Глубинная психология Карла Густава Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:58, доклад

Краткое описание

Концепция швейцарского врача и психолога К.Г. Юнга, пожалуй, наиболее полный способ понимания основ и законов развития психики человека.
Идеи К.Г. Юнга охватывают огромную область, начиная от самых простых, ежедневных проявлений комплексов до тонкого восприятия и трактовки бессознательных процессов, происходящих в глубинах внутрипсихического мира.
Знание и понимание концепции К.Г. Юнга является хорошей основой, картой для ориентации во внутреннем мире.

Вложенные файлы: 1 файл

УЛЬЧЕВА С КАРТИНКАМИ.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ Карла Густава Юнга

Концепция швейцарского врача и психолога К.Г. Юнга, пожалуй, наиболее полный способ понимания основ  и законов развития психики человека.

Идеи К.Г. Юнга охватывают огромную область, начиная от самых  простых, ежедневных проявлений комплексов до тонкого восприятия и трактовки  бессознательных процессов, происходящих в глубинах внутрипсихического мира.

ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ ЮНГИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:

  • Психика человека способна к саморегуляции и стремиться к целостности.
  • Путь развития каждого человека уникален и зависит от качества взаимодействия эго-сознания и бессознательного, от способности человека понимать язык символов.
  • Бессознательное, кроме личных содержаний, накопленных из личного опыта, содержит опыт поколений, влияющий на поведение, мышление и сознательные выборы человека, подобно тому, как инстинкты управляют поведением животных. Свободным в своём выборе человека делает хорошо развитое сознание.
  • Основная задача человеческой жизни - это путь индивидуации, раскрытия своего глубинного Я.

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ

Знание и понимание  концепции К.Г. Юнга является хорошей  основой, картой для ориентации во внутреннем мире. Это возможность точно определять возникающие трудности и их природу, а также намечать пути их решения.

Психолог или терапевт, разделяющий юнгианский взгляд на развитие человека, поможет клиенту решать очередную жизненную задачу, а  не устранять внешние симптомы. Это  делает достигнутые результаты устойчивыми, а изменения стабильными.

Как личный стиль жизни, юнгианский взгляд на природу и задачи человека позволит наиболее полно пройти путь индивидуации, раскрыть и реализовать  своё глубинное Я.

РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ ПО ЮНГУ

Развитие  личности по Юнгу включает в себя два основных этапа, разделённых кризисом середины жизни.

На каждом этапе человек  сталкивается с необходимостью решать базовые задачи роста. И пока предыдущая задача не решена, дальнейшее развитие останавливается или происходит искаженно. Человек, который отказывается от какой-то задачи в попытке перескочить трудность, позднее сталкивается с бОльшими трудностями.

ЗАДАЧИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ЖИЗНИ

 

Задача первого этапа - социальная реализованность. Для этого  необходим рост сознания и становление эго - сознательного центра личности. На этом пути неизбежна частичная потеря индивидуальности в угоду социальным требованиям. Восстановление утраченной индивидуальности также является одной из задач первого этапа.

Человек стремится стать  взрослой, самостоятельной личностью. Во внешнем мире это проявляется как обретение финансовой независимости, получение профессии, социального признания и создание прочных, стабильных отношений.

Во внутреннем мире происходит поиск и становление собственного, автономного от родителей Я, обретение эмоциональной стабильности, интеграция детского травматического опыта и избавление от влияния комплексов.

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ

 

Когда время первого  этапа позади, даже в случае успешной социальной реализованности, из самых  глубин психики появляется логически необъяснимая неудовлетворённость жизнью. Подступает кризис середины жизни. Задача этого кризиса - "разочаровать" человека в его достижениях, расшевелить и снова настроить на поиск себя. В отличие от первой половины жизни, где поиск сосредоточен на успешном и социально адаптированном Я, здесь требованием бессознательного императива является поиск и реализация истинного, глубинного Я.

Этот кризис проявляется  как потеря смысла и может выражаться фразами "Ну заработаю я ещё  несколько десятков тысяч... ну получу я очередное повышение...". Для людей творческих профессий наступает кризис творчества.

Естественной реакцией человека, его социального эго-сознания в этот момент является желание избавиться от переживания кризиса, заглушить  голос души и Самости и вернуться в стабильность первой половины жизни. Для этого есть несколько стандартных способов. Одни продолжают ставить и решать устаревшие на этом этапе задачи социальной реализации с удвоенной силой. Другие заглушают неприятное состояние алкоголем. Третьи хватаются за "молодёжные" увлечения и стиль жизни. Всё это позволяет отвлечь себя от неприятных переживаний.

