Гендерные стереотипы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в студенческом обществе.
Задачи:
1 Изучить научную литературу по теме исследования.
2 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
3 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
1. Понятие гендер»а. Гендерные стереотипы 5
1.1 Понятие гендера 5
1.2. Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик 9
2. Гендерные стереотипы в социальных представлениях студенческой молодежи 16
2.1. Гендерная социализация и сексуальная идентификация 16
2.2. Социальные нормы, роли и гендерные стереотипы молодежи 19
3. Негативная роль гендерных стереотипов 25
Заключение 29
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Гендерные стереотипы.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Т. Парсонс и Р. Бейлз рассматривали мужскую роль как инструментальную.

Э. Маккоби  демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской, характеризующейся отделением от всего «женского», это объясняется влиянием более глобальной маскулинной культуры.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Идеи З. Фрейда получили своё дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (Х. Когут, О. Кернберг).

Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумен, С. Сатон) исходит из допущения, что люди и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше.

Концепция инграциации (Р. Лайден, Т. Митчелл) связана с концепцией токенизма. Своё неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать используя впечатляющий менеджмент – способ влияния на людей с помощью слов, действий и взглядов.

Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) созданная Дж. Бергером, имеет много приверженцев: М. Локхид, К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер, Э. Игли. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и в обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина – как низкостатусный индивид [7, с. 17–45].

Как отмечает К. Хорни, эта теория учитывает стереотипы в отношении мужчин и женщин, однако не объясняет их различия в социальном поведении за пределами деловых групп и некоторые другие факты, в частности то, почему женщины демонстрируют более социо-эмоциональное поведение в чисто женских группах по сравнению со смешанными по полу.

Наиболее перспективными в гендерной психологии лидерства являются гендерно-ролевая и статусная теории, однако следует отметить, что ни один из подходов не объясняет всех существующих экспериментальных фактов.

На основании всего выше изложенного можно сделать выводы, что на современном этапе развития психологической науки не существует всеобъемлющей теории, которая бы годилась для объяснения всех многочисленных эмпирических фактов, полученных в гендерной психологии.

В настоящее время в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачки, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, это может привести к искажению результатов. Важным также является пол экспериментатора.

Необходима гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих полов. Некоторые методики необходимо адаптировать специально для изучения определённых проблем (например, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла и т.п.).

Содержание гендерной идентичности изучается с использованием как качественных, так и количественных методов, направленных на раскрытие причинно-следственных связей.

В психологии гендерных различий широко используется и такой метод исследований как метаанализ. Он пришёл на смену так называемому качественному литературному обзору. Был введён в 1976 г. Дж. Гласом.

Это метод вторичной математической обработки независимых исследований, посвящённых одной проблеме. Подбирается множество работ, после чего составляется база данных, куда включаются различные переменные, к примеру, пол исследователя, год проведения. При этом везде присутствует статистический показатель половых различий. В одних случаях превосходство обнаруживаются у мужчин, в других у женщин, в-третьих – различия отсутствуют. Затем эти данные подвергаются новой математической обработке, и в итоге вычисляется величина d – степень различий. Она может быть малой, средней и большой (даже при установлении малой степени это значимые различия). В итоге делается заключение о том, имеются ли половые различия и насколько они велики.

К сожалению, как подчёркивает Т.В. Бендас [7, С. 42] отечественной науке этот метод пока не получил распространения – прежде всего в силу технических причин. У нас принято изучать новые проблемы даже на уровне дипломных работ, поэтому создать достаточно обширную базу данных исследований, посвящённых изучению одной темы, просто не представляется возможным.

Таким образом, изучив научную литературу по исследуемой проблеме, мы можем сделать следующие выводы:

1.                 Гендерная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленных половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

2.                  В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин её внимания, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

3.                  В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.

4.                  Гендер – одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: а) биологический пол, б) гендерные стереотипы, в) гендерные нормы, г) гендерная идентичность.

5.                  При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненны путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.

6.                  Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.

7.                  Недостатком гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой. Развитие исследований проходит как когнитивная практика женского движения в разных странах, которая зачастую к фундаментальной науке не имеет прямого отношения.

8.                  И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия, которые можно представить как гендерные стереотипы.

9.                  Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.

10.             Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

11.             Гендерные стереотипы часто действуют как непрекословные и незыблемые социальные нормы, которым люди стараются соответствовать, а также соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания.

12.             Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей, поэтому устойчивые традиционные социальные стереотипы необходимо расшатывать.


2. Гендерные стереотипы в социальных представлениях студенческой молодежи

 

2.1. Гендерная социализация и сексуальная идентификация

 

Прежде всего, гендерная социализация происходит в семье путем восприятия растущими девочкой или мальчиком ролей, которые предписаны в данном социальном контексте мужу и жене, женщине и мужчине. В современной семье этот процесс как для девочек, так и для мальчиков усложняется тем, что очень существенно изменяется роль матери (как психологически, так и социально). С точки зрения растущих детей, мать всемогуща, она имеет полную власть, именно от нее, особенно в ранней юности зависит то, как будет проходить взросление, насколько ребенок будет чувствовать себя защищенным. С другой стороны, именно растущая девочка замечает, что мать социально «импотентна», если можно так выразиться, что в обществе она вовсе не обладает такой властью, как в семье. В обществе доминирует мужчина, в семье – женщина. Это приводит к тому, что дети уже с самого начала растут в ситуации подавления женщины, что сказывается на формировании образа матери.

