Гуманистическая психология и психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 03:04, контрольная работа

Краткое описание

Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в "обществе потребления" сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…..3
Гуманистическая психология как наука…………………………..……..4
Предшественники………………………………………………….….…..6
Создание гуманистической психологии…………………………….…...7
Влияние контркультуры………………………………………………….8
Движение групп встреч…………………………………………………...9
Трансперсональная психология………………………………………….11
Другие аспекты гуманистической психологии………………………....12
Сексулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии………………………………………………………………...13
Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени………………………………………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………..……..17

Вложенные файлы: 1 файл

гуманитар.docx

— 38.61 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет Психологии, педагогики и права

Специальность: Психология

Заочное отделение

 

Контрольная работа

Дисциплина: Гуманистическая психология и психотерапия

 

 

 

 

                                                                            Студентки 3 курса

                                                                         

                                                                            Преподаватель

                                                                            Кандидат психолог. наук

                                                                                                                                       

 

 

                                         

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…..3

  1. Гуманистическая психология как наука…………………………..……..4
  2. Предшественники………………………………………………….….…..6
  3. Создание гуманистической психологии…………………………….…...7
  4. Влияние контркультуры………………………………………………….8
  5. Движение групп встреч…………………………………………………...9
  6. Трансперсональная психология………………………………………….11
  7. Другие аспекты гуманистической психологии………………………....12
  8. Сексулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии………………………………………………………………...13
  9. Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени………………………………………………………………….…14

Заключение…………………………………………………………………….…16

Список литературы………………………………………………………..……..17

 

 

Введение

Гуманистическая психология - не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С.Джурарда, "гуманистическая психология - это цель, а не доктрина". Иначе говоря, это "ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели" (Ф.Северин).

Гуманистическая психология представляет собой не столько научное  направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с  общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского, общества в период после Второй мировой войны. Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в "обществе потребления" сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой.

Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

 

 

 

  1. Гуманистическая психология как наука

Гуманистическая психология — это одновременно общественное движение, зародившееся внутри психологии, и теоретическая перспектива, выдержавшая испытание временем. Оба этих аспекта требуют должного внимания и анализа. В самом понятии гуманистическая психология содержится некое противопоставление научной психологии. В большинстве своих проявлений она отдает приоритет человеческому опыту и наполненной смыслом жизни разумного общества, которое соприкасается с ее воплощениями в произведениях искусства и документальных источниках прошлого и современности. Большинство сторонников этого направления занимались (и занимаются) психотерапией, обеспечивающей привилегированный доступ к человеческому опыту, а гуманистическое движение всегда было тесно связано с прикладной психологией личностного роста и изменения.

Каждое новое направление  в науке определяет свою программу  через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в  том, что они избегали конфронтации с действительностью в том  виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина  личности предстает фрагментарной  и конструируется либо как "система  реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая  была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону  этой пропасти оказался субъект, сведенный  к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предшественники

1920—1930-х гг., в американской  психологии господствовал догматический  бихевиоризм. Сторонники этого  позитивистского направления считали  сознательный опыт человека выходящим  за рамки научного понимания.  В этой неблагоприятной обстановке, в конце 30-х, появилась психология  личности. После знакомства с  подходами к личности представителей  европейской феноменологии и  нарождающегося экзистенциализма  Гордон Оллпорт предложил широкую теоретическую перспективу для изучения зрелого Эго и процессов его развития. Генри Мюррей развил и отстаивал в американской психологии подход к личности, отличающийся выраженной фрейдо-юнгианской ориентацией и уделяющий особое внимание недоступным для сознания глубинам души, чье содержимое могло прорываться на поверхность и в форме творчества, и в форме невроза. Сразу после Второй мировой войны были изданы книги двух др. крупных психологов — Гарднера Мёрфи и Джорджа Келли, в которых излагались их собственные теоретические представления о личности, принципиально расходившиеся с позицией бихевиоризма.

Тем временем все еще господствовавший в американской психологии бихевиоризм, в его утонченной версии Джона  Долларда и Нила Миллера, стремился найти почву для объединения с психоанализа (находившимся тогда на вершине славы) и, по существу, оставался в оппозиции взглядам на личность Оллпорта и Келли, которые отвергали как механистические положения бихевиоризма, так и биологический редукционизм классического психоанализа. Психология личности, оформившаяся после Второй мировой войны в относительно самостоятельное направление, и стала той питательной средой, из которой возникла гуманистическая психология.

 

 

 

3.Создание гуманистической психологии

Конференция, состоявшаяся в 1964 г. в Олд-Сейбруке, штат Коннектикут, дала начало гуманистической психологии как общественному движению в психологии. Активное участие в нем принимали выдающиеся представители психологии личности и других гуманистических дисциплин: Гордон Оллпорт, Генри Мюррей, Гарднер Мёрфи и Джордж Келли из поколения отцов-основателей; Шарлотта Бюлер, представлявшая европейскую традицию исследований, которую позже стали называть «перспективой времени жизни» (или «перспективой жизненного пути»); Жак Барзун и Рене Дюбуа — представители гуманизма в литературе и биологии; а также Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Ролло Мэй, ставшие интеллектуальными лидерами этого движения.

