Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..…..2
1 Неголосовая невербальная
коммуникация.........................................................2
1.1Особенности………….…..............................................................................…2
1.2Функции невербальных
сообщений…………………………………….....…3
1.3Социальное и психологическое значение
мимики ………………….…...…6
1.4 Выражение лица (мимика)…………………………………………….…......7
1.5 Позы и жесты ………………………………….…………..............................9
1.6 Межличностное пространство …………………………..............................11
1.7 Невербальные сообщения,
передаваемые с помощью глаз …………........15
1.8 Роль рукопожатия.................... …………………………..............................16
1.9 Интонация, мимика
и жесты в распознавании лжи…………..……….......17
1.10 Позы и жесты, по которым
распознаётся состояние собеседника …......19
1.11 Межнациональные различия невербальной
коммуникации…………....12
Выводы
2 Голосовая невербальная коммуникация.
Интонация...........................26
2.2 Роль Интонации в
функциональных стилях................................................28
2.2.1Публицистический стиль.............................................................................29
2.2.2Научный стиль..............................................................................................30
2.2 .3.Официально-деловой стиль.......................................................................30
2.2.4Художественный стиль................................................................................30
2.2.5Разговорный стиль........................................................................................31
Выводы
Заключение……………………………………………………………………….…31
Список литературы…………………………………………………………………32
Введение
Данная работа направлена на изучение
связи вербальных и невербальных средств
общения- двух компонентов коммуникации
- одного из основных видов деятельности
человека в повседневной жизни. В ней рассмотрены
взаимосвязи аспектов общения, зависимость
их от тех или иных факторов, их различия
по разным признакам, а так же сходства
и универсальность.
Общение, будучи сложным социально-психологическим
процессом взаимопонимания между людьми,
осуществляется по следующим основным
каналам: вербальному и невербальному.
Исследования показывают, что в ежедневном
акте коммуникации человека слова составляют
- 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие
- 53%. Невербальные средства общения изучают
следующие науки:
1. Кинестетика изучает внешние
проявления человеческих чувств
и эмоций; мимика - движение мышц
лица; жестика - жестовые движения
отдельных частей тела; пантомимика
- моторику всего тела: позы, осанку,
поклоны, походку.
2.Такесика - прикосновение в ситуации
общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания,
поглаживания, отталкивания и пр.
3. Проксемика - расположение людей
в пространстве при общении.
4. Физиогномика - учение о выражении
характера человека в чертах
лица и формах тела.
5. Просодика - ритмико-интонационное
оформление речи [Поваляева 2004: 87].
Неголосовая невербальная
коммуникация
Особенности
Первая выделенная особенность невербальных
сообщений - их ситуативность: тон голоса
указывает на нынешнее состояние говорящего
и его отношение к предмету разговора,
но не может сообщить о его переживаниях
на прошлой неделе; люди по-разному будут
стучать в дверь в зависимости от их эмоционального
состояния и от того, в чью дверь они стучат.
Вторая особенность невербальных сообщений
- их синтетичность. Экспрессивное поведение
трудно разложить на отдельные единицы.
Непроизвольность, спонтанность
многих невербальных действий - еще одна
их особенность. Даже если люди пытаются
скрыть свои намерения или эмоции, у большинства
они заявят о себе через ускользающие
из-под контроля «экспрессивные привычки»
или «микровыраженияв мимики или жестикуляции
[Экман 2004: 61].
Большинство невербальных знаков
люди начинают усваивать с детства путем
наблюдения, копирования, подражания.
Невербальные средства общения, в целом,
универсальны. Однако, в некоторых аспектах
существуют различия в поведении людей
разных культур, возрастов, а так же в соответствии
с гендерными различиями [ Ганина 2006: З].
Функции невербальных
сообщений
Функцией невербальных сообщений
является обмен информацией. С
помощью невербальных сообщений
можно получить следующую
информацию:
Во-первых, это информация о
личности собеседника или
коммуникатора [Андреева 2001:
54].Она включает сведения о: темпераменте;
эмоциональном состоянии в данной ситуации;
самооценке; личностных свойствах и качествах;
коммуникативной компетентности , то,
как он вступает в межличностный контакт,
поддерживает его и выходит из него; социальном
статусе; принадлежности к определенной
группе или субкультуре.
