Гештальттеория восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

"Гештальт" (от немецкого Gestalt – образ, структура, целостная форма) является одним из основных понятий гештальтпсихологии, возникшей в первой четверти XX века в Германии, и описывает качественное своеобразие целостных образов и психических структур, несводимых к сумме отдельных их составляющих. Термин "гештальт" призван подчеркнуть тот факт, что в гештальттерапии человекрассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.
Гештальттерапия направлена на то, чтобы человек научился разбираться в порой очень запутанных лабиринтах своей души, научился осознавать все источники и причины своего внутреннего дискомфорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:......................................................................................
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии.................................................
1.2. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.....................................................
1.3. Общая характеристика гештальтпсихологии...........................................................
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

Плодотворные  исследования продолжались до 30-х гг., пока в Германию не пришел фашизм. Вертгеймер и Келер в 1933г., Левин в 1935г. эмигрировали в Америку. Здесь развитие гештальтпсихологии в области теории не получило значительного  продвижения.

К 50-м годам интерес к гештальтпсихологии спадает. В последущем, однако, отношение  к гештальтпсихологии меняется.

Гештальтпсихолгия оказала большое влияние на психологическую  науку США, на Э. Толмена, американские теории научения. В последнее время  в ряде стран Западной Европы наблюдается  усиление интереса к гештальттеории и истории Берлинской психологической  школы. В 1978 году было основано Международное  психологическое сообщество «Гештальттеория  и ее приложения»А октябре 1979гг. вышел  первый номер журнала «Гештальттеория», официального печатного органа этого  общества. Членами этого общества являются психологи из разных стран  мира, прежде всего Германии (З.Эртель, М. Штадлер», Г. Портеле, К.Гусс), США (Р. Арнхейм, А. Лачинс, сын М. Вертгеймера  Михаэль Вертгеймер и др., Италии, Австрии, Финляндии, Швейцарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общая характеристика гештальтпсихологии  

Гештальтпсихология  исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое  поле, разрабатывая новые экспериментальные  методы. И в отличие от других психологических направлений (психоанализа, бихевиоризма) представители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предметом  психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также  структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что  в основе психики лежат не отдельные  элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Таким  образом, опровергалось прежнее  представление о том, что развитие психики основывается на формировании все новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные  элементы между собой в представления  и понятия. Как подчеркивал Вертгеймер, «…гештальттеория возникла из конкретных исследований…» Взамен этого выдвигалось  новая идея о том, что познание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов, которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие представители этого  направления уделяли большее  внимание проблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось  ими с ростом и дифференциацией  гештальтов. Исходя из этого, в результатах  исследования генезиса психических  функций они видели доказательства правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальт-психологами, основывались на экспериментальном  исследовании познавательных процессов. Это была и первая (и долгое время  практически единственная) школа, которая  начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни экспериментальным.

Методологический  подход гештальт-психологии базировался  на нескольких основаниях – понятии  психического поля, изоморфизма и  феноменологии. Понятие поля было заимствовано ими из физики. Изучение в те годы природы атома, магнетизма, позволило  раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются  в целостные системы. Эта мысль  и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, что психические  структуры располагаются в виде различных схем в психическом  поле. При этом сами гештальты могут  изменяться, становясь все более  адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры  располагаются по-новому, благодаря  чему субъект приходит к принципиально  новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного  мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен  овалу, а не квадрату). Поэтому схема  задачи, которая дана во внешнем  поле, может помочь испытуемому быстрее  или медленнее ее решить, в зависимости  от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Человек может осознать свои переживания, выбрать  путь для решения своих задач, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными  и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальт-психологами  у Э. Гуссерля, философские концепции  которого были чрезвычайно близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и расхождение в результатах их исследования бихевиористами и гештальт-психологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», то есть влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным, в которых вводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта.

В исследованиях ученых этой школы  были открыты почти все, известные  в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в  формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное  ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить  весь процесс формирования представлений  об окружающем, доказало значение образов  и схем в развитии творчества, раскрыв  важные механизмы творческого мышления. Таким образом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия, сделанные в этой школе, также  как и в школе Ж. Пиаже.

