Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:07, контрольная работа
Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков гиперкинетического расстройства, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и поведенческие нарушения сохраняются у более 70% подростков и у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Окончательный диагноз гиперкинетического расстройства может быть выставлен только врачом-психиатром.
«Золотым стандартом» в постановке диагноза гиперкинетического расстройства (СДВГ) являются критерии ДСМ-IV (1994 г.), положенные в основу критериев МКБ-10.
Невнимательность
Ребенок не обращает внимания на детали, из-за небрежности допускает нелепые ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто не слушает, когда к нему обращаются.
Часто не заканчивает начатого занятия.
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности (несобран, неорганизован).
Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие длительного умственного напряжения и повышенного внимания.
Часто теряет вещи, путает расписание, забывает приносить на занятия необходимые тетради, книги.
Легко отвлекается на все, что происходит вокруг.
Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).
Для диагностики необходимо наличие 6 симптомов из 9 на протяжении не менее 6 месяцев.
Гиперактивность
Часто беспокойно двигает руками или ногами, ерзает на месте.
Покидает свое место в классе или в другом месте, не может усидеть.
Часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным, забирается без необходимости на высокие предметы (деревья, забор и др.).
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Всегда находится в движении, ведет себя так, «как будто у него приделан моторчик».
Для диагностики необходимо наличие 3 симптомов из 5 на протяжении не менее 6 месяцев.
Импульсивность
Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
С трудом дожидается своей очереди.
Часто «врывается» в разговор взрослых или игру других детей.
Чрезмерно разговорчив, без адекватной реакции на социальные ограничения.
Для диагностики необходимо наличие одного из 4 симптомов на протяжении не менее 6 месяцев.
Некоторые симптомы невнимательности, импульсивности, и гиперактивности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет. Не следует выставлять диагноз в возрасте ранее 3 лет, так как это может быть в рамках нормального развития ребенка.
Более половины детей с
СДВГ учатся хуже своих возможностей,
т. к. у 40-60 % из них в силу особенностей
организации когнитивных
Симптомы СДВГ не должны отвечать критериям других психических и поведенческих расстройств:
расстройств аутистического спектра;
умственной отсталости;
эпилепсии;
оппозиционного расстройства поведения;
тревожно-депрессивных и др. аффективных расстройств.
Важно учитывать, что гиперкинетическое расстройство, само по себе, имеет высокую коморбидность с расстройствами поведения и аффективными расстройствами. Сопутствующие поведенческие расстройства имеют 25-40 % детей с СДВГ. Эмоциональные расстройства, в сравнении с популяцией сверстников, отмечаются у детей с СДВГ в 5-10 раз чаще.
С позиций современных научных подходов, оказание медицинской помощи детям с СДВГ требует дифференцированного подхода, с учетом клинических форм расстройства.
Клиническая форма с преобладанием
дефицита внимания в большей степени
нуждается в организации
Клиническая форма с преобладанием
гиперактивности/импульсив
Важно отметить, что диагноз гиперкинетического расстройства поведения выставляется чаще. Как правило, нарушение внимания и гиперактивность сопровождаются оппозиционными реакциями, которые определяются патогенетическими механизмами крайней нетерпеливости и проблемами мотивационной сферы: с одной стороны, ребенок с СДВГ «хочет все и сразу», с другой стороны, ему трудно начинать делать что-то рутинное и неинтересное, проще отказаться, манипулировать окружающими, пытаясь добиться своего. Неспособность просчитывать последствия своих поступков, жажда новых впечатлений, рисковое поведение часто приводит к различным видам девиантного поведения. Агрессивное поведение таких детей часто провоцируется непринятием окружающих: «раз я плохой, я буду плохим…» В случаях безнадзорного воспитания дети с СДВГ особенно часто имеют место любые виды расстройств поведения.
Заключение
Ребенок с гиперактивностью нуждается в помощи в тех сферах жизни, которые страдают из-за трудностей с концентрацией внимания, гиперактивности или чрезмерной импульсивности.
Диагноз гиперкинетического расстройства не является приговором. Он всего лишь означает, что ребенок с таким расстройством способен достичь тех же целей в жизни, что и его здоровые ровесники, но для этого придется приложить значительно больше усилий как самому ребенку, так и его взрослому окружению.
Поскольку расстройство имеет
биологическую почву, оно может
поддаваться медикаментозной
Дети с гиперактивностью нуждаются в более широкой помощи, чем может предложить современная детская психиатрическая служба с ее традиционно бедным для нашей страны спектром услуг.
Дошкольный возраст -важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационного школьного синдрома. В связи с этим диагностика и коррекция СДВГ в дошкольном возрасте крайне важна для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций.
Список литературы
1. Гиперкинетическое расстройство (введение в проблему), И.А. Марценковский, О.В. Ткачева, И.И. Марценковская, Я.Б. Бикшаева, Украинский НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии, Газета «Новости медицины и фармации», Психиатрия (303),2009 (тематический номер) / В помощь психиатру.
2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
4. Романчук О.И «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», Пер. с украинского. - М.: Генезис, 2010 г.
5. Эрик Мэш, Дэвид Вольф, Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка, 511 стр., 2003 г.