Во-вторых, это информация об
отношении участников коммуникации
друг к другу, которая включает
сведения о: предполагаемом уровне общения
(социальная и эмоциональная близость
или отдаленность);
характере отношений (доминирование
— зависимость, расположение— нерасположение);
динамике взаимоотношений (стремление
поддерживать общение, прекратить его,
желание «выяснить отношения» и т. д.).
В-третьих, это информация об
отношении участников коммуникации к
самой ситуации. Она располагает сведениями
о включенности в данную ситуацию (спокойствие,
заинтересованность) или стремлении выйти
из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).
Невербальная и вербальная
коммуникация, сопутствуя друг другу,
находятся в сложном взаимодействии [
Добрович 2001: 67].
Существуют функции, которые
невербальные сообщения выполняют при
взаимодействии невербального сообщения
с вербальными. Это функции:
дополнения (включает в себя
дублирование и усиление) вербальных сообщений;
опровержения вербальных сообщений;
замещения вербальных сообщений;
регулирования разговора.
Функция дополнения невербальных
сообщений делает речь более выразительной,
уточняют и проясняют ее содержание. Если
вы пожимаете руку собеседника двумя руками
в тот момент, когда говорите ему, что очень
рады встрече, такой жест служит дополнением
к вашему речевому сообщению. Речь точнее
понимается и лучше запоминается, если
она подкрепляется жестами. Например,
в магазине человек сопровождает просьбу
продать два одинаковых вида товара жестом
(показывает два пальца). Невербальные
знаки могут использоваться для усиления
наиболее важных моментов речи. Так, привлечь
внимание слушателя можно, повышая громкость
голоса, делая перед словами паузы или
жестикулируя определенным образом (например,
поднятый вверх указательный палец— знак
«это важно).
Опровержение означает, что
невербальное сообщение противоречит
вербальному, если на вопрос
«Вам интересно?» собеседник демонстрирует
замешательство, отводит глаза
в сторону, виновато улыбается и при этом
говорит; «В общем-то, да», чем
дает усомниться в правдивости его ответа.
Именно потому, что невербальное поведение
в значительной степени спонтанно, меньше
контролируется сознанием, оно может опровергать
сказанное. Даже если свою первую реакцию
человек контролирует, подлинное состояние
обнаружится спустя примерно 4-5 секунд.
Улыбка или выражение удивления, которые
длятся дольше этого времени, могут указывать
на обман. Вот почему полезно наблюдать
за соответствием между речевыми и неречевыми
посланиями.
Замещение означает использование
невербального сообщения вместо вербального.
Например, в шумной аудитории вы жестами
сообщаете находящемуся вдали от вас коллеге,
что нужно выйти поговорить. Во время дискуссии
ведущий может без слов, с помощью взгляда
и поворота головы и тела, предложить кому-то
из участников выступить.
Регулирование означает использование
невербальных знаков для
координации взаимодействия
между людьми. При этом часто используются
описанные выше знаки, замещающие слова,
поворот головы в сторону того, кто должен
выступать; тон голоса, сообщающий о завершении
фразы; прикосновение к кому-то, выражающее
желание о чем-то спросить, одобрительные
или неодобрительные возгласы в адрес
выступающего. Эти и
многие другие знаки регулируют
течение коммуникации.
Таким образом, невербальные
сообщения - необходимая
составляющая межличностной
коммуникации. Они являются индикаторами
эмоциональных состояний и показателями
многообразных отношений человека к окружающему
миру. В любой, даже сугубо официальной
и деловой ситуации присутствует и активно
ее формирует невербально выраженное
отношение субъекта общения к самой ситуации,
к партнеру и к
себе самому [Куницына 2003: 68].
Социальное и психологическое
значение мимики
Задолго до того, как дети начинают
произносить отдельные слова, выражения
их лиц передают сообщения, которые являются
решающими для контакта матери и ребенка.
Выражения лиц говорят нам о том, что дети
радостны или печальны, сердиты или испуганы,
удивлены или смущены. Если мы не сможем
«прочитать» то, что «написано» у ребенка
на лице, мы не сможем понять его наиболее
важные сообщения, не сможем почувствовать
его симпатию или продемонстрировать
свою.
В литературе о роли мимики
в социальном развитии ребенка существует
ряд подробных обзоров.
Многочисленные исследования
показали, что человеческое лицо
явление экстраординарных социальных
стимулов. Перечисление некоторых наиболее
важных факторов проиллюстрирует значимость
лица в межличностных отношениях.