Не  меньшее значение имеют и работы Левина, подробнее о которых будет  рассказано ниже, и для психологии личности, и для социальной психологии. Достаточно сказать, что его идеи и программы, намеченные им в исследовании этих областей психологии, все еще  актуальны и не исчерпали себя почти через шестьдесят лет после  его смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  Гештальт-принципы организации восприятия

2.1. Теория поля Курта Левина

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912), в которой  ставилось под сомнение привычное  представление о наличии отдельных  элементов в акте восприятия. В  экспериментах: испытуемому последовательно  предъявлялись два световых стимула (один — вертикальная или наклонная  полоска (А), другой — горизонтальная (В)). При значительном временном  интервале между А и В видны  оба стимула, следующие друг за другом. При очень быстрой смене раздражителей испытуемые воспринимали угол, при средней скорости видели, как первая — наклонная" или вертикальная линия — перемещается в горизонтальное положение. Это кажущееся движение испытуемые не могли отличить от реального перемещения даже при специальной инструкции. Вертгеймер также описал явление "чистого движения", когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения .Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение – то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений. Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя.

Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга  по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных  проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует  на отдельные элементы визуальных входныхсигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.

 

Далее перечислены несколько  основных принципов организации  восприятия:

1. Близость. Элементы, которые  близки друг к другу в пространстве  или во времени, кажутся нам  объединенными в группы, и мы  стремимся воспринимать их совместно.

2. Непрерывность. В нашем  восприятии существует тенденция  следования в направлении, позволяющем  связывать наблюдаемые элементы  в непрерывную последовательность  или придать им определенную  ориентацию.

3. Сходство. Подобные элементы  воспринимаются нами совместно,  образуя замкнутые группы.

4. Замыкание. В нашем  восприятии существует тенденция  завершения незаконченных предметов  и заполнения пустых промежутков.

5. Простота. В любых условиях  мы стремимся видеть фигуры  настолько завершенными, насколько  это возможно: в гештальт-психологии  это свойство получило название "прегнантная форма". Прегнантный  гештальт должен быть симметричным, простым и неизменным и не  может быть упрощен или упорядочен  каким-либо иным образом.

6. Фигура-фон. Мы стремимся  организовать наше восприятие  таким образом, чтобы видеть  объект (фигуру) и задний план (фон), на котором она проявляется.  При этом фигура представляется  нам более заметной и яснее  выделяется на общем фоне изображения  .

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов  или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. Вертхеймер назвал их вспомогательными факторами, но он также признавал, что  на перцепцию влияют и основные факторы  самого организма: например, высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную  осведомленность и установку, также  могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались  уделять больше внимания вспомогательным  факторам организации восприятия, чем  результатам научения или опыта.

 

 

 

 

Теория поля - психологическая  система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния  на него поля общественного воздействия.

Понятие "поля" связывается  Левиным с системой объектов-побудителей  человеческой активности, существующих "здесь и сейчас" в его  психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено (аналог физического  поля, как и гештальтисты, Левин  утверждал тождество, физических и  психологических закономерностей), когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это  напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При реализации намерения  объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу.

Например, если мы хотим  есть, то появившийся в поле зрения бутерброд "притягивает" нас (в  терминах Курта Левина, имеет положительную валентность), но, удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человекаопределяется объектами поля, называются "полевое поведение": его "нормальный" вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу того, что соответствует потребности.

Теория поля Левина явилась  новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, протекание действий целиком  сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации.

От теорий научения и  влечения Левиновская теория поля отличается по трем пунктам, которые совпадают  с тремя из шести характеристик, данных Левином своей теории. Согласно первой из них, анализ поведения должен исходить из общей ситуации. Таким  образом, в объяснение включается более  широкий круг явлений, чем объединения  отдельных элементов типа раздражителей  и реакций. Совокупную ситуацию следует  реконструировать так, как она представляется субъекту. Это означает (вторая характеристика), что объяснение должно быть психологичным. Поэтому к основным единицам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как их пытается определить бихевиорист, а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые предоставляют ему различные возможности для действия. При этом психологическому анализу подлежит не только феноменально данное действующему субъекту в нем самом и окружении, но и не представленное в переживании и, тем не менее, влияющее на поведение. Третья характеристика. Простых связей в смысле ассоциации "раздражитель – реакция" для объяснения поведения недостаточно. Согласно Левину, в основе всякого поведения лежат силы. Этот динамический аспект объяснения поведения выходит за рамки допущения об общих и специфических влечениях.

Информация о работе Гештальттеория восприятия