И только немногие люди, обладающие достаточно развитым сознанием, волей и внутренней силой переживают этот кризис как важнейший трансформирующий этап своей жизни.

Такие люди как будто  интуитивно чувствуют свою несостоятельность  в роли гусеницы и, проходя через  темноту и ужас распада старой структуры личности, открывают своё глубинное Я, реализуют свою истинную форму бабочки.

От глубины соприкосновения с этим кризисом, от того, насколько человек сможет погрузиться в глубины собственной психики, зависит насколько хорошо будет летать появившаяся на свет бабочка, насколько удастся человеку реализовать своё истинное Я...

ВОЗМОЖНОСТИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ЖИЗНИ

 

Итак, задача второй половины жизни - это реализация своего глубинного Я, того индивидуального жизненного смысла, который был заложен изначально и, возможно, приоткрылся для сознания на этапе кризиса.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

На сегодняшний  день исследования К. Г. Юнга в области проявлений бессознательного являются самыми полными и исчерпывающими. З. Фрейд открыл и описал бессознательное, а К. Г. Юнг, следуя по этому пути, обнаружил в бессознательном не только инстинкты, влечения и личный опыт, но и огромный пласт, управляющий жизнью и выборами человека, хранилище опыта поколений, который он назвал коллективным бессознательным.

ФУНКЦИИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГо

Бессознательное мышление является древнейшей формой работы мозга  и с тех пор за ним сохранились  функции регуляции и поддержания целостности. В настоящее время основная функция бессознательного - это уравновешивание односторонних установок сознания, дополнение сознательных представлений о себе и о мире до целостной картины, хранение всего материала, который является неприемлемым или слишком сложным для сознания.

Так, если человек сознательно  признаёт в себе только доброту и  отзывчивость и не может никому отказать, то бессознательно свою злость и желание  отказать он проживает как отказ  от себя, зло отрицая (и не замечая этого) собственные желания и жизненные цели.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ  БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

Мы не можем наблюдать  проявления бессознательного непосредственно, потому что язык бессознательного радикально отличается от знаковой системы сознания. Но наше сознание реагирует на проявления бессознательного и эти реакции можно легко заметить.

Большая группа реакций  относится к личным бессознательным  комплексам. Так, наше раздражение действиями другого человека говорит о том, что в бессознательном активен  аналогичный комплекс. Это не всегда проявляется прямо, например, если человек всегда говорит только правду и раздражается, когда его обманывают, то бывает сложно обнаружить в чём он сам - обманщик. Возможно, он обманывает себя в том, что считает свои неприятные другому слова - правдой, а не способом контролировать состояние собеседника. Обычно такие "правдивые" люди лезут со своей правдой, даже когда у них ни чего не спрашивают. Так проявляется их собственный бессознательный комплекс, руководя поведением и оттесняя сознание.

Отношение сознания к  бессознательному хорошо прослеживается в снах. Эго сна, то есть сам сновидец, может бороться с какими-то персонажами, символизирующими бессознательные  энергии психики, может убегать  от них, а может сотрудничать, заключать  в тюрьму, командовать или подчиняться. Серия снов обычно отражает динамику перетекания энергии во внутреннем мире и отношение эго-сознания к этим процессам.

ВЛИЯНИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО НА ВЫБОРЫ И ЦЕЛИ СОЗНАНИЯ

 

Люди склонны считать, что их жизненные выборы совершаются сознательно. Выбирая место работы или учёбы, друзей, увлечения, стиль жизни, человек уверен в том, что это его сознательный выбор и может чётко назвать критерии своего выбора. Обычно, это то, что интересно, к чему "душа лежит", полезно или выгодно. Однако, мало кто сможет ответить на вопрос почему он выбирает именно то, что интересно, к примеру, а не то, что выгодно, или почему интересно именно это, а не что-то другое.

Таким образом, к каждому  сознательному решению добавляется  бессознательная мотивация. И пока человек не осознаёт её влияние, он будет вынужден тратить очень много сил на реализацию бессознательной цели.

