Гуманистическая психология М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 14:01, реферат

Краткое описание

Цель работы – изучить гуманистическую психологию М. Монтессори
Задачами работы являются:
Рассмотрение принципов педагогической системы Монтессори;
Рассмотрение основ гуманистической психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Гуманистическая психология М. Монтессори.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных  воспитательных систем. Все они ориентированы  на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой.

Методика Монтессори заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное – по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому – со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами.

Теория Монтессори, возможно, могла обрести в России вторую родину, но этому не способствовали ни политические, ни социально-экономические  условия послереволюционного периода. Наследие Монтессори было незаслуженно предано забвению. Семь десятилетий не издавались в России ее работы.

Цель  работы – изучить гуманистическую психологию М. Монтессори

Задачами работы являются:

  1. Рассмотрение принципов педагогической системы Монтессори;
  2. Рассмотрение основ гуманистической психологии.

 

1. Суть концепции М. Монтессори

 

Развитием психики  и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе  занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме.

Идеи, на которых  она строила свою систему воспитания детей и их развития, просты и известны. В теории И. Г. Песталоцци, в школах Л. Н. Толстого они уже применялись: свобода, знания (наука), любовь.

Со временем в эти три понятия люди вложили  иной смысл, и они стали вызывать недоверие. Но именно эти понятия  явились основой той системы  воспитания, которая могла сотворить чудо. Принуждение в воспитательных и образовательных учреждениях недопустимо. Ребенок, как считала Монтессори, растет сам. Можно росту помешать, задержать его или заглушить. Принуждение задерживает развитие, тормозит эти процессы и дает возможность проявиться нежелательным воспитателю состояниям: агрессии, злобе, истерикам. Если человек рождается с присущими только ему особенностями и свойствами личности, то воспитатели и родители должны их развивать, а не ломать. М. Монтессори полагала, что к индивидуальности ребенка, к особенностям его характера следует относиться с «величайшей бережливостью». Ребенок, по ее мнению, растет не потому, что он питается, не потому, что он дышит, не потому, что находится в подходящих эргономических условиях, — он растет потому, что в нем проявляется присущая ему жизнь. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы «разбудить дремлющую иногда в нем жизнь и направить ее, давая ей свободу самой развивать свои индивидуальные стороны».

Самовоспитание, по Монтессори, — ключ к развитию индивидуальности ребенка.

Самостоятельность и независимость дают ребенку  свободу. Педагог должен помочь слабым детям прокладывать свой неповторимый путь к самостоятельности как  условию выживания в дальнейшей жизни. Т. Л. Сухотина перечисляет виды помощи слабым детям: помочь учиться ходить без помощи, бегать, поднимать уроненные вещи, одеваться и раздеваться, мыться, подниматься и спускаться по лестнице, говорить ясно...

Первый этап в работе с детьми, как имеющими недостаточный уровень развития психики, так и здоровыми, заключается в развитии всех органов чувств с самого раннего детства. Сильнее всего органы чувств у детей развиваются с трех до семи лет. Обычная методика преподавания в образовательных учреждениях состоит в следующем: «Мы ... говорим сначала об интересующем нас предмете, — пишет М. Монтессори, —и когда ученик понял, мы пытаемся заставить исполнить работу в связи с этим предметом. И хотя ученик и понял мысль, он все же испытывает огромные трудности в исполнении требуемой от него работы, так как в воспитании отсутствует фактор первой важности — совершенство ощущений».

Но для развития органов чувств, по методике М. Монтессори, необходимо было найти те виды деятельности, которые ребенок бы выбрал сам, добровольно  участвуя в них по своему внутреннему побуждению. Толчком к этому побуждению в школах Монтессори служил специальный дидактический материал, различные игры и занятия, способствующие саморазвитию детей. Педагоги в школах М. Монтессори в основном наблюдали за детьми, осторожно направляя их саморазвитие и вместе с тем свято охраняя индивидуальность каждого ребенка.

Воспитатели, как  и родители, пытаются сами за ребенка  выполнять некоторые виды деятельности. Они ему зашнуровывают ботинки, собираясь на прогулку, завязывают шарф, выливают тазик с водой, в котором малыш играл с игрушками, тем самым лишая его возможности взять урок из жизни самостоятельно.

