Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:45, доклад
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений.
Влияние гендерных стереотипов на воспитание………………………….3-4
Проблемы усвоения мужской половой роли………………………………4-7
Проблемы усвоения женской половой роли……………………………….7-8
Учет гендерных особенностей в воспитательной работе………………...8-10
Список литературы …………………………………………………………...11
Содержание:
Влияние гендерных стереотипов на воспитание………………………….3-4
Проблемы усвоения
мужской половой роли…………………………
Проблемы усвоения
женской половой роли…………………………
Учет гендерных особенностей в воспитательной работе………………...8-10
Список литературы …………………………………………………………...11
Влияние гендерных стереотипов на воспитание
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений.
Анализируя гендерные исследования в отечественной педагогике, мы отмечаем односторонний подход в полоролевом воспитании детей, который проявляется в сексуальном, физиологическом аспекте. В ″Российской педагогической энциклопедии″ отсутствует понятие ″гендер″, а половое воспитание трактуется как ″комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей.″
Однако, все большее число педагогов понимают, что без конкретизации специфики проявления половых особенностей в различных сферах личностной и профессиональной самореализации нельзя конструировать оптимальные модели педагогического гендерного взаимодействия.
Для современного общества характерна поливариативность стереотипов отношении мужчин и женщин, их половых ролей. Следовательно, всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полового воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми.
До середины XIX в. в культуре и в массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношении между полами, согласно которому активность полностью принадлежала мужчине, а женщина рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существо. Он был принят и разделялся как мужчинами, так и женщинами.
На рубеже XIX – XX вв. возникает в явной форме новый стереотип отношений – феминный, который предполагает реализацию в женском поведении момента активности и самостоятельности. Он утверждает культурное равенство полов, несмотря на естественный половой дифоризм. В лучшем своем проявлении феминный стереотип приводит к формированию гармоничных партнерских отношений. Его основные принципы – толерантность, взаимопомощь, взаимозависимость, уважение ценности личностного, индивидуального начала ″двусубъектность″ в отношениях
Наряду с этим
в условиях современного ″культурного
промежутка″ формируется
Актуальность проблемы полового воспитания подрастающего поколения очевидна. В современном обществе не редкость увидеть девушку, которую трудно отличить от юноши, а иногда и практически не возможно или же наоборот, молодого человека, поведением, жестами и даже внешним видом похожего на девушку. Воспитать в маленькой девочке женщину со всеми ее слабостями и достоинствами, а в мальчике настоящего мужчину одна из задач педагога. Половое воспитание необходимая часть воспитания детей и подростков. На уроке учитель ставит перед собой три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Учитель воспитывает человека, гражданина, делая акцент на личностных сторонах воспитания. Но ведь каждому ребенку предстоит стать мужчиной или женщиной, и без соответствующего воздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола.
Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.
Психосексуальное развитие – долгий и непростой путь. Дети должны осознать себя представителями того или другого пола, вести себя в соответствии с ними. А это возможно лишь при правильном усвоении половых ролей: мужских или женских. Существующие в обществе половые стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители и другие воспитатели, зачастую сами того не осознавая, поощряют детей проявлять полоспецифические черты. Несомненным является то влияние, которое оказывают на ребенка люди, служащие ему моделью полоспецифического поведения и источником информации о половой роли.
Проблемы усвоения мужской половой роли
В этом смысле мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Так, мать традиционно проводит с маленьким ребенком гораздо больше времени. Отца же ребенок видит намного реже, не в таких значимых ситуациях, поэтому обычно в глазах младенца он является менее привлекательным объектом. В связи с этим как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. феминная. Более того, сами базовые ориентации ребенка по отношению к миру по своей природе феминны, ибо включают в себя такие традиционно женские особенности, как зависимость, подчиненное положение, пассивность и т. п.
А ведь раньше, в Древней Спарте считали, что воспитание мальчиков не женское занятие и потому рано отделяли сыновей от матерей, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мальчиком ухаживала не только нянька, но и крепостной "дядька", а к шести - семилетним мальчикам приглашали не только гувернанток, но и гувернеров.
Воспитание мальчиков исстари считается обязанностью отца и других взрослых мужчин семьи. "Наблюдатели единодушно подтверждают вывод об исключительной роли отца и вообще старшего в семье мужчины в воспитании сыновей" - писал исследователь русского крестьянского быта историк Н. А. Миненко. Лишь в самом крайнем случае, когда мужчин рядом не было, роль воспитателя давалась женщине.
Однако с ХХ века все изменилось, и воспитание детей, чем дальше, тем больше становилось сугубо женским занятием.
В такой ситуации основная нагрузка падает на семью, но ведь и в семье далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Число матерей одиночек растет. Без преувеличения можно сказать, что миллионы современных мальчиков лишены серьезного мужского влияния в важнейшим период своего развития, когда у них закладываются стереотипы полоролевого поведения. И в результате они усваивают женские установки, женские взгляды на жизнь.
