Групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление взаимосвязи конфликтности с групповой сплоченностью воспитателей ДОУ «Рябинушка». Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:
1. дать обзор научной литературы о понятиях: «малая социальная группа», «групповая сплоченность», «лидерство», «межличностные отношения», «конфликтность», сформировав тем самым теоретическую базу исследования;
2. рассмотреть существующие методы психологических исследований и определить этапы нашего исследования;
3. провести исследование роли конфликтности в групповой сплоченности воспитателей ДО «Рябинушка».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ 5
Понятие «малой группы» и характер межличностных
отношений в группах 5
1.2. Понятие «групповой сплоченности», основные подходы
к пониманию «групповой сплоченности 10
1.3. Понятие «лидерства» и «руководства» в социальных группах 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РЯБИНУШКА» И РОЛИ КОНФЛИКТНОСТИ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 17
2.1. Определение метода и этапов исследования 17
2.2. Проведение исследования, анализ результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 – ответы исследуемых (18 бланков)
Приложение 2 – социометрическая матрица
Приложение 3 – социограмма
Приложение 4 – шкала «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» (ксерокопии)

Вложенные файлы: 1 файл

Групповая сплоченность воспитателей ДОУРябинушка и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по предмету: Социальная психология

 

 

 

на тему:

 

«Групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

3-го курса, з/о

Лазарева О.Г.

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Нерюнгри, 2011г.

 

С О Д Е Р Ж А Н И  Е

 

 

ВВЕДЕНИЕ          3  1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ

СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ        5 

    1. Понятие «малой группы» и характер межличностных

отношений в группах         5

1.2.   Понятие «групповой сплоченности», основные подходы

к пониманию «групповой сплоченности      10 

1.3. Понятие «лидерства» и «руководства» в социальных группах 13

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РЯБИНУШКА»  И  РОЛИ КОНФЛИКТНОСТИ  ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ   17

2.1. Определение метода  и этапов исследования    17

2.2. Проведение исследования, анализ результатов    20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          23       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        26

Приложение 1 – ответы исследуемых  (18 бланков)

Приложение 2 – социометрическая матрица

Приложение 3 – социограмма

Приложение 4 – шкала «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» (ксерокопии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Необходимым условием всякой совместной деятельности является общение, которое представляет сбой   процесс  установления и развития контакта между  людьми, обмена информацией,  восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.  Социальное взаимодействие, являясь характерной чертой человеческой жизнедеятельности, подразумевает межличностные контакты, при которых двое и более людей осуществляют какие-либо совместные действия.

Данная курсовая работа посвящена исследованию групповой сплоченности и роли конфликтности в межличностных взаимоотношениях воспитателей ДОУ «Рябинушка».

Тема курсовой работы – «Групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях».

Актуальность  темы заключается в том, что данное исследование находится в русле актуальной современной психологической проблематики, связанной с изучением групповой сплоченности, и определяется необходимостью исследования взаимосвязи конфликтности индивида с его  взаимоотношениями в группе.

Несмотря на то, что  предпринимались неоднократные  попытки исследовать проблему групповой сплоченности, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки.

Объектом исследования является выборка из коллектива воспитателей ДОУ «Рябинушка» в количестве 9-ти человек, предметом – групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности выбранных респондентов в их взаимоотношениях.

Исследовав научную  литературу о межличностных взаимоотношениях в малых социальных группах, мы выдвинули  следующую гипотезу: групповая сплоченность коллектива  напрямую зависит от умения членов группы находить правильный выход из конфликтной ситуации.

Научная новизна заключается в том, что для исследования групповой сплоченности в качестве материала исследования нами избрана малая социальная группа воспитателей детского дошкольного учреждения.

Целью курсовой работы является выявление взаимосвязи конфликтности с групповой сплоченностью воспитателей ДОУ «Рябинушка».   Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:

  1. дать обзор научной литературы о понятиях: «малая социальная группа», «групповая сплоченность», «лидерство», «межличностные отношения», «конфликтность», сформировав тем самым теоретическую базу исследования;
  2. рассмотреть существующие методы психологических исследований  и определить этапы нашего исследования;
  3. провести исследование роли конфликтности в групповой сплоченности воспитателей ДО «Рябинушка».

Материалом исследования являются письменные ответы респондентов.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что она, вводя в научный оборот фактический материал, вносит определенный вклад в разработку проблемы групповой сплоченности и влиянии на нее конфликтности индивида.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что, полученные в ходе исследования, данные о взаимосвязи конфликтности  и групповой сплоченности можно использовать для последующего, углубленного изучения влияния психо-эмоциональных факторов на межличностные отношения воспитателей ДОУ «Рябинушка», на психологический климат в данном коллективе, а также для проведения сравнительного анализа с другими малыми социальными группами.

1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ

 

 

1.1.Понятие «малой группы» и характер межличностных

отношений в группах

 

 

Выполняя различные  социальные функции, человек является  членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые  влияния.  Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако далеко не всякую совокупность индивидов можно назвать группой.

