Государственная служба занятости населения и её основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Главной производительной силой общества является трудовые ресурсы – носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов. Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население – лица преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе: мужчины от 16 до 59 лет, и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов первой и второй группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии.

Содержание

1 Понятие занятости и занятого населения…………………………………. 3
2 Нормативная база………………………………………………………….. 6
3 Государственная служба занятости населения и её основные…………. 8
функции
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по Управл.персоналом.docx

— 27.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1 Понятие занятости и  занятого населения…………………………………. 3

2 Нормативная база………………………………………………………….. 6

3 Государственная служба  занятости населения и её основные…………. 8

   функции 

Список использованных источников……………………………………….. 12 

1 Понятие занятости и  занятого населения

 

Главной производительной силой общества является трудовые ресурсы – носители отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов. Основной контингент трудовых ресурсов составляет трудоспособное население – лица преимущественно в трудоспособном возрасте, способные к участию в трудовом процессе: мужчины от 16 до 59 лет, и женщины от 16 до 54 лет, за исключением неработающих инвалидов первой и второй группы и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии.

Одной из характеристик населения, как производителя материальных благ является его трудовой потенциал. Он включает в себя совокупность различных факторов, определяющих трудоспособность.

Если рассматривать занятость  населения, как одну из сторон производственных отношений, то с точки зрения экономической  литературы, понятия «использование рабочей силы» и «занятость»  в ней отождествляются.

Использование рабочей  силы – уровень занятости трудоспособного населения общественно полезным трудом; распределение трудоспособного населения между отраслями, сферами народного хозяйства и по территории страны; эффективность использования рабочей силы непосредственно на производстве.         

Занятость выражает одну из сторон производственных отношений, показывая, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

С позиции закона занятым  населением считаются следующие  категории  трудоспособных граждан:

  1. Работающие по найму, то есть выполняющие работу за вознаграждение  в течение полного месяца, неполного рабочего дня.
  2. Имеющие оплачиваемую работу, но временно на ней отсутствующие.
  3. Самостоятельно обеспечивающие себя работай ( фермеры, ИЧП).
  4. Население, которое проходит  службу в армии.
  5. Обучающиеся на очных отделениях учебных заведений.
  6. Выполняющий работу по гражданско-правовым договорам.
  7. Избранные, назначенные, утвержденные на оплачиваемую  должность лица.

В зависимости от уровня  использования рабочей  силы различают  полную, рациональную, эффективную, социально-эффективную  и потенциальную занятость.

В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в РФ», занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более  того, незанятость граждан не может  служить основанием для привлечения  их к административной и иной ответственности.

Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как  занятость незаконная или нелегальная.

В обеспечении занятости  населения участвуют органы двух видов: органы общей и специальной  компетенции.

К числу органов общей  компетенции относятся федеральные  органы государственной власти и  управления (в том числе Министерство труда и социального развития РФ), органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы.

Специальными органами, занимающимися  вопросами трудоустройства и  занятости населения являются Федеральная  государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству.

Правовой статус службы занятости  закреплен в ст. 15 Закона «О занятости  населения в РФ» и в Положении  о Департаменте Федеральной государственной  службы занятости, где закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права Департамента. Что касается городских и районных центров  занятости населения, то они имеют  статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство  деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ.

 

 

2 Нормативная база

 

Российское законодательство о занятости в настоящее время  представляет собой целостную систему  нормативных актов, в которую  входят:

1. Статья 37 Конституции РФ 1993 г., предусматривающая, что труд  свободен. Каждый имеет право  свободно распоряжаться своими  способностями к труду, выбирать  род деятельности и профессию.  Принудительный труд запрещен. Каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности  и гигиены, на вознаграждение  за труд без какой бы то  ни было дискриминации и не  ниже установленного федеральным  законом минимального размера  оплаты труда, а также право  на защиту от безработицы.

2. Закон РФ от 19.04.1991 «О  занятости населения в РФ»,  закрепивший понятие занятости  и категории занятого населения,  права граждан и гарантии государства  в области занятости, основы  организации и регулирования  занятости, участие в этом процессе  работодателей и иных субъектов,  а также ряд иных положений  в сфере обеспечения занятости  населения в нашей стране.

Нельзя не заметить, что  вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о  занятости населения и привлечения  к ответственности за нарушение  установленных им правил не имеют  достаточной правовой регламентации. В связи с чем нарушение  прав и свобод граждан в области  занятости и трудоустройства  зачастую проходит незамеченным для  правонарушителей.

3. Указы Президента РФ:

- «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 05.06.1992 № 554;

- «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» от 02.07.1992 № 723;

- «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993 № 394 и ряд других.

4. Постановления Правительства  РФ:

- «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения» от 05.02.1993 № 99;

- «Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности» от 07.03.1995 № 224;

- № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 № 458;

- № 875 «Об организации общественных работ» от 14.07.1997 № В75 и др.

5. Нормативные акты, принятые  Министерством труда и социального  развития РФ, Федеральной государственной  службой занятости населения  РФ, иными министерствами и ведомствами.

6. Нормативная часть социально-партнерских  соглашений и коллективных договоров,  предусматривающая нормы по обеспечению  занятости, а также ряд дополнительных (по сравнению с законодательством)  льгот для отдельных категорий  граждан в данной сфере.

 

3 Государственная служба  занятости населения и её основные  функции

 

Осуществляемый в России в настоящее время переход  к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения, в которой отображены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

  В рамках этой программы  в 1991 году и была создана  Государственная служба занятости  населения. В настоящее время в стране действуют Федеральная служба занятости (ФСЗ), 89 региональных организаций ФСЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.

Службы занятости организуют обучение и переобучение безработных  на базе своих учебных центров, которые  бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование. Источниками  финансирования учебных центров  являются средства, привлекаемые из республиканских  и местных бюджетов, а также  из государственного фонда занятости.

Деятельность учебных  центров служб занятости строится на основе следующих принципов:

  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.

Основными принципами в работе службы занятости являются: децентрализация; гибкость и мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой занятости  поставлены следующие задачи:

  • учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  • информирование о возможностях трудоустройства;
  • содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  • сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  • организация общественных работ;
  • организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  • оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  • регистрация безработных;
  • выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  • оформление досрочного выхода на пенсию;
  • разработка программ занятости;
  • мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система  службы занятости имеет три уровня подчиненности:

I уровень — федеральная  служба занятости;

II уровень — региональные  организации службы занятости;

III уровень — местные  организации службы занятости,  в том числе городские, районные  организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.

Общими функциями служб  занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров.

  Для федеральной службы частными являются функции:

  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.

Для местных организаций  службы занятости частными являются функции, связанные с работой  непосредственно с гражданами: регистрация  безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор  курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально  незащищенным слоям населения. Предусматриваются  специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации  военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству  подростков, организации профессионального  консультирования различных групп  населения, включая школьников, участию  в решении региональных проблем  рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство  лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

На сегодняшний день один из новых принципов, определяющих правила  поведения гражданина и государства  на рынке труда является то, что: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам  обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Информация о работе Государственная служба занятости населения и её основные функции