Матери, которые сами же культивируют в сыновьях такие (аккуратность, усидчивость, прилежание) представления о жизни, потом жалуются на безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности. Хотя откуда тут взяться желанию преодолевать трудности? Что ежечасно, если не ежеминутно слышат сыновья во многих семьях? "Туда не ходи – опасно, то не делай – поранишься, не поднимай тяжести – надорвешься, не трогай …, не лазь…, не смей…" О какой инициативе можно говорить при таком воспитании.
Конечно, страх матерей понятен. Сын у них единственный и мамы боятся, чтобы с малышом не случилось ничего плохого. Поэтому, рассуждают они, лучше перестраховаться. Но подобный подход гуманен лишь на первый взгляд. Потому что на самом деле за этим таятся эгоистические соображения. Греша гиперопекой, они воспитывают ребенка только для себя, воспитывают таким, какой им удобен и не задумываются серьезно о последствиях, хотя задуматься стоит. Ведь даже с эгоистической точки зрения это не дальновидно. Заглушая в ребенке мужественность женщины, искажают мужскую природу, а столь грубое насилие не может пройти безнаказанно. И рикошетом это обязательно ударит по родным.
Двенадцатилетний Паша выглядел на девять. Отвечая даже на самые простые вопросы, он сжимался в комочек, теребил край своего свитера и говорил, не поднимая глаз, и постоянно ежился, как будто одежда натирала ему кожу. Его мучили страхи, он не засыпал в темноте, боялся оставаться один дома. В школе было тоже все не слава Богу. Выходя к доске, Паша лепетал что-то невразумительное, хотя знал материал на зубок. А перед контрольной работой у него начиналась такая трясучка, что он полночи не мог заснуть и каждые две минуты бегал в туалет. В начальной школе Пашу часто били, пользуясь тем, что он не мог дать сдачи. Теперь поколачивают меньше, потому что девчонки стали заступаться за него.
Таким образом, в
плане становления половой
В тоже время распространенность
традиционных представлений об иерархическом
соотношении половых ролей
В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. д. При этом в нашей стране ребенок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности и т. п.) так как взрослые относятся достаточно амбивалентно, как к источнику беспокойства.
Поэтому стимуляция со стороны взрослых также является преимущественно негативной: не поощрение "мужских" проявлений, а наказание за "немужские". В качестве примера можно привести типичное родительское высказывание "как не стыдно плакать, ты же мальчик", причем мужские способ реакции на обиду или не предлагаются, или обесцениваются ("нельзя драться").
Таким образом, от ребенка требуется делать что-то, что не является для него достаточно ясным, и основано на причинах, которые он не понимает, с помощью угроз и гнева тех, кто ему близок. Такое положение вещей ведет к нарастанию тревог, что часто проявляется в чрезмерных усилиях быть маскулинным и паническом страхе делать что-то женское. В результате мужская идентичность формируется, прежде всего, как результат отождествления себя с некоторой статусной позицией, или социальным мифом "каким должен быть мужчина". Неудивительно, что созданная на таком основании идентичность является диффузной, легко уязвимой и одновременно очень ригидной.
Особенно усиливаются социальное давления на мальчика с переходом на общественную систему воспитания – дошкольное учреждение или школу, так как, с одной стороны, учителя и воспитатели отличаются значимо более высоким традиционализмом, а с другой – сами родители, готовя ребенка к встрече с новой для него ситуацией социальной оценки, повышают жесткость своих нормативных стандартов.
Все это приводит
к тому, что настает момент в
социализации мальчика, когда ему
необходимо "открестится" от женского
мира, его ценностей и создать
свой, мужской. Переход к этому
этапу обычно начинается в 8 – 12 лет,
когда возникают первые детские
компании, формируются близкие
Особенность ситуации состоит в том, что мальчику не менее трудно проявить себя и за пределами семьи. Интенсивный запрет на негативные проявления маскулиности (курение, пьянство, драки) сочетается в нашем обществе с отрицательным отношением к активности, конкурентности и к различным формам проявления агрессии. При этом социальных каналов для проявления агрессии в допустимых формах (спорт, игры) у нас явно недостаточно. Немногим лучше обстоит дело и с другими "социализированными" видами маскулинной активности детей и подростков (техническое конструирование, хобби, самостоятельное участие в профессиональной деятельности и т. п.) которые могли бы стать мощным источником формирования позитивной мужской идентичности.
Особенно печальным феноменом в плане формирования моделей маскулиности является школа.
Какова же картина
в целом? Постоянные и настойчивые
требования: "будь мужчиной", "ты
ведешь себя не по-мужски", "ты же
мальчик", сочетаются с отсутствием
возможностей сформировать и проявлять
мужской тип поведения в какой-
Существует и другой путь поиска возможностей для проявления маскулиности – на этот раз не в мечтах, а на внесоциальной основе. Прежде всего, бросается в глаза, что большинство членов неформальных объединений – мальчики. Маскулинность подчеркивается как во внешнем виде (кожа, металл), так и в основных ценностях (культ риска, силы) и способе проведения свободного времени (драки, силовые упражнения, гонка на мотоциклах и т. д.). Таким образом, отклоняющееся поведение выступает как дополнительный канал усвоения мужской половой роли, поскольку возможности, предоставляемые в этом плане социумом, невелики.