Гипотезы и теории возникновения шизофрении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

актуальность темы контрольной работы заключается в социальной значимости проблемы, наш теоретический материал направлен на своевременное выявление у детей признаков искажения личности и мышления по шизофреническому типу, к сожалению, в настоящее время, если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особенностями и семейными проблемами. Исходя из этого цель контрольной работы - наиболее полно изучить теорию по выбранной теме, систематизировать знания и разобраться в современной ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Шизофрения-заболевание, характеризующееся развитием психотических или неврозоподобных и психоподобных расстройств и в различной степени выраженных изменений личности, стойких нарушений мышления и социальной дезадаптацией.

Шизофрения является сложным заболеванием, которое может проявляться в разных видах и формах. До настоящего времени не известныконкретные причины, вызывающие это заболевание, но, несмотря на это существуют различные гипотезы и теории о возникновении шизофрении.

Детская шизофрения – это расстройство деятельности организма в целом, характеризующееся симптомами нарушенного развития.Патопсихологи рассматривают разную структуру психического дефекта в зависимости от формы заболевания, а детские психиатры описывают разные формы шизофрении. Но существуют и общие закономерности протекания психических процессов и формирования личности при шизофрении. Так, отличительными особенностями психики больных детей являются искажение, а при некоторых формах и вовсе утрата  восприятия и мыслительных операций, своеобразие игровой деятельности и общения.

Детская шизофрения может возникнуть в очень раннем возрасте,имея врожденные особенности, а может проявиться позже: в дошкольном или школьном возрасте. Дети, больные шизофренией, могут иметь разный уровень интеллектуального развития: от превышающего возрастные нормы до очень низкого. Их общей особенностью является своеобразие, часто неравномерность развития отдельных сторон психики. Дети часто выглядят неадекватно. Своеобразной может быть их мимика, жесты, позы, интонации речи. Их игры и творчество, как правило, носят специфический характер и являются предметом исследования патопсихологов. Часто нарушается процесс общения с другими людьми: детьми и взрослыми. Патология может проявляться в характере интересов, фантазий, страхов.

Диагностика шизофрении основана на симптомах. Симптомы детской шизофрении не являются специфическими. Специфична только лишь их взаимосвязь. При установке диагноза учитывается весь спектр расстройств, характерных для шизофрении.

Современная психиатрия располагает широким спектром психофармакологических средств и достаточно большими возможностями по лечению, реабилитации и реадаптации больных шизофренией.

Прогноз шизофрении, начавшейся в детском возрасте, значительно менее благоприятен, чем у взрослых. В последние десятилетия как отечественными, так и зарубежными исследователями отмечается рост заболевания шизофренией в детском возрасте. Между тем, работ по психологическому изучению эмоциональной и когнитивной сферы у детей, больных шизофренией, немного.

Таким образом, актуальность темы контрольной работы заключается в социальной значимости проблемы, наш теоретический материал направлен на своевременное выявление у детей признаков искажения личности и мышления по шизофреническому типу, к сожалению, в настоящее время, если маленький ребенок ведет себя своеобразно, родители редко сразу обращаются к психиатру. Многое они пытаются объяснить неправильным воспитанием, возрастными особенностями и семейными проблемами. Исходя из этого цель контрольной работы - наиболее полно изучить теорию по выбранной теме, систематизировать знания и разобраться в современной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Гипотезы и теории возникновения шизофрении

 

Впервые клинические проявления шизофрении были описаны российскими и зарубежными психиатрами в 1830-ых годах. Однако выделение шизофрении как самостоятельного заболевания под названием «раннее слабоумие» связывают с именем немецкого психиатра Э.Крепелина. Э. Крепелин в конце прошлого столетия (1899 г.) успешно описал клинику, течение и исход этого заболевания[2].

Становление учения о детской шизофрении берет свои истоки в общей психиатрии. В исследованиях клиницистов 19-20-го веков накапливались данные о психозах у детей, сопровождающихся галлюцинациями, бредом, кататоническими расстройствами, расстройствами, а также меланхолией и нарушениями поведения. Вслед за фундаментальными исследованиями, проведенными Крепелином, появляются первые работы о детских психозах, которые отнесены к той же группе психических заболеваний (преждевременное слабоумие) [2].

