и процесс гендерной социализации: учебное
пособие / И.К. Каширская.
- СПб.: Питер, 2003. - 262 с.
12 Клецина, И.С. Гендерная социализация: учебное пособие /И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2006. - 334 с.
13 Клецина, И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2003.- 285 с.
14 Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПБ.: Алетейя, 2004. - 408 с.
15 Козырева, Е.В. Влияние маскулинности - фемининности на проявление ауто- и гетероагрессии: учебное пособие /Е.В. Козырева. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 302 с.
16 Коᴨейко, Я.Ю. Гендерные асᴨȇкты агрессивности : учебное пособие / Я.Ю. Коᴨȇйко. - СПб.: Алетейя, 2005. - 217 с.
17 Крайг, Г. Психология развития: учебник / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 992 с.
18 Кэмпбелл, Р. Как управляться с гневом ребенка: учебное пособие / Р. Кэмпбелл. - СПб.: Мирт, 2006. - 197 с.
19 Лебединская, К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: учебное пособие / К.С. Лебединская. - М.: Педагогика, 2003. - 165 с.
20 Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: учебное пособие / Е.К. Лютова. - СПб.: Речь, 2003. - 190 с.
21 Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс, 2004. - 432 с.
22Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: учебное пособие / Ю.Б. Можгинский. - М.: МЕДпресс, 2006. - 128 с.
23Паренс, Г.А. Агрессия наших детей: учебное пособие / Г.А. Паренс. - М.: Форум, 2007. - 152 с.
24 Савина, В.С. Особенности
агрессивного поведения у
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таб. 1Исследование агрессивности у девушек
№ |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувство вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
1 |
8 |
7 |
4 |
5 |
4 |
4 |
8 |
5 |
19 |
12 |
2 |
10 |
9 |
6 |
5 |
10 |
8 |
10 |
9 |
29 |
18 |
3 |
11 |
10 |
7 |
2 |
3 |
6 |
12 |
7 |
24 |
18 |
4 |
9 |
8 |
10 |
3 |
7 |
5 |
9 |
6 |
24 |
14 |
5 |
10 |
9 |
4 |
5 |
5 |
10 |
14 |
8 |
24 |
24 |
6 |
7 |
6 |
13 |
4 |
6 |
9 |
11 |
4 |
19 |
20 |
7 |
6 |
7 |
11 |
5 |
8 |
12 |
9 |
5 |
21 |
21 |
8 |
8 |
7 |
12 |
4 |
9 |
7 |
13 |
6 |
24 |
20 |
9 |
7 |
8 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
18 |
9 |
10 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
11 |
7 |
9 |
15 |
18 |
11 |
10 |
9 |
4 |
4 |
10 |
12 |
9 |
4 |
29 |
21 |
12 |
8 |
11 |
3 |
5 |
7 |
5 |
11 |
3 |
26 |
16 |
13 |
9 |
6 |
7 |
5 |
8 |
9 |
6 |
10 |
23 |
15 |
14 |
7 |
8 |
11 |
4 |
8 |
4 |
6 |
3 |
23 |
10 |
15 |
4 |
6 |
9 |
3 |
9 |
6 |
4 |
9 |
19 |
10 |
16 |
6 |
7 |
13 |
3 |
10 |
4 |
7 |
4 |
23 |
11 |
17 |
10 |
11 |