Так, Г.М. Андреева трактует группу, как «определенную систему  деятельности, заданную ее местом в  общественном разделении труда, а потому выступающей субъектом определенного вида деятельности, через которую включена во всю систему общественных отношений». 1

При этом, Г.М. Андреева  разделяет группы на условные и реальные.  Реальные, в свою очередь, - на лабораторные и естественные. Естественные – на большие (стихийные и устойчивые) и малые (становящиеся и развитые).  

Одним из  важных факторов, определяющих свойства группы, является их размер. Обнаружен ряд зависимостей между размером групп и поведением их членов. Особое внимание исследователи уделяют малым группам.

Малая (или контактная) группа – это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих  друг с другом для достижения общих  целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности. К большим  (или дистантным) группам относят совокупности индивидов, насчитывающих от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Самым общим образом социальную группу А.Л. Свеницкий определяет как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.2

Любая группа имеет ту или иную структуру – определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. В  числе основных факторов, влияющих на эту структуру, - цели группы, однородность (или наоборот), разнородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов, степень, в которой принадлежность к группе удовлетворяет потребности ее членов, величина группы.

Значимый аспект групповой структуры  – коммуникация между членами  группы. Та или иная конфигурация каналов коммуникаций, связывающая членов группы, называется коммуникационной сетью.

Г. Ливит предложил  четыре типа коммуникационных сетей: а) «штурвал», б) тип «Y», в) «цепь», г) «груг». 

По М. Шоу три типа коммуникационных сетей: а) «штурвал», б) «круг», в) «разрез».

Выделяя типы коммуникационных сетей, Г.Ливит, отметил, что  удовлетворенность  каждого индивида обусловлена его  местом в коммуникационной сети. Те, которые занимают центральные позиции, будут более удовлетворены своей  деятельностью, чем находящиеся на периферии. Он объяснил это тем, что индивидуумы, находящиеся в центральных позициях имеют большую возможность сопоставления информации, которая к ним поступает, а также выбора членов группы, с которыми они могут вступать в контакт. Индивиды, занимающие периферические позиции, ограничены в этих возможностях.3

Межличностные отношения, функционирующие в группах охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга, 2) межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого).

Симпатия - это эмоциональная  положительная установка на субъекта взаимодействия. Взаимная симпатия создает  целостное внутригрупповое состояние удовлетворения.

Притяжение, являясь одной  из составляющих межличностной привлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе с другим конкретным человеком. Притяжение часто сопряжено  с переживаемой симпатией (эмоциональный компонент взаимодействия). Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга.

Межличностное притяжение/отталкивание, симпатии/антипатии можно рассматривать  как условие и результат совместимости/несовместимости двух лиц в определенных условиях взаимодействия Характер межличностного взаимодействия определяется типом ситуации и личностными особенностями его участников. Ситуации сотрудничества и соперничества предполагают разный характер действий и поведения человека в целом.

Устойчивость взаимоотношений  определяется не только совпадением  ценностных ориентации и других социальных и социально-психологических параметров, но и определенной координацией поведенческих  актов более элементарного уровня (стереотипов поведения, характера, темперамента и т.п.). Темп, ритм, точность выполнения каждого поведенческого акта, направленного не только на выполнение предметных задач, но и на взаимодействии людей, всегда имеет значение для успешного функционирования как официальных, так и неофициальных групп.   Направленность субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интровертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения.    

Наиболее важными параметрами  взаимопонимания людей являются адекватность и идентификация. Адекватность - это точность отражения одной личностью другой. Идентификация представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человеку другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных отношений завершается определением сходства/различия между двумя личностями в сознании каждой из них в отдельности.

Существуют четыре уровня совместимости: психофизиологический, психологический, социально-психологический  и социологический. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологический уровень включает взаимодействие характеров, мотивов и стереотипов поведения. Социально-психологический предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий. На социологическом уровне важно совпадение (или сходство) интересов, ценностных ориентации.          Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми людей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и самоуправления. В противоположность совместимости, конфликтность является следствием несовместимости друг с другом двух одновременно возникших побуждений действовать. Несовместимость побуждений возникает, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. Взаимоисключение является основным показателем конфликта или несовместимости. 

Под конфликтом обычно понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций  в мотивах, отношениях, действиях  и поведении личностей, групп  и т.п. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут являться движущей силой развития личности и группы.            Психологическая несовместимость проявляется как неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности.       Сработанность - это согласованность в работе между ее участниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. В этом случае взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью.           Признаками различия совместимости и срабатываемости являются: 1) характер условий взаимодействия (связанных с удовлетворением партнерами потребности в общении или с решением производственных задач); 2) относительная значимость параметров успешности совместной деятельности и субъективной удовлетворенности партнеров; 3) степень эмоционалъно-энергетических затрат лиц, решающих общие задачи (затраты фиксируются на физиологическом уровне).         Если совместимость характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах (субъективная удовлетворенность - главный компонент совместимости), то срабатывемость определяется в первую очередь эффективностью деятельности.

Информация о работе Групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях