Гиперактивность в детском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:21, дипломная работа

Краткое описание

Предметом исследования является проявление гиперактивности и влияние симптома на личность ребёнка.
Цель данного исследования: изучить особенности когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотеза исследования. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Синдром гиперактивности и дефицита внимания.
1 Теоретическое обоснование понятия СДВГ. 7
1.1.2 Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания. 9
1.2 Этиология, механизмы развития СДВГ. Клинические признаки СДВГ. Психологические особенности детей с СДВГ. Лечение и коррекция.
1.2.1 Этиология СДВГ. 12
1.2.2 Механизмы развития СДВГ. 19 1.2.3 Клинические признаки СДВ. 21 1.2.4 Психологические особенности детей с СДВГ. 27 1.2.5 Лечение и коррекция СДВГ. 34
Выводы к 1 разделу. 42 РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ С СДВГ И С НОРМОЙ РАЗВИТИЯ 43 2.1 Исследование внимания. 44
2.2 Исследование мышления. 49 2.3 Исследование памяти. 50 2.4 Исследование восприятия. 53
2.5 Исследование эмоциональных проявлений. 57 2.6 Практические рекомендации педагогам и родителям гиперактивного ребёнка. 58
Выводы ко 2 разделу. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Кроме родителей и учителей большую помощь в организации программы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги–те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком[37].

Коррекционные программы  должны быть ориентированы на возраст 5–8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип[43].

На основе литературных данных и собственных наблюдений нами были разработаны конкретные рекомендации для родителей и педагогов по работе с гиперактивными детьми (см. параграф 2.6).

Необходимо помнить, что  негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной  системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень  низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, нелегко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять [21].

Считают, что лекарственная  терапия в сочетании с поведенческими методиками наиболее эффективна [36].

Специальное обучение

Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [46].

Ребёнку с СДВГ может  помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличие от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих [46].

Двигательная  активность

Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры [32].

Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам [6].

Физические упражнения можно разделить на два вида – аэробные и анаэробные. Примером первых является равномерный бег, а вторых – занятия штангой. Физические упражнения анаэробного характера увеличивают силу и массу мышц, а аэробного – улучшают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, увеличивают выносливость [37].

Большинство проведённых  экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека [37].

Получены убедительные данные о том, что физические упражнения полезны при целом ряде заболеваний. Они не только могут предупреждать появление острых приступов заболевания, но и облегчают течение заболевания, делают ребёнка «практически» здоровым [37].

Психотерапия

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует [14].

Врачами давно подмечено, что мать такого ребёнка излишне  раздражительна, импульсивна, у неё  часто снижено настроение. Для  доказательства того, что это не просто совпадение, а закономерность, были проведены специальные исследования, результаты которых были опубликованы в 1995 г. в журнале «Семейная медицина». Оказалось, что частота так называемой большой и малой депрессии встречается среди обычных матерей в 4–6% и 6 – 14% случаев соответственно, а среди матерей, имевших гиперактивных детей, – в 18 и 20% случаев соответственно. На основании этих данных учёные сделали вывод, что матери гиперактивных детей обязательно должны проходить психологическое обследование [14].

Часто у матерей, имеющих  детей с синдромом, наблюдается  астеноневротическое состояние, требующее  психотерапевтического лечения [37].

Существует множество  психотерапевтических методик, которые  могут принести пользу, как матери, так и ребёнку, например:

- визуализация (релаксация, мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом);

- медитация (сознательная фиксация внимания на моменте времени);

- аутогенная тренировка;

- гипноз и самогипноз;

Все эти методики могут использоваться при коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Как правило, у этих детей встречаются разнообразные нарушения, поэтому в каждом случае необходимо использовать целый комплекс психотерапевтических и педагогических приёмов, а при выраженной форме заболевания и медикаментозные средства.

Необходимо подчеркнуть, что улучшение в поведении  ребёнка проявится далеко не сразу, однако при постоянных занятиях и  соблюдении рекомендаций усилия родителей, учителей будут вознаграждены.

 

Выводы:

 

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

– во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;

– во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ;

– в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;

– в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

– в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека – дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

 

 

РАЗДЕЛ 2. Экспериментальное исследование психических процессов детей с СДВГ и с нормой развития

 

Экспериментальная работа была нацелена на решение следующих  задач:

  1. Подобрать диагностический инструментарий.
  2. Выявить уровень сформированности когнитивных процессов у детей с СДВГ в сравнении с нормой развития.
  3. Составить рекомендации родителям и педагогам, которые помогли бы осуществить взаимопонимание между детьми с СДВГ и окружающими их людьми.

Этапы реализации экспериментального исследования.

  1. Обследование детей с СДВГ, с целью выявления уровня сформированности когнитивных процессов.
  2. Обследование детей с нормой развития, с целью выявления уровня сформированности когнитивных процессов.
  3. Сравнительный анализ полученных данных.
  4. Составление рекомендаций для родителей и педагогов у детей которых имеется СДВГ.

Экспериментальную группу составили  воспитанники детского сада «Сказка» п.г.т. Любашеки Одесской области    в составе 83 человек. Для исследования по данной теме была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет). Непосредственное обследование включало в себя несколько этапов:

  1. Введение ребёнка в ситуацию обследования, установление с ним эмоционального контакта.
  2. Сообщение содержания заданий, предъявление инструкций.
  3. Наблюдение за ребёнком в процессе его деятельности.
  4. Оформление протокола обследования и оценка результатов.

В ходе исследования нами использовались такие основные методы диагностики, как беседа, наблюдение, эксперимент, а также метод количественного и качественного анализа полученных данных.

Метод беседы использовался  нами с целью установления контакта с детьми; определения того, как они понимают суть заданий и вопросов, в чём испытывают затруднения; уточнение содержания выполненных заданий, а также в собственно диагностическом аспекте.

Метод наблюдения мы использовали для того, чтобы проследить за поведением детей, их реакциями на то или иное воздействие; за тем, как они выполняют задания, как к ним относятся.

Так как у детей  с СДВГ присутствует нарушение внимания, что в свою очередь сочетается с двигательной активностью, при интерпретации результатов исследования мы использовали не только количественный анализ, но и качественный анализ, руководствуясь при этом особенностями психического развития и самосознания, как нормальных детей, так и с СДВГ.

Исходя из особенностей объекта, предмета и задач нашего исследования мы использовали следующие диагностические методики.

 

2.1 Методы диагностики внимания

 

Следующий набор методик  предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств  внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.

Методика «Найди и вычеркни»

Выбор этой методики обусловлен тем, что задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Мы показывали ребенку рисунок 1.

 

 

Рисунок 1. Матрицы с  фигурками к заданию «Найди и  вычеркни»

 

На нем в случайном  порядке даны изображения простых  фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получал инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. На этом выполнение задания завершится». В этой методике дети работали 2,5 мин.

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики  внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).

Методика «Проставь значки»

Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.

 

Рисунок 2. Матрица к методике «Проставь значки»

 

Инструкция: «Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».

Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:

 

 

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).

Методика «Запомни и расставь точки»

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»

 

Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с  тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом  ты сам будешь рисовать эти точки  в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики  внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).

 

На основании проведённого исследования можно сделать выводы:

Информация о работе Гиперактивность в детском возрасте