Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа
"Гештальт" (от немецкого Gestalt – образ, структура, целостная форма) является одним из основных понятий гештальтпсихологии, возникшей в первой четверти XX века в Германии, и описывает качественное своеобразие целостных образов и психических структур, несводимых к сумме отдельных их составляющих. Термин "гештальт" призван подчеркнуть тот факт, что в гештальттерапии человекрассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.
Гештальттерапия направлена на то, чтобы человек научился разбираться в порой очень запутанных лабиринтах своей души, научился осознавать все источники и причины своего внутреннего дискомфорта.
ВВЕДЕНИЕ:......................................................................................
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии.................................................
1.2. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.....................................................
1.3. Общая характеристика гештальтпсихологии...........................................................
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................
Плодотворные исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного продвижения.
К
50-м годам интерес к
Гештальтпсихолгия
оказала большое влияние на психологическую
науку США, на Э. Толмена, американские
теории научения. В последнее время
в ряде стран Западной Европы наблюдается
усиление интереса к гештальттеории
и истории Берлинской психологической
школы. В 1978 году было основано Международное
психологическое сообщество «Гештальттеория
и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел
первый номер журнала «Гештальттеория»
1.2 Общая характеристика
Гештальтпсихология
исследовала целостные
Главная
идея этой школы состояла в том, что
в основе психики лежат не отдельные
элементы сознания, но целостные фигуры
- гештальты, свойства которых не являются
суммой свойств их частей. Таким
образом, опровергалось прежнее
представление о том, что развитие
психики основывается на формировании
все новых ассоциативных
Идеи,
развиваемые гештальт-
Методологический
подход гештальт-психологии базировался
на нескольких основаниях – понятии
психического поля, изоморфизма и
феноменологии. Понятие поля было заимствовано
ими из физики. Изучение в те годы
природы атома, магнетизма, позволило
раскрыть законы физического поля,
в котором элементы выстраиваются
в целостные системы. Эта мысль
и стала ведущей для гештальт-
Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.
Человек
может осознать свои переживания, выбрать
путь для решения своих задач,
однако для этого ему надо отрешиться
от прошлого опыта, очистить свое сознание
от всех наслоений, связанных с культурными
и личными традициями. Этот феноменологический
подход был заимствован гештальт-
В
исследованиях ученых этой школы
были открыты почти все, известные
в настоящее время свойства восприятия,
доказано значение этого процесса в
формировании мышления, воображения, других
когнитивных функций. Впервые описанное
ими образно-схематическое
Не меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет рассказано ниже, и для психологии личности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после его смерти.
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина
История гештальтпсихологии
начинается с выхода работы М. Вертгеймера
"Экспериментальные
Согласно гештальт-теории,
первичная деятельность нашего мозга
по визуальному восприятию объектов
заключается не в накоплении их отдельных
проявлений. Область мозга, отвечающая
за зрительное восприятие, не реагирует
на отдельные элементы визуальных входныхсигналов и не связывает их
вместе с помощью механического процесса ассоциа
Далее перечислены несколько основных принципов организации восприятия:
1. Близость. Элементы, которые
близки друг к другу в
2. Непрерывность. В нашем
восприятии существует
3. Сходство. Подобные элементы
воспринимаются нами совместно,
4. Замыкание. В нашем
восприятии существует
5. Простота. В любых условиях
мы стремимся видеть фигуры
настолько завершенными, насколько
это возможно: в гештальт-психологии
это свойство получило название
"прегнантная форма". Прегнантный
гештальт должен быть
6. Фигура-фон. Мы стремимся
организовать наше восприятие
таким образом, чтобы видеть
объект (фигуру) и задний план (фон),
на котором она проявляется.
При этом фигура
Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. Вертхеймер назвал их вспомогательными факторами, но он также признавал, что на перцепцию влияют и основные факторы самого организма: например, высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку, также могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались уделять больше внимания вспомогательным факторам организации восприятия, чем результатам научения или опыта.
Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
Понятие "поля" связывается
Левиным с системой объектов-побудителей
человеческой активности, существующих
"здесь и сейчас" в его
психологическом, субъективном пространстве.
Поле напряжено (аналог физического
поля, как и гештальтисты, Левин
утверждал тождество, физических и
психологических
Например, если мы хотим
есть, то появившийся в поле зрения
бутерброд "притягивает" нас (в
терминах Курта Левина, имеет положительную валентност
Теория поля Левина явилась новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации.
От теорий научения и влечения Левиновская теория поля отличается по трем пунктам, которые совпадают с тремя из шести характеристик, данных Левином своей теории. Согласно первой из них, анализ поведения должен исходить из общей ситуации. Таким образом, в объяснение включается более широкий круг явлений, чем объединения отдельных элементов типа раздражителей и реакций. Совокупную ситуацию следует реконструировать так, как она представляется субъекту. Это означает (вторая характеристика), что объяснение должно быть психологичным. Поэтому к основным единицам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как их пытается определить бихевиорист, а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые предоставляют ему различные возможности для действия. При этом психологическому анализу подлежит не только феноменально данное действующему субъекту в нем самом и окружении, но и не представленное в переживании и, тем не менее, влияющее на поведение. Третья характеристика. Простых связей в смысле ассоциации "раздражитель – реакция" для объяснения поведения недостаточно. Согласно Левину, в основе всякого поведения лежат силы. Этот динамический аспект объяснения поведения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.