Гиперкинетические расстройства детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:07, контрольная работа

Краткое описание

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков гиперкинетического расстройства, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются у более 70% подростков и у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Вложенные файлы: 1 файл

гиперкинестические расстройства.docx

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Окончательный диагноз гиперкинетического расстройства может быть выставлен только врачом-психиатром.

«Золотым стандартом»  в постановке диагноза гиперкинетического расстройства (СДВГ) являются критерии ДСМ-IV (1994 г.), положенные в основу критериев МКБ-10.

Невнимательность

Ребенок не обращает внимания на детали, из-за небрежности допускает нелепые ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

Часто не слушает, когда к  нему обращаются.

Часто не заканчивает начатого занятия.

Часто испытывает сложности  в организации самостоятельного вы­полнения заданий и других видов деятельности (несобран, неорганизован).

Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, тре­бующие длительного умственного напряжения и повышенного внимания.

Часто теряет вещи, путает расписание, забывает приносить на за­нятия необходимые тетради, книги.

Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.

Часто забывает выполнять  каждодневные процедуры (например, личной гигиены).

Для диагностики необходимо наличие 6 симптомов из 9 на протяжении не менее 6 месяцев.

Гиперактивность

Часто беспокойно двигает  руками или ногами, ерзает на месте.

Покидает свое место в  классе или в другом месте, не может  усидеть.

Часто начинает бегать или  куда-то карабкаться, когда это является неуместным, забирается без необходимости  на высокие предметы (дере­вья, забор и др.).

Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

Всегда находится в  движении, ведет себя так, «как будто  у него приделан моторчик».

Для диагностики необходимо наличие 3 симптомов из 5 на протяже­нии не менее 6 месяцев.

Импульсивность

Часто отвечает поспешно и  необдуманно, не дожидаясь окончания  вопроса.

С трудом дожидается своей  очереди.

Часто «врывается» в разговор взрослых или игру других детей.

Чрезмерно разговорчив, без адекватной реакции на социальные ограничения.

 

Для диагностики необходимо наличие одного из 4 симптомов на про­тяжении не менее 6 месяцев.

Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности, и гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет. Не следует выставлять диагноз в возрасте ранее 3 лет, так как это может быть в рамках нормального развития ребенка.

Более половины детей с  СДВГ учатся хуже своих возможностей, т. к. у 40-60 % из них в силу особенностей организации когнитивных функций  имеются расстройства приобретения школьных навыков (дислексия, дис- калькулия, дисграфия). Возможные нарушения дисциплины обусловлены тем, что требования к ребенку с СДВГ порой превышают его возможности. Дерзкое, противоречивое поведение вызывает конфликт и нелюбовь окружающих, усиливает стресс и усугубляет проявления социальной дезадаптации.

Симптомы СДВГ не должны отвечать критериям других психических и поведенческих расстройств:

расстройств аутистического спектра;

умственной отсталости;

эпилепсии;

оппозиционного расстройства поведения;

тревожно-депрессивных и  др. аффективных расстройств.

Важно учитывать, что гиперкинетическое расстройство, само по себе, имеет высокую коморбидность с расстройствами поведения и аффективными расстройствами. Сопутствующие поведенческие расстройства имеют 25-40 % детей с СДВГ. Эмоциональные расстройства, в сравнении с популяцией сверстников, отмечаются у детей с СДВГ в 5-10 раз чаще.

С позиций современных  научных подходов, оказание медицинской  помощи детям с СДВГ требует дифференцированного  подхода, с учетом клинических форм расстройства.

 

Клиническая форма с преобладанием  дефицита внимания в большей степени  нуждается в организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения в силу большей частоты расстройств приобрете­ния школьных навыков и тревожно-депрессивной симптоматики.

Клиническая форма с преобладанием гиперактивности/импульсив­ности в большей степени требует реализации двигательной активности и организации внешкольных занятий.

Важно отметить, что диагноз  гиперкинетического расстройства поведения выставляется чаще. Как правило, нарушение внимания и гиперактивность сопровождаются оппозиционными реакциями, которые определяются патогенетическими механизмами крайней нетерпеливости и проблемами мотивационной сферы: с одной стороны, ребенок с СДВГ «хочет все и сразу», с другой стороны, ему трудно начинать делать что-то рутинное и неинтересное, проще отказаться, манипулировать окружающими, пытаясь добиться своего. Неспособность просчитывать последствия своих поступков, жажда новых впечатлений, рисковое поведение часто приводит к различным видам девиантного поведения. Агрессивное поведение таких детей часто провоцируется непринятием окружающих: «раз я плохой, я буду плохим…» В случаях безнадзорного воспитания дети с СДВГ особенно часто имеют место любые виды расстройств поведения.

 

Заключение

Ребенок с гиперактивностью нуждается в помощи в тех сферах жизни, которые страдают из-за трудностей с концентрацией внимания, гиперактивности или чрезмерной импульсивности.

Диагноз гиперкинетического расстройства не является приговором. Он всего лишь означает, что ребенок с таким расстройством способен достичь тех же целей в жизни, что и его здоровые ровесники, но для этого придется приложить значительно больше усилий как самому ребенку, так и его взрослому окружению.

Поскольку расстройство имеет  биологическую почву, оно может  поддаваться медикаментозной коррекции, что значительно облегчает функционирование ребенка. Гиперкинетическое расстройство - это хроническое заболевание. Симптомы его проявляются годами, ни один вид лечения и коррекции не способен полностью их устранить, однако взаимосотрудничество медицинских специалистов, родителей, воспитателей и учителей может способствовать значительному их снижению и улучшению состояния ребенка.

Дети с гиперактивностью нуждаются в более широкой помощи, чем может предложить современная детская психиатрическая служба с ее традиционно бедным для нашей страны спектром услуг.

Дошкольный возраст -важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим диагностика и коррекция СДВГ в дошкольном возрасте крайне важна для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций.

 

Список литературы

1. Гиперкинетическое расстройство (введение в проблему), И.А. Марценковский, О.В. Ткачева, И.И. Марценковская, Я.Б. Бикшаева, Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, Газета «Новости медицины и фармации», Психиатрия (303),2009 (тематический номер) / В помощь психиатру.

2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986. 

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.

4. Романчук О.И «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», Пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010 г.

5. Эрик Мэш, Дэвид Вольф, Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка, 511 стр., 2003 г.

 


Информация о работе Гиперкинетические расстройства детей