Роджерс, Маслоу и Мэй определили первоначальный характер гуманистической психологии и по сей день остаются ее самыми уважаемыми фигурами. С точки зрения Роджерса, функционирование человека предполагает наличие внутренних тенденций к самоактуализации. Эти тенденции могут блокироваться различными превратностями социализации, однако их можно разблокировать в тех случаях, когда отношение «терапевт—клиент» характеризуется безусловным положительным принятием, правильным эмпатическим пониманием, искренностью и полнотой. Маслоу начал свой путь в психологию с изучения поведения обезьян. Под влиянием идей Курта Гольдштейна Маслоу развил иерархическую модель мотивации человека, согласно которой физиологические потребности должны быть удовлетворены прежде всего и только затем наступает очередь потребностей в безопасности и защите, в принадлежности и любви и в уважении. Кроме того, и Роджерс и Маслоу воспринимали самоактуализацию как эмпирический принцип и как нравственный идеал. Они разделяли романтические воззрения Жан-Жака Руссо, утверждавшего, что человек по своей природе добр, только испорчен обществом, в отличие от гоббсианского взгляда Фрейда, считавшего природу человека противоречивой, с неизбежной примесью зла, и от бихевиористских утверждений в духе Локка о податливости человека средовому программированию.

Находясь под сильным  влиянием теологии культуры Пауля Тиллиха, Мэй привнес в Г. п. европейскую струю экзистенциалистской и феноменологической мысли. Его книги вводили американских психологов в круг идей, берущих начало от Кьеркегора и Хайдеггера, в то время как в более поздних своих работах, рассчитанных на широкий круг читателей, он уделял пристальное внимание трагическим по своей сути сторонам положения человека в мире. За подходом Роджерса, придающим особое значение эмпатическому пониманию субъективного мира конкретного человека, закрепилась слава «феноменологического».

 

 

 

4.Влияние контркультуры

Образование гуманистической психологии как «Третьей силы» практически совпало с возникновением контркультуры «детей цветов» и употребляющих наркотики «хиппи» — феномена 60-х.

В психол. аспекте, контркультура  обладала рядом черт, созвучных идеям гуманистической психологии. Прежде всего, ее отличал индивидуализм: стремление каждого реализовать себя, фактически ни во что не ставя взаимную зависимость и не связывая себя обязательствами перед др. людьми. Была в ней и сентиментальная вера в способность чел. к совершенствованию, сочетающаяся с пренебрежительным отношением к политическим и этическим способам улучшения существующей жизни среди несовершенных созданий, находящихся в противоречии с самими собой и с окружающими. Был в ней и акцент на важности самораскрытия. Люди искали легкой, но поверхностной близости, пытаясь обойти стороной тот труд, к-рый требуется для создания и поддержания заботливых личных отношений. Особая важность придавалась жизни здесь и сейчас, когда прошлое обесценивалось, а будущее не связывалось ни с какими планами, что плохо сочеталось с самоконтролем и обязательствами перед собой и др. людьми. В том же ряду стоял гедонизм, к-рый подразумевается, когда живешь в состоянии здесь и сейчас, с минимальным грузом моральных обязательств. И наконец, иррационализм, проявлявшийся в пренебрежении возможностями науки и рационального решения проблем, в полагании на интуицию, а не на факты, в слепом влечении к оккультизму и в прославлении наркотического «кайфа».

Основатели гуманистической  психологии не стояли на позициях «антинауки». Они скорее стремились выправить уклоны бихевиоризма и психоанализа, чтобы создать психологию, более правдиво отражающую человеческую жизнь и более полезную для ее улучшения.

 

5. Движение групп встреч

Движение групп встреч, которое оказалось в центре внимания гуманистической психологии в 60—70 гг., имело несколько источников. Одним из них была работа Я. Л. Морено, психиатра мессианского толка из Австрии, который до 1920 г. писал о психологических «встречах» и использовал в практике спонтанный театр психодрамы (его термин), который он впоследствии продвигал в Америке в качестве психотерапевтического метода. Другим источником был тренинг сензитивности, созданный Куртом Левином и его учениками. Левин был представителем «теории поля» в психологии. Он, фактически, является создателем современной американской социальной психологии и, кроме того, автором методики практического обучения людей умениям налаживать и поддерживать взаимоотношения — т. н. «самообучающихся групп», в которых психолог исполняет роль не «руководителя», а «фасилитатора» (т. е. человека, оказывающего профессиональную помощь и поддержку членам группы). Тренинг сензитивности стал полноправным направлением, независимым от академической соц. психологии и все более тесно связываемым с индустриально-организационной психологией по мере ее становления. Некоторые аспекты этого направления впитало в себя движение групп встреч. Третьим источником стала гештальт-терапия, представленная в Эсаленском институте ее главным разработчиком Фрицем Перлзом: групповой подход, в котором терапевт играет самую активную роль, используя разнообразные методики (включая разыгрывание ролей), с тем чтобы сосредоточить участников на целостном эмоциональном переживании «здесь и сейчас».

Информация о работе Гуманистическая психология и психотерапия