Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа
"Гештальт" (от немецкого Gestalt – образ, структура, целостная форма) является одним из основных понятий гештальтпсихологии, возникшей в первой четверти XX века в Германии, и описывает качественное своеобразие целостных образов и психических структур, несводимых к сумме отдельных их составляющих. Термин "гештальт" призван подчеркнуть тот факт, что в гештальттерапии человекрассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.
Гештальттерапия направлена на то, чтобы человек научился разбираться в порой очень запутанных лабиринтах своей души, научился осознавать все источники и причины своего внутреннего дискомфорта.
ВВЕДЕНИЕ:......................................................................................
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии.................................................
1.2. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.....................................................
1.3. Общая характеристика гештальтпсихологии...........................................................
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................
Для объяснения поведения
Левин разработал две отчасти
дополняющие друг друга модели: личности
и окружения. Обе посвящены проблемам мотива
1. "Жизненное пространство", т. е. личность и ее психологическое окружение как оно существует для нее. Мы обычно имеем в виду это поле, говоря о потребностях, мотивации, настроении, целях, тревоге, идеалах.
2. Множество процессов
физического и социального
3 "Пограничная зона"
жизненного пространства: определенная
часть физического и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение остановимся
на общей оценке гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология пыталась развить
атомистическую теорию в психологии,
преодолеть схематизм в трактовке
психических процессов, открыть
новые принципы и подходы к
их изучению. Введенный ею структурный
принцип в смысле нового подхода
Выготский оценивал как "великое
незыблемое завоевание теоретической
мысли" .В этом сущность и исторический
смысл гештальттеории. Существенно отметить
также, что основатель общей теории систем
Л. фон Берталанфи считал, что в работе
"Физические гештальты в покое и стационарном
состоянии" В. Кёлер предвосхитил отдельные
положения общей теории систем. Этим оценивался
важный вклад гештальтпсихологии в методологию
научного исследования. Методики экспериментального
исследования восприятия, мышления, личности,
а также полученная в результате их применения
богатаяфеноменология составляю
Описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важный психологический факт – факт гештальта – продолжает привлекать исследователей. Его теоретическое осмысление с помощью принципа изоморфизма справедливо расценивается как откровенныйфизикализм и не может претендовать на объяснение. С позиций, отражающих достижение современной психологии в области экспериментальных исследований и теории, намечается новый подход к объяснению этого факта. Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая "авторитетность и притягательность этого направления" ,был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них закономерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический механизм гештальта, в частности в области восприятия. Им выступает, по мнению А. А. Митькина, опыт субъекта. Более конкретно эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях по планомерному формированию симультанного опознания, проводимых в контексте теории планомерного формирования умственных действий и понятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.
2. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во "Евразия", 2002. – 532 с., ил.
3.Митькин, А.А. Законы
гештальта и фазность
5. История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 364 с. Ждан, А. Н.
6. История психологии: Учебник. / А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
7.Митькин, А.А. Законы гештальта и фазность восприятия// Психологический журнал. – 1983. № 6. – С. 30.