Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в студенческом обществе.
Задачи:
1 Изучить научную литературу по теме исследования.
2 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
3 Определить особенности и структуру гендерных стереотипов студенческой молодежи.
Введение 3
1. Понятие гендер»а. Гендерные стереотипы 5
1.1 Понятие гендера 5
1.2. Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик 9
2. Гендерные стереотипы в социальных представлениях студенческой молодежи 16
2.1. Гендерная социализация и сексуальная идентификация 16
2.2. Социальные нормы, роли и гендерные стереотипы молодежи 19
3. Негативная роль гендерных стереотипов 25
Заключение 29
Список использованной литературы 33
Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.
Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.
Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
Вопросы изучения психологии мужчин и женщин и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом и к науке в частности. Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме. Гендерная психология стремится восполнить этот пробел, как отрасль психологической науки, изучающей закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленных половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией. Основное теоретическое направление в рамках которого развивается гендерная психология – это социально-конструктивистская теория, основная идея которой заключается в том, что социальная психология не только в её бихевиористической парадигме, но и также в традиционном когнитивизме недооценивает значения конструирования социального мира, как основного компонента познавательной деятельности, отмечает Г.М. Андреева.
Слабой стороной гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой.
Эта проблема является актуальной в настоящее время и чрезвычайно важной, что и подтвердило данное исследование. Проанализировав вышеуказанные источники, и проведя констатирующий и формирующий эксперимент, пришли к следующим выводам:
1. В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин её внимания, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.
2. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.
3. При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.
4. Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
5. Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.
6. Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.
7. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
8. В соответствии с сформировавшимися у студентов стереотипами о ролевых предназначениях мужчин и женщин предполагается, что для женщин главными социальными ролями являются семейные роли, а для мужчин – профессиональные.
9. Направление, в котором испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики, это усиление у себя полоспецифичных черт и уменьшения степени выраженности неполоспецифичных черт.
10. Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли.
11. Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов.
12. Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе.
13. Консервативность и традиционность взглядов на распределение социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности, что подтверждает гипотезу исследования о прямо пропорциональной связи конформности личности влиянию социума и её приверженности гендерной стереотипизации, что в конечном итоге приводит к внутриличностному конфликту, при отсутствии чёткого осознания причин его возникновения.
14. Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, наносит большой ущерб психологическому здоровью людей, поэтому устойчивые традиционные социальные стереотипы необходимо расшатывать.
Гендерные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укоренённость в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Таким образом, необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.
Различие в поведении и воспитании мужчин и женщин определяется не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами, что предполагает изживание негативных гендерных стереотипов. Так как они сконструированы обществом, значит их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. [Электронный ресурс] //http://psyjournal/ru/j3p/pap
2. Алёшина, Ю.Е. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. [Электронный ресурс]// http://www.library/euro-bit/ru
3. Андреева, Г.М. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов [Текст] / Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., – М.: Аспект пресс, 2010. – С. 17–84.
4. Арутюнян, М.Ю. «Кто Я?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков (гендерный аспект) [Текст]/ Арутюнян М.Ю. – М.: Академия, 2009. – 186 с.
5. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности. [Текст] / Баранова Т.С. – М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2008. – 86 с.
6. Барсукова, С.Ю. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье. [Электронный ресурс]//www.hse.ru/journals/ worldross/vo100–4/barsukova.ht
7. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.
8. Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс] //http://www. LitPORTAL.ru
9. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст] / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с.
10. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов [Текст] / С. Бэм. – М.: Русская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.-336с.
11. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера [Текст] / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. // Социологический журнал. - 1998. - № 3/4. - С.171-182.
12. Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования: [Текст]/ Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 290 с.
13. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2011. – 416 с.
14. Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений. [Текст] / Здравомыслова О.М. – М.: Спарк, 2009. – 192 с.
15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. [Текст]/ Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2006. –117 с.
16. Клецина И.С. Гендерная социализация [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2008. – 320 с.
17. Клецина И.С. Самореализация и гендерные стереотипы. [Текст]: Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2./И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2008. –202 с.
18. Кон И.С. Мужские исследования: меняющийся мужчина в изменяющемся мире. Ч. 1 [Текст]: Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. – СПб.: Алетейя, 2010. –606 с.
19. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст] / И.С. Кон. – М.: Республика, 2009. – 776 с.
20. Общество в гендерной перспективе [Текст]: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. – Новгород, 2008. –81 с.