Например, молодой человек решает пойти в спортзал. Сознательная часть  цели - это красивое тело, физическая сила, уверенность в себе и возможность нравиться девушкам. То есть укрепление сознательного представления о себе, как о сильном, ловком и неотразимом. И если представления начинают сильно отличаться от реальности (не такой уж и сильный, далеко не всем девушкам нравлюсь), то возможны две реакции сознания:

- отрицание неприятной информации  о себе и тогда первоначальная  цель "забывается" и человек  решает, что не нужны ему девушки, "с парнями в зале интереснее, чем с этими дурами"

- удвоенные усилия  в спортзале с объяснением  "ещё мало занимался, а позже  всё наладится"

Парадокс в том, что  любой из этих выборов ведёт к  возможности осознавания двух сторон личности - как ловкой и нравящейся, так и неуклюжей (возможно не в  физическом плане, а в смысле общения). И только расширенное представление о себе позволит реально изменить ситуацию, накачивая не только мышцы, но и способности к эмоциональному общению.

Так или иначе, но бессознательное заставляет человека двигаться к большей целостности, подкидывая интересные ситуации. И у сознания есть выбор - довольствоваться упрощёнными объяснениями своих действий и иллюзией управления либо осознавать и понимать внутрипсихические процессы и своё скромное место в них.

БАЛАНС МЕЖДУ  СОЗНАНИЕМ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

 

Многие люди заняты поиском  внутренней гармонии, ищут ответ на вопрос "Как жить в ладу с самим  собой?" Проблема в том, что невозможно достичь гармонии раз и навсегда. Психика не статична, это динамический процесс, она постоянно развивается. Единственный путь поддержания внутреннего равновесия - это хороший контакт между сознанием и бессознательным. В этом случае бессознательное берёт на себя работу, связанную с разрешением неизбежных внутренних конфликтов, возникающих всякий раз, когда мы делаем сознательный шаг вперёд.

В такой ситуации личностный рост перестаёт быть выматывающей борьбой  с проблемами и становиться увлекательным  путешествием, открывающим новые  возможности.

ЮНГИАНСКАЯ  АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Юнгианский  анализ - это совместное путешествие двух людей: клиента и психолога. Основной целью юнгианского анализа является поиск и устранение психологических проблем, тормозящих раскрытие потенциала личности.

Каждый человек на своём жизненном пути сталкивается с трудными ситуациями, когда найти  хороший выход представляется проблематичным. Ситуации повторяются, и человек как бы застревает на своём жизненном пути. Задача юнгианского психолога помочь клиенту увидеть внутреннюю причину ситуации и, при желании, изменить себя.

Исследуя процессы, происходящие во внутреннем мире, К.Г. Юнг заметил, что психика человека способна к саморегуляции. Это проявляется в первую очередь в том, что бессознательное стремиться уравновесить слишком категоричные и односторонние сознательные убеждения. Так неуверенный в себе человек фантазирует о героических поступках, человек, заставляющий себя идти к цели, сталкивается с противоположной тенденцией - ленью и нежеланием. Усиление сознательной установки вызывает только усиление внутренней борьбы и конфликта. Единственный выход в такой ситуации - это прислушаться к требованиям бессознательного, и двигаться вперёд, соблюдая изначально заложенную в психике гармонию.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ПСИХОЛОГУ - ЮНГИАНЦУ

 

Очень часто человек  не выбирает специалиста по направлению. Попав к юнгианскому психологу случайно, некоторые бывают разочарованы тем, что специалист не стремиться избавить клиента от симптома, исправить трудную ситуацию клиента, дать совет.

Такие люди хотят видеть в лице психолога эксперта или  спасателя, возможно, потому что ещё не готовы расстаться со своей детской, зависимой позицией. Но большинство людей искренне радуются человеческому равенству позиций с психологом и возможности самостоятельных открытий.

При осознанном выборе специалиста - юнгианца, человек, обращаясь с  конкретной жизненной проблемой, уже не ждёт быстрого избавления от симптома и готов к трудному, но увлекательному путешествию в глубины собственной психики.

К моменту обращения  к специалисту такой человек  уже прошел некоторую часть пути своего становления, во многом состоялся как личность и теперь готов двигаться дальше в паре со специалистом - проводником, у кого данная часть пути уже пройдена.

ПРОБЛЕМЫ  И ЗАПРОСЫ, ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ЮНГИАНСКОГО  АНАЛИЗА

Информация о работе Глубинная психология Карла Густава Юнга