7 |
4 |
6 |
9 |
12 |
2 |
27 |
21 |
18 |
12 |
10 |
13 |
5 |
7 |
3 |
10 |
4 |
29 |
13 |
19 |
7 |
6 |
3 |
3 |
4 |
8 |
9 |
3 |
17 |
17 |
20 |
8 |
9 |
12 |
5 |
6 |
4 |
9 |
8 |
23 |
13 |
21 |
6 |
3 |
7 |
3 |
8 |
6 |
7 |
6 |
17 |
13 |
22 |
10 |
5 |
8 |
5 |
6 |
9 |
4 |
9 |
21 |
13 |
23 |
7 |
4 |
10 |
3 |
5 |
6 |
7 |
5 |
16 |
13 |
24 |
9 |
6 |
8 |
2 |
9 |
4 |
9 |
5 |
24 |
13 |
25 |
12 |
7 |
9 |
4 |
8 |
12 |
8 |
6 |
27 |
21 |
26 |
6 |
9 |
7 |
5 |
9 |
11 |
10 |
8 |
24 |
21 |
27 |
4 |
10 |
6 |
5 |
10 |
9 |
9 |
4 |
24 |
18 |
28 |
5 |
11 |
8 |
4 |
8 |
6 |
8 |
7 |
24 |
14 |
29 |
3 |
6 |
9 |
2 |
7 |
5 |
7 |
3 |
16 |
12 |
30 |
7 |
9 |
13 |
5 |
9 |
7 |
4 |
7 |
25 |
11 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таб. 2Исследование агрессивности у юношей
№ |
Физическая агрессия |
Вербальная агрессия |
Косвенная агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувство вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности |
1 |
10 |
9 |
6 |
5 |
8 |
4 |
5 |
3 |
27 |
9 |
2 |
7 |
3 |
8 |
3 |
7 |
9 |
7 |
7 |
17 |
16 |
3 |
9 |
5 |
9 |
5 |
9 |
3 |
9 |
6 |
23 |
12 |
4 |
7 |
4 |
5 |
3 |
7 |
8 |
6 |
8 |
18 |
14 |
5 |
8 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
18 |
8 |
6 |
6 |
8 |
4 |
1 |
6 |
9 |
9 |
3 |
20 |
18 |
7 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
8 |
7 |
9 |
12 |
15 |
8 |
5 |
9 |
7 |
4 |
7 |
6 |
5 |
4 |
21 |
11 |
9 |
3 |
5 |
4 |
2 |
5 |
5 |
3 |
5 |
13 |
8 |
10 |
7 |
8 |
6 |
3 |
6 |
9 |
4 |
9 |
21 |
13 |
11 |
8 |
9 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6 |
7 |
26 |
12 |
12 |
10 |
6 |
10 |
4 |
8 |
5 |
5 |
6 |
24 |
10 |
13 |
7 |
7 |
9 |
5 |
8 |
7 |
5 |
8 |
22 |
12 |
14 |
8 |
11 |
7 |
5 |
7 |
6 |
7 |
3 |
26 |
13 |
15 |
6 |
6 |
10 |
4 |
6 |
4 |
4 |
8 |
18 |
8 |
16 |
10 |
8 |
11 |
3 |
9 |
9 |
5 |
6 |
27 |
14 |
17 |
7 |
9 |
6 |
5 |
7 |
11 |
2 |
4 |
23 |
13 |
18 |
9 |
3 |
8 |
5 |
4 |
4 |
4 |
6 |
16 |
8 |
19 |
6 |
7 |
8 |
4 |
6 |
7 |
6 |
2 |
19 |
13 |
20 |
5 |
5 |
6 |
5 |
3 |
8 |
2 |
7 |
13 |
10 |
21 |
9 |
6 |
9 |
3 |
8 |
6 |
3 |
5 |
23 |
9 |
22 |
7 |
4 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
4 |
18 |
14 |
23 |
5 |
9 |
5 |
2 |
9 |
4 |
7 |
9 |
23 |
11 |
24 |
9 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
8 |
8 |
19 |
12 |
25 |
7 |
7 |
9 |
4 |
6 |
7 |
7 |
8 |
20 |
14 |
26 |
4 |
5 |
7 |
5 |
7 |
3 |
6 |
4 |
16 |
9 |
27 |
5 |
8 |
10 |
5 |
3 |
5 |
5 |
6 |
16 |
10 |
28 |
9 |
4 |
8 |
3 |
9 |
8 |
6 |
4 |
22 |
14 |
29 |
8 |
5 |
6 |
3 |
4 |
7 |
7 |
5 |
17 |
14 |
30 |
7 |
4 |
4 |
4 |
4 |
9 |
4 |
3 |
15 |
13 |
Информация о работе Гендерные особенности проявления агрессии у студентов