Гештальттеория восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

"Гештальт" (от немецкого Gestalt – образ, структура, целостная форма) является одним из основных понятий гештальтпсихологии, возникшей в первой четверти XX века в Германии, и описывает качественное своеобразие целостных образов и психических структур, несводимых к сумме отдельных их составляющих. Термин "гештальт" призван подчеркнуть тот факт, что в гештальттерапии человекрассматривается как неразрывное целое, как единство его души и тела.
Гештальттерапия направлена на то, чтобы человек научился разбираться в порой очень запутанных лабиринтах своей души, научился осознавать все источники и причины своего внутреннего дискомфорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ:......................................................................................
ГЛАВА 1. Гештальттеория восприятия
1.1. Понятие и основоположники гештальтпсихологии.................................................
1.2. Возникновение и развитие гештальтпсихологии.....................................................
1.3. Общая характеристика гештальтпсихологии...........................................................
ГЛАВА 2. Гештальт-принципы организации восприятия
2.1. Теория поля Курта Левина........................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

Для объяснения поведения  Левин разработал две отчасти  дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Обе посвящены проблемам мотивации. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т. е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением, т. е. векторными величинами. В конечном счете обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.Халл Брунсвик, выдвинул важные моменты, уяснение которых полезно для методологии психологии в целом. Брунсвик справедливо утверждает: "Поле, в котором Левин может предсказывать, есть в прямом смысле слова человек в его жизненном пространстве. Но жизненное пространство нельзя путать ни с географическим окружением и его физическими стимулами, ни с реально достигнутыми результатами в этом окружении. Оно после восприятия, но до поведения" .Это утверждение частично верно именно потому, что восприятие и поведение — законные проблемы психологии. Эта точка зрения — естественное следствие подхода с точки зрения теорий поля, согласно которой пограничные условия поля являются важными характеристиками этого поля. Среди фактов, существующих в данное время, можно выделить три области, изменения в которых интересны или могут быть интересны для психологии.

1. "Жизненное пространство", т. е. личность и ее психологическое окружение как оно существует для нее. Мы обычно имеем в виду это поле, говоря о потребностях, мотивации, настроении, целях, тревоге, идеалах.

2. Множество процессов  физического и социального мира, которые не влияют на "жизненное  пространство" человека в данный  момент.

3 "Пограничная зона" жизненного пространства: определенная  часть физического и социального  мира, которая влияет на жизненное  пространство в данное время.  Например, процесс восприятия тесно связан с такой пограничной зоной, ибо то, что воспринимается, частично определяется "стимулами", т. е. той частью физического мира, которая действует на органы чувства. Другим процессом, относящимся к пограничной зоне, является выполнение некоторого действия .

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение остановимся  на общей оценке гештальтпсихологии. Гештальтпсихология пыталась развить  атомистическую теорию в психологии, преодолеть схематизм в трактовке  психических процессов, открыть  новые принципы и подходы к  их изучению. Введенный ею структурный  принцип в смысле нового подхода  Выготский оценивал как "великое  незыблемое завоевание теоретической  мысли" .В этом сущность и исторический смысл гештальттеории. Существенно отметить также, что основатель общей теории систем Л. фон Берталанфи считал, что в работе "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" В. Кёлер предвосхитил отдельные положения общей теории систем. Этим оценивался важный вклад гештальтпсихологии в методологию научного исследования. Методики экспериментального исследования восприятия, мышления, личности, а также полученная в результате их применения богатаяфеноменология составляют важный итог деятельности гештальтпсихологов. "Наиболее ценный эффект структурной психологии – это сделанные ею описания" ,писал Л. С. Выготский. Этой школой сделан важный шаг по преодолению интеллектуализма, свойственного всей традиционной психологии. Однако в теоретическом плане концепция зашла в тупик. Введенный ею структурный принцип не оправдал себя как универсальный, т. е. распространенный на всю общую психологию, и на детскую, и на патопсихологию. В этой универсальности обнаружилась недостаточная объяснительная сила структурного принципа. Так, в применении к проблемам психического развития попытка охватить единым принципом инстинктивные и интеллектуальные процессы не позволяет увидеть принципиальную разницу между ними, а также разницу между животными и человеком, приводит к натуралистической теории психического развития ребенка, "сознательно сливает животное и человеческое, игнорирует историческую природу развития человеческого сознания...", и в конечном счете не объясняет психическое развитие. В более общем смысле: "Понятие структуры одинаково распространяется на все формы поведения и психики. Снова в свете или, вернее, в сумерках структуры все кошки серы: вся разница в том, что один вечный закон природы – закон ассоциации – сменился другим, столь же вечным законом природы – законом структуры...".

Описанный в гештальтпсихологии чрезвычайно важный психологический  факт – факт гештальта – продолжает привлекать исследователей. Его теоретическое  осмысление с помощью принципа изоморфизма  справедливо расценивается как  откровенныйфизикализм и не может претендовать на объяснение. С позиций, отражающих достижение современной психологии в области экспериментальных исследований и теории, намечается новый подход к объяснению этого факта. Так, анализируя фундаментальные исследования гештальтпсихологии в области восприятия, отмечая "авторитетность и притягательность этого направления" ,был сделан вывод о том, что ключом к пониманию выявленных в них закономерностей может стать изучение генезиса восприятия. Такой подход позволяет понять психологический механизм гештальта, в частности в области восприятия. Им выступает, по мнению А. А. Митькина, опыт субъекта. Более конкретно эти психологические механизмы раскрываются в исследованиях по планомерному формированию симультанного опознания, проводимых в контексте теории планомерного формирования умственных действий и понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Выготский, Л.С. Собрание  сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы  теории и истории психологии. / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г.  Ярошевского. – М.: Педагогика, 1982. – 488 с.

2. Шульц, Д.П., Шульц, С.Э.  История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов,  В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред.  А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во "Евразия", 2002. – 532 с., ил.

3.Митькин, А.А. Законы  гештальта и фазность восприятия// Психологический журнал. – 1983. №  6. – С. 30.

5. История психологии (10-е - 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. – 2-е изд. / Под ред. П. Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 364 с. Ждан, А. Н.

6. История психологии: Учебник. / А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

7.Митькин, А.А. Законы гештальта и фазность восприятия// Психологический журнал. – 1983. № 6. – С. 30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гештальттеория восприятия