Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:20, реферат
Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. Эмоция гнева сыграла, безусловно, важную роль в преодолении некоторых из этих препятствий, она имела важное значение для выживания человека как вида. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите. Подавление эмоции гнева является неоправданным и неразумным. Гнев - это часть человеческой натуры. Разумеется, человек должен уметь контролировать свой гнев, но в то же время он должен иметь возможность использовать его для своего блага и блага близких ему людей.
Введение
Глава 1. Психологическая природа гнева
1.1. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в зарубежной психологии. Теории агрессивности.
1.2. Проблема проявления агрессивности у детей в доподростковый и подростковый периоды в отечественной психологии. Теории агрессивности.
1.3. Виды гнева
1.4. Методы изучения гнева
1.5. Работа психолога по борьбе с гневом
1.6. Особенности гнева на разных этапах онтогенеза
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления гнева.
Глава 3. Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать нее назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий.
«Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как, например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость»,– пишет Д. Майерс.
Глава 2. Экспериментальное изучение проявления гнева.
Программа исследования:
1. Актуальность
2. Цель исследования: изучить особенности проявления гнева у людей разного возраста.
3. Объект исследования: гнев в разном возрасте, индивидуальные формы проявления гнева.
4. Предмет исследования: причины, особенности проявления гнева, способы профилактики и преодоления гнева.
5. Гипотеза исследования: гипотеза - изучение особенностей проявления гнева позволит: выделить основные факторы агрессивности, раскрыть варианты проявления агрессивности и разработать рекомендации по профилактике агрессивности.
6.Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме и определить сущность основных понятий «гнев», «агрессия», «агрессивность».
2. Рассмотреть типологию агрессивного поведения.
3. Изучить специфику
развития агрессивного
4. Разработать рекомендации по профилактике детской агрессивности.
7. Методы исследования
1. Тест руки Вагнера
2. Опросник Басса-Дарки
3. Диагностика враждебности по шкале Кука-Медлей
4. Тест “Уровень агрессивности ребенка”
8. Испытуемые, их характеристика.
Испытуемый: Шавырин Максим
Пол: мужской.
Возраст: 20 лет.
Образование: студент 3 курса, инженер.
Дата обследования: 16 октября 2012 года.
Испытуемый: Липатов Михаил
Пол: мужской
Возраст: 19 лет
Образование: студент 2 курса, экономист
Дата обследования: 17 октября 2012
Испытуемая: Медведева Анастасия
Пол: женский
Возраст: 30 лет
Образование: окончила университет, бухгалтер
Дата обследования: 19 октября 2012
Испытуемый: Верещагин Максим
Пол: мужской
Возраст: 9 лет
Образование: ученик 3 класса
Дата обследования: 20 октября 2012
Глава 3. Анализ результатов исследования
Долгое время в психологии сохранялся взгляд, в соответствии с которым категории гнева и агрессии не были разделены и иногда употреблялись как синонимы, без четкой операционализации.
Термином «гнев» в психологии обычно обозначают эмоциональное состояние, характеризующееся различной интенсивностью — от легкого раздражения до ярости. Понятие «гнев» используется для описания эмоционального состояния, носящего внутриличностный характер. Гнев в современных исследованиях рассматривается по-разному: в рамках триады «враждебность—гнев — агрессия», в дихотомии «гнев как черта характера — гнев как состояние».
Учитывая роль когнитивной
переработки в возникновении
гнева и его связь с
Проведенный К. Изардом анализ гнева как одной из базовых эмоций позволил ему выделить следующие его причины: ограничение или прерывание целенаправленной активности, неприятная стимуляция, пребывание в заблуждении или переживание несправедливой обиды, а также негодование от несоответствия поведения окружающих собственным нравственным идеалам. Он рассматривает гнев как эмоцию, отвечающую целям адаптации, взаимодействующую с такими чувствами, как отвращение и презрение. Гнев мобилизует энергию, и его наличие может быть оправдано, если рассматривать его как соответствующую защиту от самонадеянности.
Подход Р. Лазаруса к
гневу является гораздо более
полным, чем других теоретиков эмоций,
и представлен в его
Вопросом первоочередной
важности для человека, по Р. Лазарусу,
является сохранность его
С позиции Р. Лазаруса,
гнев включает такую оценку ситуации,
которая предполагает, что лучшее
разрешение ситуации нападения —
атака. Более того, если человек ожидает,
что нападение обеспечит
Р. Лазарус утверждает, что часто возникает запрет на гнев, особенно в тех случаях, когда за его выражением может последовать сильное возмездие. Он считает, что проявленный гнев может быть как полезным, так и опасным, но неконтролируемый гнев является в равной степени непродуктивным и вредным для физического здоровья.
Наиболее полно рассмотрел гнев и агрессию Дж. Эверилл, который рассматривает гнев как антисоциальное, негативное и очень распространенное явление. Он утверждает, что на межличностном уровне рассмотрение проблемы гнева предполагает включение факта нарушения социально принятых норм поведения и наличие цели отомстить или, по крайней мере, наказать совершившего это. Обычно биологические факторы характеризуются недостатком или отсутствием контроля над гневом. Цель общества — попытаться создать правила для переживания и проявления гнева в соответствии с максимизацией его пользы и минимизацией потерь.
Дж.Эверилл утверждает, что гнев— распространенное явление, а его основная мишень—друг, знакомый или любимый человек. Очень редко мишенью становится незнакомый или вызывающий неприязнь знакомый человек. Цель гнева — изменить те условия, которые к нему привели. Причиной гнева могут стать неоправданные действия или случай, которого можно избежать. Интерпретация внешнего воздействия и внутреннего состояния осуществляются индивидом на основе социальных норм и ролей, актуальных в данной ситуации. Эмоции представляют собой возможности многообразных действий, адекватных социальному контексту, выражающих оценку индивидом значения актуальной для него ситуации. Однако одной из особенностей ролевого поведения, включенного в эмоциональную экспрессию, выступает возможность ломки общепринятых норм рационального поведения. Таким образом, переживание сильных эмоций позволяет индивиду снимать с себя ответственность за действия, совершенные в таком «неконтролируемом» состоянии, то есть переживание эмоции позволяет индивиду уходить от нежелательной социальной нормы, например при гневе или агрессии.
Проблема гнева
Дезорганизующая функция эмоций проявляется в нарушении целесообразности и социальной опосредованности поведения индивида. Недостаточное внимание вопросам гнева связано с тем, что он является эмоцией, ориентированной на преодоление, и переживается при столкновении с препятствиями, мешающими осуществлению посильной человеку деятельности.
Были изучены особенности проявления гнева у людей в разном возрасте. В ходе исследования было установлено, что у каждого их испытуемых индивидуальная форма проявления гнева или его отсутствие.
В случае выявления агрессивности у детей, проводится следующая профилактика агрессии в трех направлениях:
1. Работа с гневом.
Обучение агрессивных детей
2. Навыкам распознавания
и контроля, умению владеть собой
в ситуациях, провоцирующих
3. Формирование способности
к эмпатии, доверию,
Игры для снятия агрессии.
Работа с гневом.
«Обзывалки».
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты, .... солнышко!”». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
«Два барана».
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
«Ноги топают».
Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.
«Рубка дров».
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившеюся агрессивную энергию и «истратить ее во время игры.
Скажите следующие: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть “Ха!”».
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.
Обучение навыкам
«Зайчики»
Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.
Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!