Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:12, курсовая работа
Гуманистическая психология как направление научной психологии, сформировала собственную концепцию личности и ее развития, выступив как альтернативное учениям психологическим школам середины XX века, а прежде всего бихевиоризму и психоанализу. США были центром этого направления и во главе него стояли такие лидеры как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Мэй и другие. Гуманистическая психология видела неполноценность других психологических направлений, то, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие признаки личности, как ее целостность, единство и неповторимость.
Гуманистическая парадигма альтернативно противостоит преобразующей или формирующей парадигме. Причём на всех этапах своего развития. Обращение к личностно-смысловой основе человека, к внутренним источникам деятельности сознания, к его определяющему бытие значению на этапе философского обоснования выступает как оппозиция идеалистической традиции (от Фихте и Шопенгауэра до Дильтея и Гуссерля) традиции материалистической (от Фейербаха и Маркса до Дюринга и Геккеля). Идеализм изначально гуманистичен, поскольку определяет приоритет создаваемых и воплощаемых человеком-личностью идеалов (смыслов) над бытием. Идеализм постоянно «работает» с собственно человеческими проблемами – сознания, существования, смысла, цели жизни, ценностей, которые материализм отклоняет как мнимые, ориентируясь на уважение к естественным наукам, технике, человеческому рассудку.
1 Роджерс как основатель групп встреч // Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1982.