Гендерные различия мужчин и женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:45, доклад

Краткое описание

В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих соотношений.

Содержание

Влияние гендерных стереотипов на воспитание………………………….3-4
Проблемы усвоения мужской половой роли………………………………4-7
Проблемы усвоения женской половой роли……………………………….7-8
Учет гендерных особенностей в воспитательной работе………………...8-10
Список литературы …………………………………………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

валеология.docx

— 30.32 Кб (Скачать файл)

  Проблемы усвоения женской половой роли

Новорожденной девочке "везет", конечно же, больше. Она  с самого начала имеет соответствующую  ее полу ролевую модель, поэтому  ей в дальнейшем не придется отказываться от своей первичной идентификации  с матерью. Врачи, воспитатели детского сада, учителя только помогут ей сформировать адекватный образ себя как женщины. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа "настоящей  женщины", разнообразие представлений  о подлинно женских качествах  также облегчают формирование полоролевой идентичности, давая девочке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой.

Одной из важнейших  задач формирования детской личности является разрушение первичной симбиотической диады "мать – дитя", в которой  ребенок не воспринимает себя и фактически не существует как отдельный субъект. Особенно актуальным проведение границ между собой и матерью является именно для девочки, так как в  силу специфики собственного опыта (быть женщиной, дочерью и т. д.) мать склонна в большей степени  воспринимать, как свое продолжение  дочь, а не сына.

Очень скоро выяснятся, что кроме всегда находящейся  рядом мамы есть еще один человек  – отец, важность и значительность которого всячески подчеркивается окружающими. Причем чаще всего именно этот "важный" человек уделяет девочке сравнительно мало внимания. Желание привлечь его  может быть сопряжено с рядом  негативных переживаний; во-первых, ощущение собственной вторичности по сравнению  с притягательным миром мужчин; во-вторых, необходимость как-то проявить себя, продемонстрировать, чтобы добиться внимания.

Но исследования Э. Хетеринстонга показали, что девушки-подростки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют недостаточную уверенность в отношениях с мальчиками-сверстниками, а впоследствии – с мужчинами. Как правило, они относительно поздно заводят знакомство с юношами. Многие из них проявляют сексуальную заторможенность.

Причем ученый видит 2 типа девушек. Дочери разведенных  родителей перенимают критическое  отношение матери к отцу. Неудовлетворенность  и тревожность матери возбуждают в них желание броситься на поиски "друга", искать безопасность рядом с мужчиной или, по крайней мере, удалиться от грустного домашнего очага, чтобы испытать другую жизнь (развлечение в компаниях с молодыми людьми, ранние половые контакты, ранние замужество, материнство).

Что касается дочерей  рано овдовевших матерей, то в их памяти остается идеализированный образ отца, с которым немногие мужчины могут  соперничать. К тому же этот образ  подкрепляется ностальгическими воспоминаниями матери. Дом, в котором росла девочка  при отце, представляется им неким  потерянным раем, и это становиться  тормозом на пути к возможным новым  знакомствам, которые могли бы нарушить спокойствие их нынешней жизни.

Нередко наблюдается  желание девочек быть "мальчиками" и наоборот. Причины могут быть самые разные (например, замеченные детьми социальные, политические, экономические  приоритеты того или иного пола, то или иное отношение к микросреде к девочкам и мальчикам, видимая  увлекательность жизни "другого  лагеря"). Вот картинка из жизни.

Утром в детском  саду мама шлепает своего сынишку  и причитает: "Я тебе сколько  раз говорила, что ты мальчик! мальчик! мальчик! А не девчонка!" А он: "Хочу быть девочкой!" Оказалось, что воспитательница  сказала: "Завтра праздник. Все мальчики приходят в белых рубашках и темных шортах, а девочки – в нарядных платьицах и с красивыми бантами". Вот и захотелось мальчику быть красивым и нарядным.

Каждому педагогу, работающему с подростками, известен образ девочки-сорвонца, которая играм в куклы предпочитает мальчишеские, одевается исключительно в брюки и ковбойки, движения её резки и угловаты. Она любит занятия спортом и походы, вхожа в мальчишеские компании, с презрением относится ко всему женственному. Трудно ей потом дается вхождение в образ девушки…

Наиболее важной характеристикой образа женщины, предлагаемого в средствах массовой информации и в обществе является его незаметность: женщины гораздо меньше представлены в главных ролях, названиях, картинках, их деятельность менее интересна и социально не вознаграждается, чаще всего сводится к помощи герою-мужчине. Исходя из данных, неудивительно, что уже начиная с возраста 5-6 лет и далее число девочек, говорящих, что они хотели бы стать мальчиками, и играющих в мальчишечьи игры, значительно превосходит число мальчиков, высказывающих кросс-сексуальные предпочтения.

