Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:04, контрольная работа
Главной производительной силой общества является трудовые ресурсы – носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов. Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население – лица преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе: мужчины от 16 до 59 лет, и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов первой и второй группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии.
1 Понятие занятости и занятого населения…………………………………. 3
2 Нормативная база………………………………………………………….. 6
3 Государственная служба занятости населения и её основные…………. 8
функции
Список использованных источников
Содержание
1 Понятие занятости и
занятого населения………………………………
2 Нормативная база……………………………………
3 Государственная служба
занятости населения и её
функции
Список использованных источников………………………………………..
12
1 Понятие занятости и занятого населения
Главной производительной силой общества является трудовые ресурсы – носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов. Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население – лица преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе: мужчины от 16 до 59 лет, и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов первой и второй группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии.
Одной из характеристик населения, как производителя материальных благ является его трудовой потенциал. Он включает в себя совокупность различных факторов, определяющих трудоспособность.
Если рассматривать занятость населения, как одну из сторон производственных отношений, то с точки зрения экономической литературы, понятия «использование рабочей силы» и «занятость» в ней отождествляются.
Использование рабочей силы – уровень занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом; распределение трудоспособного населения между отраслями, сферами народного хозяйства и по территории страны; эффективность использования рабочей силы непосредственно на производстве.
Занятость выражает одну из сторон производственных отношений, показывая, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
С позиции закона занятым населением считаются следующие категории трудоспособных граждан:
В зависимости от уровня использования рабочей силы различают полную, рациональную, эффективную, социально-эффективную и потенциальную занятость.
В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная.
В обеспечении занятости населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции.
К числу органов общей
компетенции относятся
Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.
Правовой статус службы занятости
закреплен в ст. 15 Закона «О занятости
населения в РФ» и в Положении
о Департаменте Федеральной государственной
службы занятости, где закреплены цели
и задачи, основные направления деятельности
и права Департамента. Что касается
городских и районных центров
занятости населения, то они имеют
статус государственных учреждений,
организационно-методическое руководство
деятельностью которых
2 Нормативная база
Российское законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных актов, в которую входят:
1. Статья 37 Конституции РФ
1993 г., предусматривающая, что труд
свободен. Каждый имеет право
свободно распоряжаться своими
способностями к труду,
2. Закон РФ от 19.04.1991 «О
занятости населения в РФ»,
закрепивший понятие занятости
и категории занятого
Нельзя не заметить, что
вопросы осуществления контроля
за соблюдением законодательства о
занятости населения и
3. Указы Президента РФ:
- «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 05.06.1992 № 554;
- «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» от 02.07.1992 № 723;
- «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993 № 394 и ряд других.
4. Постановления Правительства РФ:
- «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.1993 № 99;
- «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.1995 № 224;
- № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458;
- № 875 «Об организации общественных работ» от 14.07.1997 № В75 и др.
5. Нормативные акты, принятые
Министерством труда и
6. Нормативная часть социально-
3 Государственная служба
занятости населения и её
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Основная задача проводимой
высшими органами власти России социальной
политики - максимальное поддержание
уровня жизни населения и усиление
мер по социальной защите граждан, остающихся
без работы. Для ее выполнения разработана
Государственная программа
В рамках этой программы
в 1991 году и была создана
Государственная служба
Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных на базе своих учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками финансирования учебных центров являются средства, привлекаемые из республиканских и местных бюджетов, а также из государственного фонда занятости.
Деятельность учебных
центров служб занятости
Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие задачи:
Государственная система службы занятости имеет три уровня подчиненности:
I уровень — федеральная служба занятости;
II уровень — региональные организации службы занятости;
III уровень — местные
организации службы занятости,
в том числе городские,
Общими функциями служб занятости всех уровней являются:
Для федеральной службы частными являются функции:
Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.
На сегодняшний день один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда является то, что: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Информация о работе Государственная служба занятости населения и её основные функции