Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 03:04, контрольная работа
Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в "обществе потребления" сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения - с другой.
Введение………………………………………………………………….…..…..3
Гуманистическая психология как наука…………………………..……..4
Предшественники………………………………………………….….…..6
Создание гуманистической психологии…………………………….…...7
Влияние контркультуры………………………………………………….8
Движение групп встреч…………………………………………………...9
Трансперсональная психология………………………………………….11
Другие аспекты гуманистической психологии………………………....12
Сексулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии………………………………………………………………...13
Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени………………………………………………………………….…14
Заключение…………………………………………………………………….…16
Список литературы………………………………………………………..……..17
В Эсаленском институтете такая «интенсивная работа в группах», оркестрованная в соответствии с принципами гештальта, — обычно в форме «уик-энд марафонов», — сочеталась с методиками телесно-ориентированной терапии в русле идей Вильгельма Райха, некоторыми формами массажа, медитативными техниками и упражнениями из йоги, позаимствованными из восточных религий. Алан Уотте пропагандировал и всячески поддерживал восточную религию в качестве идеологии для психотерапевтов, что предопределило мистическую сторону гуманистического движения.
6.Трансперсональная психология
Границы гуманистической психологии оказались тесными для иррационалистических, мистических тенденций, прорывающихся из контркультуры. Внутри гуманистического движения, не отвергая его, развилась концепция «трансперсональной психологии», которая открыто признавала свое тяготение к суфизму и др. формам мистицизма и сосредоточивалась на гипотетических процессах, связывающих индивидуальные сознания с духовным океаном, с которым они сообщаются, — отголоски идей, высказанных в свое время К. Г. Юнгом. Г. п. как общественное движение реагировала т. о. на недостаток в нашей культуре веры, надежды и милосердия, но этой своей реакцией она ставила себя в положение религии и тем самым теряла контакт с психологией как наукой.
7.Другие аспекты гуманистической психологии
Гуманистическое движение не было целиком поглощено Эсаленом и группами встреч; необходимо отметить и другие его направления, существовавшие в то время. Среди них следует назвать логотерапию Виктора Франкла — религиозно-экзистенциалистскую версию психоанализа (во многом напоминающую подход Ролло Мэя), придающую особое значение человеческой потребности поместить смерть и страдание в некий смысловой контекст, с которым можно жить, причем даже в крайне тяжелом положении. Сюда же относится трактовка Амадео Джорджи феноменологической философии Мерло-Понти: своего рода философская гуманистическая психология, почему-то так и не ставшая элементом «фасада» гуманистического движения. Еще одна мировоззренческая концепция — это интерпретация Дэвидом Бэкеном диалектически связанных принципов действия и общности.
Движение породило собственных критиков. В частности, Ричард Фарсен, в прошлом ученик, сотрудник и единомышленник Карла Роджерса, возражал против бездумного преклонения перед терапевтическим трюкачеством, которое, на его взгляд, разлагало направление. Были также попытки «одомашнить» движение, вернуть его в лоно академической научной психологии, реформируя на ходу саму академическую психологию в гуманистическом направлении. Психологи также пытались преодолеть противоречия между механистической бихевиористской психологией и гуманистической психологией. Однако практическое сближение академической и гуманистической психологии не разрешило вопросов философского характера, лежащих в основе их спора. В лагере бихевиористов Альберт Бандура расширил рамки своей теории социального научения с тем, чтобы она отвечала основным гуманистическим интересам. В результате он создал теорию реципрокного детерминизма, в которой ему удалось учесть самоконтроль и личную инициативу при образовании окружающей среды человека.
8.Секулярный гуманизм: пренебрегаемая версия гуманистической психологии
Гуманистическая психология как общественное движение упорно обходила вниманием магистральный путь психологической мысли, получивший отличные «рекомендательные письма» от европейских гуманистов, а именно психологию «секулярного гуманизма». Концепция секулярного гуманизма лучше всего поддается толкованию в рамках экзистенциалистской традиции гуманистической мысли. Человек, по утверждению Паскаля, — «мыслящий тростник», слабейшее из творений природы, — и потому нуждается в Благодати Божией. В духе противоположной традиции секулярного гуманизма Шекспира и Монтеня Ницше в XIX в. и Сартр в XX в. предложили экзистенциалистские, — если судить по значению, которое эти философы придавали ответственности наделенного самосознанием человека, — концепции мирского, нерелигиозного гуманизма.
Для религиозного экзистенциалиста аутентичная оценка положения человека в мире ведет к неизбежному признанию человеческого бессилия перед лицом жизни и смерти, причем облегчить свое положение люди могут только на пути смирения перед всемогуществом Бога. Для атеистического гуманиста, напротив, надежда на Бога служит признаком регрессии к стадии детской зависимости; человеческое достоинство требует опирающегося на разум признания за людьми способности самостоятельно выбирать способ своего существования в нейтральном по отношению к ним мире. Смысл человека — в его творчестве. Воззрения представителей религиозного и секулярного гуманизма на природу человека невозможно примирить, хотя и те и другие требуют в качестве предварительного условия внимания к трагическим составляющим человеческого существования, полностью игнорируемым господствующим направлением в гуманистической психологии.
9. Задачи, стоящие перед гуманистической психологией нашего времени
Научная психология претерпела значительные изменения с момента основания гуманистического движения как «Третьей силы». Теперь, когда это движение потеряло былую силу и сплоченность — отчасти из-за своих «порочных» связей с контркультурой, а отчасти в ответ на изменившуюся ситуацию в психологии, — возможно, наступило время задаться вопросом: какие особые сферы внимания продолжают оставаться многообещающими с точки зрения гуманистической психологии.
Во-первых, она берет на себя особое обязательство — всегда быть «обращенной окнами» на актуальный человеческий опыт. По мере того как психотерапия становится все более технологичной, а новая когнитивная психология занимается построением блок-схем обработки информации, сохраняется потребность в более пристальном внимании к человеческому опыту при проведении психологических исследований.
Во-вторых, попытка понять рефлексивные аспекты личности конкретного человека представляет собой серьезный вызов. Если рефлексивность личности действительно предполагает, что личность, по существу конституируется под влиянием символически-культурального содержания истолкований человеком самого себя, то нашим теориям личности придется уделять более серьезное внимание историческому и культурному контексту, при условии, что они будут претендовать на статус подлинно научных теорий.
Два развивающихся направления в психологии исследований могут с наибольшей вероятностью унаследовать мантию гуманистической психологии в духе гуманистической науки, который характеризовал поколение ее основателей. Одно связано с возрождением холистического подхода в исследовании личности. Другое — междисциплинарное (в котором психология занимает центральное место) — известно под названием «развитие человека на протяжении всей жизни». Развивая это направление, сторонники «перспективы времени жизни» целенаправленно изучали диалектическое взаимодействие между человеческими жизнями в их социальном контексте и историческом изменении. Изучение развития человека в перспективе жизненного пути также поставило под вопрос ранние допущения о постоянстве психологических особенностей и детерминирующем влиянии раннего детского опыта.
Заключение
Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии сводятся к следующим: а) человек целостен и должен изучаться в его целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Транстенденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Список литературы
1.Азбука социального психолога-практика. Авторы Кондратьев М. Ю., Ильин В. А., ПЕР СЭ, Москва, 2007
2.Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003
3.Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003
4.Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005
5.Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия, Эксмо, Москва, 2005
6.http://psychology.academic.
7. http://www.psychologos.ru
Информация о работе Гуманистическая психология и психотерапия