К трехнедельному возрасту
младенцы начинают отвечать на взгляд
внимательно смотрящего на них человека.
Новорожденный предпочитает лицо или
его схематическое изображение любому
другому' стимулу, а более естественное
изображение лица зрительно фиксируется
ребенком в течение большего времени.
Лицо в сравнении с некоторыми другими
стимулами (фотографиями детского рожка,
медведя, шахматной доски, мишени) привлекает
большее внимание и ведет к некоторому
двигательному успокоению, включая снижение
сердечного ритма у шестимесячных младенцев
[Атватер 2001: 89].
Другие исследования указывают,
что предпочтение лица как стимула изменяется
в зависимости от возраста и ряда других
факторов.
Некоторая противоречивость
в фактах относительно роли лица как зрительного
стимула, несомненно, результат сложностей
измерения. С одной стороны, трудно выделить
один какой-нибудь определенный показатель
зрительного поведения младенца. Проблематично,
что лучше измерять, продолжительность
первого взгляда, частоту взглядов, общее
время рассматривания или комбинацию
этих показателей с различными психофизиологическими
измерениями. Тем не менее, уже на основе
имеющихся данных можно сделать вывод,
что человеческое лицо — мощный стимул
социального развития [там же: 97].
По мере взросления детей мимические
выражения эмоций облегчают им развитие
навыков игры со сверстниками и организацию
взаимоотношений, характеризующих их
социальную жизнь. Начиная с подросткового
возраста, привязанность направляется
больше на сверстников, чем на родителей,
и может относиться также к группам (таким,
как школа, колледж, коллеги по работе
и т. д.).
Гипотеза о том, что привязанность
возникает на основе эмоциональной коммуникации
с помощью зрительных, оральных и кожных
ощущений, противоположна точкам зрения
теоретиков социального изучения и классического
психоанализа, которые рассматривают
привязанность как функцию удовлетворения
матерью "первичных" потребностей
младенца. Однако младенцы не проявляют
привязанности к другим объектам (например,
к детскому рожку), связанным с удовлетворением
потребностей, и такие объекты не вызывают
ни улыбки, ни речевых звуков, ни повышения
внимания. Исследования показали, что
субъект, осуществляющий уход за ребенком,
не обязательно является объектом сильнейшей
привязанности. Есть данные о важности
зрительного и слухового ощущений (дистантных
рецепторов) в социальной привязанности.
Роль этих сенсорных модальностей в восприятии
признаков выражения эмоции очевидна.
Объяснить же их важность с точки зрения
редукции влечения или нормы социального
научения довольно трудно.
Было обнаружено также, что
эмоционально-коммуникативные характеристики
основываются большей частью на выразительных
реакциях, морфология которых определена
эволюционно-генетическими процессами.
Выражение лица (мимика)
Выражение лица - главный показатель
чувств. Легче всего
распознаются положительные
эмоции — счастье, любовь и удивление.
Трудно воспринимаются, как
правило, отрицательные эмоции печаль,
гнев
и отвращение. Обычно эмоции
ассоциируются с мимикой следующим
образом:
Удивление — поднятые брови,
широко открытые глаза, опущенные
вниз кончики губ, приоткрытый
рот;
Страх — приподнятые и сведенные
над переносицей брови, широко
открытые глаза, уголки губ
опущены и несколько отведены назад, губы
растянуты в стороны, рот может
быть открыт;
Гнев — брови опущены вниз,
морщины на лбу изогнуты, глаза
прищурены, зубы сомкнуты, зубы
сжаты;
Отвращение — брови опущены,
нос сморщен, нижняя губа выпячена
или приподнята и сомкнута с
верхней губой;
Печаль — брови сведены, глаза
потухшие; часто уголки губ слегка
опущены;
Счастье — глаза спокойные,
уголки губ приподняты и обычно
отведены назад.
Художникам и фотографам давно
известно, что лицо человека
асимметрично, в результате
чего левая и правая стороны нашего лица
могут
отражать эмоции по-разному.
Недавние исследования объясняют это
тем, что
левая и правая стороны лица
находятся под контролем различных полушарий
мозга. Левое полушарие контролирует
речь и интеллектуальную
деятельность, правое управляет
эмоциями, воображением и сенсорной
деятельностью. Связи управления
перекрещиваются так, что работа