В советских произведениях  для детей наряду с подобным образом  женщины существует и другой, примером которого может служить "мама –повар" или "мама-милиционер" из стихотворения С. Михалкова: перечислив разные профессии, автор считает нужным подчеркнуть: "мамы разные нужны", явно предполагая, что, если детей не научить, они будут ориентироваться в "оценке" мам на их профессиональный статус.

Таким образом, ребенок  с детства усваивает необходимость  совмещать женскую роль с профессиональной (причем вопрос об их иерархии остается открытым). В то же время мужская и профессиональные роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются.

В итоге женская  роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой с двойной  нагрузкой.

  Учет гендерных особенностей в воспитательной работе

Воспитание и  развитие мальчиков настолько различно, что можно сказать, что они  растут в параллельных мирах. К сожалению  каждый из нас живет в одном  мире и нам не дано попасть в  мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир  мыслей, понятий, отношений и негласных  правил. И поэтом мы нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого  образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

Итак, они разные. А основные различия, можно обобщить в такие группы: 1) биологические  – анатомо-физиологические и  психофизиологические особенности  строения и функционирования организма; 2) социальные: подготовка к жизненным  позициям мужчины и женщины, мужа-жены, отца-матери в обществе; 3) исторически  сложившиеся традиции, обычаи, нравы, влияющие на сегодняшнюю судьбу девочки-девушки-женщны, мальчика-юноши-мужчины; 4) психолого-педагогические: отношения к девочке и мальчику в окружающей микросреде и – вся система воспитания дома и в детских учебно-воспитательных учреждениях.

Как же эти особенности  преломляются в повседневной деятельности школьного педагога - учителя начальных  классов.

Отметим здесь два  аспекта: аспект общей организации  совместной воспитывающей деятельности и аспект специальной заботы педагога о правильном взаимоотношении полов.

Первый аспект предполагает достижение общей цели воспитания –  создание условий для самоактуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценостно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного (школьного) коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и "Огоньки", трудовые десанты и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря труда и отдыха, прогулки на природу и чаепития "под зелёной лампой"…Да много ёще чего есть увлекательного для школьников-малышей, подростков, старшеклассников.

Вот примеры. Московский учитель Л.А. Нотов последовательно демонстрирует свою подлинную позицию мужчины: всегда берет на себя и на мальчиков (юношей) физически и технически трудную работу, при входе в класс галантно пропустит девочку вперед, никогда не говорит с девочкой сидя, подаст отвечающей девочке мел, легко скажет комплимент, поспешит поднять упавшую вещь.

Шестиклассницы  с возмущение прибежали к учителю-мужчине  жаловаться на "плохое поведение" мальчишек: "Александр Сергеевич! А наши мальчишки не джентльмены, они…." (дальше следовал большой  перечень "прегрешений"). А он с  невозмутимым спокойствием ответил: "Джентльмены  бывают там, где есть дамы! Может  не только мальчики, но и вы в чем-то не на высоте а?" Девочки вмиг посерьезнев, задумались.

Особого внимания и такта требуют девочки и  мальчики, перенесшие травмы детства": ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной  семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей ит.д. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Второй аспект деятельности школьного педагога в решение  задач полоролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу. В основе его – макаренковское "воспитание того интимного уважения к вопросам пола, которое называется целомудрием"

Попробуем здесь  сформулировать некоторые методические правила:

● Ознакомление педагога с психофизиологическими основами взаимоотношения полов; профессионально  и тактичное использование знаний с учетом возраста и уровня индивидуального  развития подростков.

● Умение педагога разбираться в философско-этических  и эстетических проблемах, связанных  с вопросами пола: любви, счастья, ревности, долга, брака, семьи…. Чистота  и открытость нравственно-этической  позиции педагога в вопросах пола.

● Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи.

Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством полоролевого воспитания.

К сожалению, сейчас, в ХХI веке, в борьбе за "равноправие" женщины перешли на чужое поле, а свои позиции сдали. Они утратили женскую мягкость и наивную теплоту души, которая так трогает сильных мужчин. И что же они получили в замен? Современный стиль молодой женщины: напористость, агрессивность, дерзость. Девушки-подростки занимаются каратэ, ушу, курят, пьют, матерятся, вступают в банды. Быть женственными для многих стало быть не престижным, это воспринимается как проявление слабости.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

v  Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения" Педагогика. №8. 2002

v  Л.Н. Надолинская. "Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование" Педагогика.№5. 2004

v  "Женственность и мужественность: вопросы их формировния у детей и подростков" Воспитание школьников. №6. 2001

v  Куликова. "Семейная педагогика"


Информация о работе Гендерные различия мужчин и женщин