Интересно складываются взаимоотношения растущей дочери и отца. Когда девочка растет, она сильно зависит от влияния отца. Он действительно первый мужчина в ее жизни. Первый объект ее любви, тот человек, который способен помочь ей определиться по отношению к своей собственной маскулинности, к той ее части, которая не является феминной. В каждой растущей девочке существует дисбаланс между маскулинностью и феминностью. Отец очень амбивалентен по отношению к растущей дочери. С одной стороны, он, будучи включенным, в различные связи и взаимодействия, воспринял стереотипы патриархально устроенного общества, у него самого сложилось определенное отношение к женщине вообще. К своей дочери у него совершенно другое отношение. Он желает, чтобы лично его дочь имела другую судьбу, чтобы его дочь росла по-другому, чтобы она достигла большего, потому что она достойна многого, она заслуживает лучшей участи (чем другие женщины). И тем не менее у девочки-дочери формируется внутренний конфликт. Отец формирует у нее завышенные притязания, а общество же уже к 5–7 годам (как говорят психологи) формирует у нее устойчивое представление о том, что она в этой властной половой иерархии находится в подчиненном положении.

Взаимоотношения с матерью. Девочка легко проходит социализацию, поскольку ей не нужно где-то далеко искать образ для своей гендерной идентификации. Тесное общение с матерью помогает ей преодолевать сложности, которые, например, существуют у мальчика. Мальчик тоже невероятно сильно связан с матерью, но он должен идентифицироваться не с матерью, а с отцом. Отец же появляется в семье намного реже (речь идет о времени, проводимом с ребенком, а не о статусе). Но этот процесс имеет и обратную сторону. Мать видит в растущей дочери как бы повторение, а в чем-то и исправление своего жизненного опыта и стремится воспитать ее так, чтобы у нее не было тех сложностей, которые встретились ей самой в жизни. Тем самым, вольно или невольно, она передает девочке свои конфликты, свои проблемы. И если эти проблемы связаны с половой идентификацией, то и они вольно или невольно передаются девочке. Другое дело, как дочь это воспримет, принимая или сопротивляясь. Чувство половой идентификации у девочки формируется именно в этом амбивалентном пространстве отношений к матери и к отцу, где чередуются любовь и ненависть, обожествление и  страх, потому что она далеко не все хочет воспринимать из материнского опыта, мать же пытается передать весь свой опыт дочери.

Амбивалентность взрослых по отношению к росту мальчиков и девочек проявляется в следующей проблеме. Сексуальность растущих мальчиков, которая параллельна развитию вторичных половых признаков и формированию их способности к полноценной половой жизни, воспринимается взрослыми как нечто нормальное, естественное. Сексуальное развитие мальчиков – это естественное развитие. Одинаково устойчивый стереотип на этот счет существует практически во всех культурах. Говорят так: мальчики должны в этот период «перебеситься», они обязательно должны приобрести какой-то сексуальный опыт. Ничего страшного, никаких последствий для их природы это не принесет. Общество всегда демонстрировало большую толерантность к проявлениям подростковой мальчиковой сексуальности. Когда же девочка демонстрирует какие-то сексуальные отклонения, то взрослые относятся к этому предельно не терпимо, поскольку девочка должна себя беречь и хранить.

Это очень странно, ведь мы говорим об одной и той же молодежи. Девочки и мальчики растут в одном социальном и временном пространстве. Возникает вполне закономерный вопрос: где же и с кем мальчики будут проявлять свою «одобряемую» взрослыми сексуальную активность, получать свой «нормальный» опыт, если девочкам, растущим с ними рядом, общество в этой активности отказывает. Эта проблема воспринимается и переживается самими подростками очень неоднозначно.

Ценности, модели и стереотипы сексуальных ориентаций, с одной стороны, достаточно традиционны, с другой стороны, – налицо и новые тенденции, что еще раз подтверждает, что молодежь во всех ее проявлениях невероятно разная. Как термин молодежная культура следует заменить более корректным «молодежные культуры», так и термин «подростковая сексуальность» видимо также стоит заменить на «подростковые  сексуальности».

В исследованиях по сексуальному насилию в семье насилие понимается как нарушение физического и морального пространства человека. Существует опыт изучения женщин с точки зрения анализа последствий физического насилия (речь идет только о тех женщинах, которые открыто признались в совершенном над ними насилии). Одна из самых интересных идей в контексте данного подхода заключается в специфическом проявлении криминологического дискурса – «виктимологии». Идея заключается в том, что жертва как бы сама идет навстречу насилию, что в ней самой заключено некое «разрешение»: женщина (молодая девушка) своим поведением как бы сама провоцирует насилие, и если бы сама жертва вела себя по-другому, то и насилия бы не было.

 

2.2. Социальные нормы, роли и гендерные стереотипы молодежи

 

Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению Ш. Берн, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом.

Информация о работе Гендерные стереотипы