Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 08:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление взаимосвязи конфликтности с групповой сплоченностью воспитателей ДОУ «Рябинушка». Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:
1. дать обзор научной литературы о понятиях: «малая социальная группа», «групповая сплоченность», «лидерство», «межличностные отношения», «конфликтность», сформировав тем самым теоретическую базу исследования;
2. рассмотреть существующие методы психологических исследований и определить этапы нашего исследования;
3. провести исследование роли конфликтности в групповой сплоченности воспитателей ДО «Рябинушка».
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ 5
Понятие «малой группы» и характер межличностных
отношений в группах 5
1.2. Понятие «групповой сплоченности», основные подходы
к пониманию «групповой сплоченности 10
1.3. Понятие «лидерства» и «руководства» в социальных группах 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РЯБИНУШКА» И РОЛИ КОНФЛИКТНОСТИ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 17
2.1. Определение метода и этапов исследования 17
2.2. Проведение исследования, анализ результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 – ответы исследуемых (18 бланков)
Приложение 2 – социометрическая матрица
Приложение 3 – социограмма
Приложение 4 – шкала «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» (ксерокопии)
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»
Курсовая работа
по предмету: Социальная психология
на тему:
«Групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях»
Выполнила: студентка
3-го курса, з/о
Лазарева О.Г.
Проверил:
г.Нерюнгри, 2011г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МАЛОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ 5
отношений в группах 5
1.2. Понятие «групповой сплоченности», основные подходы
к пониманию «групповой сплоченности 10
1.3. Понятие «лидерства» и «руководства» в социальных группах 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «РЯБИНУШКА» И РОЛИ КОНФЛИКТНОСТИ ИХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 17
2.1. Определение метода и этапов исследования 17
2.2. Проведение исследования, анализ результатов 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 – ответы исследуемых (18 бланков)
Приложение 2 – социометрическая матрица
Приложение 3 – социограмма
Приложение 4 – шкала «соперничество», «сотрудничество», «компромисс», «избежание», «приспособление» (ксерокопии)
ВВЕДЕНИЕ
Необходимым условием всякой совместной деятельности является общение, которое представляет сбой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия. Социальное взаимодействие, являясь характерной чертой человеческой жизнедеятельности, подразумевает межличностные контакты, при которых двое и более людей осуществляют какие-либо совместные действия.
Данная курсовая работа посвящена исследованию групповой сплоченности и роли конфликтности в межличностных взаимоотношениях воспитателей ДОУ «Рябинушка».
Тема курсовой работы – «Групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности в их межличностных взаимоотношениях».
Актуальность темы заключается в том, что данное исследование находится в русле актуальной современной психологической проблематики, связанной с изучением групповой сплоченности, и определяется необходимостью исследования взаимосвязи конфликтности индивида с его взаимоотношениями в группе.
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные попытки исследовать проблему групповой сплоченности, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки.
Объектом исследования является выборка из коллектива воспитателей ДОУ «Рябинушка» в количестве 9-ти человек, предметом – групповая сплоченность воспитателей ДОУ «Рябинушка» и роль конфликтности выбранных респондентов в их взаимоотношениях.
Исследовав научную
литературу о межличностных
Научная новизна заключается в том, что для исследования групповой сплоченности в качестве материала исследования нами избрана малая социальная группа воспитателей детского дошкольного учреждения.
Целью курсовой работы является выявление взаимосвязи конфликтности с групповой сплоченностью воспитателей ДОУ «Рябинушка». Поставленная цель определила необходимость решения ряда конкретных задач:
Материалом исследования являются письменные ответы респондентов.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что она, вводя в научный оборот фактический материал, вносит определенный вклад в разработку проблемы групповой сплоченности и влиянии на нее конфликтности индивида.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что, полученные в ходе исследования, данные о взаимосвязи конфликтности и групповой сплоченности можно использовать для последующего, углубленного изучения влияния психо-эмоциональных факторов на межличностные отношения воспитателей ДОУ «Рябинушка», на психологический климат в данном коллективе, а также для проведения сравнительного анализа с другими малыми социальными группами.
1. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
В МАЛОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ
1.1.Понятие «малой группы» и характер межличностных
отношений в группах
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.
Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако далеко не всякую совокупность индивидов можно назвать группой.
Так, Г.М. Андреева трактует группу, как «определенную систему деятельности, заданную ее местом в общественном разделении труда, а потому выступающей субъектом определенного вида деятельности, через которую включена во всю систему общественных отношений». 1
При этом, Г.М. Андреева разделяет группы на условные и реальные. Реальные, в свою очередь, - на лабораторные и естественные. Естественные – на большие (стихийные и устойчивые) и малые (становящиеся и развитые).
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является их размер. Обнаружен ряд зависимостей между размером групп и поведением их членов. Особое внимание исследователи уделяют малым группам.
Малая (или контактная)
группа – это совокупность индивидов,
непосредственно
Любая группа имеет ту или иную структуру – определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. В числе основных факторов, влияющих на эту структуру, - цели группы, однородность (или наоборот), разнородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов, степень, в которой принадлежность к группе удовлетворяет потребности ее членов, величина группы.
Значимый аспект групповой структуры – коммуникация между членами группы. Та или иная конфигурация каналов коммуникаций, связывающая членов группы, называется коммуникационной сетью.
Г. Ливит предложил четыре типа коммуникационных сетей: а) «штурвал», б) тип «Y», в) «цепь», г) «груг».
По М. Шоу три типа коммуникационных сетей: а) «штурвал», б) «круг», в) «разрез».
Выделяя типы коммуникационных
сетей, Г.Ливит, отметил, что удовлетворенность
каждого индивида обусловлена его
местом в коммуникационной сети. Те,
которые занимают центральные позиции,
будут более удовлетворены
Межличностные отношения, функционирующие в группах охватывают значительный круг явлений, но все они могут быть квалифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятия и понимания людьми друг друга, 2) межличностной привлекательности (притяжение и симпатия), 3) взаимовлияния и поведения (в частности, ролевого).
Симпатия - это эмоциональная положительная установка на субъекта взаимодействия. Взаимная симпатия создает целостное внутригрупповое состояние удовлетворения.
Притяжение, являясь одной
из составляющих межличностной
Межличностное притяжение/отталкивание,
симпатии/антипатии можно
Устойчивость взаимоотношений
определяется не только совпадением
ценностных ориентации и других социальных
и социально-психологических
Наиболее важными параметрами взаимопонимания людей являются адекватность и идентификация. Адекватность - это точность отражения одной личностью другой. Идентификация представляет собой внутреннее отождествление, уподобление человеку другому лицу (или объекту). Идентификация в случае межличностных отношений завершается определением сходства/различия между двумя личностями в сознании каждой из них в отдельности.
Существуют четыре уровня совместимости: психофизиологический, психологический, социально-психологический и социологический. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологический уровень включает взаимодействие характеров, мотивов и стереотипов поведения. Социально-психологический предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий. На социологическом уровне важно совпадение (или сходство) интересов, ценностных ориентации. Учитывая эти факторы, можно считать совместимыми людей, которые ситуативно неделимы в смысле внутреннего единства и самоуправления. В противоположность совместимости, конфликтность является следствием несовместимости друг с другом двух одновременно возникших побуждений действовать. Несовместимость побуждений возникает, когда два побуждения вступают в противоречие, исключая друг друга. Взаимоисключение является основным показателем конфликта или несовместимости.
Под конфликтом обычно понимают столкновение различных как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и т.п. Конфликты неизбежны и необходимы, так как могут являться движущей силой развития личности и группы. Психологическая несовместимость проявляется как неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные и приобретенные свойства личности. Сработанность - это согласованность в работе между ее участниками. Согласованность здесь понимается как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. В этом случае взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. Признаками различия совместимости и срабатываемости являются: 1) характер условий взаимодействия (связанных с удовлетворением партнерами потребности в общении или с решением производственных задач); 2) относительная значимость параметров успешности совместной деятельности и субъективной удовлетворенности партнеров; 3) степень эмоционалъно-энергетических затрат лиц, решающих общие задачи (затраты фиксируются на физиологическом уровне). Если совместимость характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных (выше среднего) эмоционально-энергетических затратах (субъективная удовлетворенность - главный компонент совместимости), то срабатывемость определяется в первую очередь эффективностью деятельности.