В настоящее время известны различные теории и гипотезы возникновения шизофрении. До недавнего времени наиболее распространенной считалась теория наследственного происхождения шизофрении, но многочисленные исследования показали, что наследственная отягощенность в семьях больных шизофренией не выше, чем в семьях здоровых людей. Однако следует признать, что наследственность все же создает благоприятную почву для развития этого заболевания. В исследовании больных шизофренией выявлено многофакторов, понижающих сопротивляемость тканей головного мозга у потомства.

Неблагоприятные условия жизни, перенапряжение корковых процессов с последующим изменением ферментативного обмена в ткани мозга даже у будущих родителей могут наследоваться будущими поколениями, снижая защитные способности их организма и тем самым создавая у них предрасположенность к возникновению болезни.

Некоторые исследователи шизофрении придерживаются инфекционной теории возникновения заболевания, другие считают шизофрению вирусным заболеванием.

Наиболее значительное признание получила аутоинтоксикационная теория возникновения шизофрении. Аутоинтоксикационная теория говорит о том, чтошизофренияпоявляется и развивается на основе типологических, онтогенетических особенностей под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды. Ее возникновение обусловливается интоксикацией организма вследствие попадания в него недоокисленных или нерасщепленных продуктов белкового обмена (нитролов, фенолкризолов, аммиака), которые угнетают или блокируют окислительно-ферментативные процессы в ткани мозга, вследствие чего мозг недостаточно усваивает кислород. Возникающее при этом кислородное голодание – гипоксия – становится причиной нейродинамических и морфологических изменений в центральной нервной системе, происходящих при шизофрении. Психиатр В.П. Протопопов подтвердил и развил концепцию И.П. Павлова о том, что патогенез шизофрении обусловлен наличием хронических гипнотических (фазовых) состояний, снижением силы основных корковых процессов, повышением их иррадиации и патологической инертностью [2].В основе механизма развития шизофрении лежит запредельное (охранительное) торможение. Ряд шизофренических симптомов (мутизм, кататония, негативизм и т.д.) являются следствием именно запредельного торможения в коре головного мозга, фазовых состояний и высвобождения подкорковых структур из-под контроля коры. Но механизм возникновения шизофренического процесса не исчерпывается только запредельным торможением – механизмы возникновения этого процесса еще недостаточно изучены[3, с. 196].

Шизофрения ориентирована к хроническому течению заболевания и может привести к значительному изменению личности, апатическому слабоумию, расстройствам эмоционально-волевой сферы, дефектам мышления. Суметь диагностировать начало шизофренического процесса у детей дошкольного возраста труднее, чем у взрослых, так как, во-первых, у некоторых детей характерные симптомы заболевания сглажены, а во-вторых, процесс, начавшийся в первом критическом периоде, настолько задерживает развитие ребенка, что иногда трудно отграничить шизофренический дефект от олигофрении [6, с.81].

Шизофренический процесс в детском и подростковом возрасте тесно связан с критическими периодами, каждый из которых отличается своей спецификой, накладывает свой отпечаток на симптоматику заболевания, его течение и прогноз. Организм ребенка в момент заболевания находится в процессе формирования, поэтому в клинической картине преобладают симптомы нарушения психического и соматического развития. Мозг ребенка из-за незавершенности онтогенеза часто отвечает на воздействие вредных факторов более общими реакциями, чем мозг у взрослого человека, что обусловливает значительную генерализацию шизофренического процесса. Этим объясняется более тяжелое течение шизофрении в раннем детском возрасте [6, с.81].

Клинические проявления шизофрении характеризуются полиморфизмом симптомов и синдромов – ей свойственны разнообразные варианты течения с наличием различных стадий и форм заболевания. Протекание заболевания у детей заключается в том, что у них на первый план выступает двигательные нарушения и катонические расстройства, нарастающий аутизм с деперсонализацией и своеобразными прожекторскими фантазиями, разрушающими формами бреда с тревогой и страхом. Для шизофрении у детей дошкольного и младшего школьного возраста, характерны и являются преобладающими зрительные галлюцинации.

 

 

    1. Особенности детской шизофрении

 

Принято считать, что детская шизофрения - это просто разновидность взрослой, только встречается намного реже. На каждую заболевшую девочку приходится примерно два мальчика. Лишь у двух процентов больных шизофренией начало их заболевания восходит к детскому возрасту, хотя этот процент может меняться в зависимости от того, где проводить границу между детским и взрослым возрастом. Шизофрения, возникающая до пятилетнего возраста, должна быть признана чрезвычайно редкой, а между пятью и десятью годами количество случаев заболевания медленно возрастает. Начиная с десяти и до пятнадцати лет, ею заболевают все больше детей, а затем начинается ее пикообразный рост как взрослое заболевание.

Исследование шизофрении у детей показало, что в качестве источника слуховых галлюцинаций здесь часто называются «голоса» мелких животных или игрушек и что типичная тема – чудовища,  возрастом, как бред, так и галлюцинации становятся все более сложными и детализированными. Еще одной особенностью шизофрении у детей является то, что часто больной ребенок имеет один или более из следующих признаков: припадки, неспособность к учебе, некоторая задержка умственного развития, неврологические проблемы, гиперактивность или другие поведенческие аномалии. В попытке решить проблему классификации детской шизофрении Американская психиатрическая ассоциация вычеркнула «детскую шизофрению» из официального списка и предложила вместо нее использовать понятие шизофрения с началом в детском возрастеили глубокое умственное расстройство, восходящее к детскому возрасту,то есть всеобъемлющий термин для всех трудноопределимых детских психических расстройств [6, с.82].

Полагают, что на заболевание детской шизофренией влияют причины генетического характера, хотя их значение по сравнению с другими возможными причинами не совсем ясно. Известно, что больные дети отличаются некоторыми аномалиями психики, а из медицинских карт беременных женщин следует, что у матерей психически больных детей во время беременности и родов было больше осложнений. Тот факт, что детская шизофрения является заболеванием головного мозга, доказывается также данными электроэнцефалографии и изображениями увеличенных желудочков мозга, полученными методом магнитно-резонансного исследования.

Существует несколько форм шизофрении у детей. А.И. Селецкийвыделяет следующие формышизофрении [2]:

 Кататоническая форма - это форма шизофрении, которая характеризуется увеличивающейся замкнутостью, отрешенностью от окружающих людей и  действительности. При кататонической форме наблюдаются депрессии, но чаще всего при ней можно обнаружить кататоническое возбуждение, переходящее в ступор, сильное напряжение мышц, застывание ребенка в различных причудливых позах, неподвижность, негативизм и отказ от пищи и речевого контакта.

   Кататоническая форма  шизофрении часто проявляется  в остром виде, обычно на фоне  нормального до этого развития  психики. Больной ребенок находится  в состоянии то полной обездвиженности, то резкого двигательного возбуждения  с импульсивными и агрессивными  поступками. Сначала у ребенка  появляются стереотипные движения, отмечаются однообразные манипуляции  с игрушками и другими предметами, размахивание руками. Потом наступает  застывание в однообразных позах, ребенок может забиваться в угол, не реагировать на окружающих и не отвечать на их вопросы. Для этого состояния характерны неоднократные чередования ступора с застывшими позами и возбуждения, прерываемые продолжительными ремиссиями, причем эти переходы совершаются внезапно для окружающих. В случаях острого течения болезнь ограничивается несколькими приступами ступора и возбуждения и наступает выздоровление. При хроническом течении шизофрении у больного нарастают явления вялости и заторможенности с редкими продолжительными ремиссиями, наступают выраженные изменения психики в виде аффективного опустошения и нарастающего слабоумия. Таким образом, при данной форме шизофрении характерны как длительные ремиссии, так и полное выздоровление.

Гебефреническая форма шизофрении- характеризуется медленным течением шизофрении, наблюдается в старшем школьном и юношеском возрасте. Заболевание начинается постепенно, с появления жалоб на рассеянность, острую головную боль и бессонницу. После начала таких жалоб могут пройти месяцы и даже годы, поэтому окружающие больного люди часто не могут установить время начала болезни. Ведущим признаком заболевания является дурашливость с немотивированным весельем и двигательным возбуждением. Постоянными симптомами этой формы болезни являются нелепая веселость с манерностью, черты дурашливости, одни и те же нелепые выходки, склонность гримасничать и кривляться. При этой форме также наблюдаются галлюцинации и бредовые идеи, которые обычно носят отрывочный и изменчивый характер, и придуманы с целью повеселить собеседника. В одних случаях изменения психики неглубокие, трудоспособность больного сохраняется, но является чрезвычайно пониженной. В большинстве случаев исходом болезни является слабоумие с характерной дурашливостью. По мнению И.В. Случевского, неблагоприятный прогноз этой формы шизофрении объясняется ее возникновением в детско-юношеском возрасте, вследствие чего клетки коры больших полушарий головного мозга легко погибают.[4, с.199]

Информация о работе Гипотезы и теории возникновения шизофрении