Вопросу дисциплины М. Монтессори уделяла особое внимание. Для воспитания дисциплины необходимо, по ее мнению, ясное представление о добре и зле. Поэтому следует «дисциплинировать ребенка к работе, к деятельности, к добру, но не дисциплинировать его к неподвижности, к пассивности, к подчинению».

М. Монтессори —  сторонница совместного воспитания и обучения мальчиков и девочек. Ее «Детский дом» создан по типу: «Детский сад и школа обучения письму, чтению, счету». Главное, в чем видела свою задачу эта выдающаяся женщина, — развить органы восприятия. Ею разработаны около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей.

В развитии и  воспитании детей М. Монтессори ориентировалась  на периоды их повышенной восприимчивости  и чувствительности (сензитивные  периоды). Если их не использовать для  воспитания и обучения ребенка, они  проходят бесследно. Но сензитивные  периоды индивидуальны. Они протекают в разное время у разных детей. Мария Монтессори попыталась выделить примерные границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого из них характеризуется медленным началом, этапом высокой интенсивности и постоянным спадом чувствительности.

В детском садике и в школе основным видом деятельности М. Монтессори считала «свободную работу. Специальных учебных программ у  нее не было. Коллективную форму  обучения — урок она считала второстепенной. Основными характерными чертами  урока, по мнению Марии Монтессори, являются краткость, простота, объективность. Учитель должен говорить как можно меньше, и те слова, которые он произнес, должны быть простыми. Сама личность учителя должна исчезнуть. Дети должны углубиться в тот предмет, на который хочет обратить внимание педагог. Короткий и простой урок служит большей частью объяснением предмета и того употребления, которое ребенок может из него сделать.

М. Монтессори считала, что человек, как животные, растения, создан и действует в соответствии с космическим развитием Вселенной.

Поэтому он должен выполнять свою преобразующую функцию  и осмыслить свою космическую  задачу, вырабатывая вселенское сознание. В тетрадях должны быть только задания, помогающие реализовать потенциальные  возможности, дремлющие в каждом ребенке, создать гармонию жизни человека и природы, а также нормализовать поведение детей.

Многие дети проявляют вспышки гнева, агрессии, зависть, эгоизм, жестокость. Основной причиной такого отклоняющегося поведения  М. Монтессори видит в нехватке пищи для разума. Поэтому предоставление детям в возрасте от 3 до 6 лет свободной работы с материалами, которую малыши выбирают, развивает в них сосредоточенность. Они увлекаются выбранным занятием, не обращая внимания на внешние раздражители. Такая концентрация внимания является, по мнению Монтессори, началом глубоких изменений в ребенке, то есть нормализации поведения. А это значит, что у него постепенно разовьются умения сосредоточиваться, заниматься самостоятельно, проявлять дружелюбие к другим детям, дисциплинированность, готовность помочь.

 

2. Основополагающие принципы  системы М. Монтессори

 

Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику – 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Чтобы понять возможности  педагогики Монтессори для совершенствования  образования детей, необходимо рассмотреть  принципы педагогической системы Марии Монтессори:

1)Антропологический принцип

Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится  ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии.

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

2) Принцип условий свободы развития ребенка

Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной  личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это  желание ребенка обязательно  для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

3) Принцип концентрации внимания

Свободная и самостоятельная  деятельность не возможна без:

  • умения сосредоточенно работать продолжительное время;
  • доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом;
  • слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

«Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», – писала М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».

4) Принцип специально  подготовленной обучающей среды

При создании окружающей обучающей среды обязательно  учитываются физические возможности  ребенка. На легко доступных полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося.

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации  процесса синтеза новых для ребенка  сложных действий из уже известных  элементов, преподнесенных ему в  упражнениях с дидактическим  материалом.

Монтессори  поэтому не учит письму – письмом, чтению – чтением, рисованию – рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитивного периода.

5) Принцип сензитивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре  и предметной логике соответствует  сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделила, например, шесть  основных сензитивных периодов в  развитии детей до шести лет: сензитивный  период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков.

Монтессори  полагала, что в раннем детстве  ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

6) Принцип ограничения и порядка

Нарушение порядка и восстановление его – сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2–3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми. В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем.

7) Принцип особого места педагога в системе образования

Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном  процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной педагогике представлениям, «помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают». Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале. Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

Информация о работе Гуманистическая психология М. Монтессори