Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 20:19, реферат

Краткое описание

В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Гуманизация образования – процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Основные идеи гуманно-личностной педагогики…………………........4
Исторические корни гуманной педагогики……………………………...6
Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики………8
О сущности образования в «Школе жизни»…………………………....11
Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ…...13
Заключение…………………………………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Понять это тем более  важно, что именно учитель призван  способствовать становлению школы XXI века: воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

 

 

 

 

 

Ш. А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики

 

Советская педагогика определяла возможность и необходимость  внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций.

Образ "идеальной школы" нарисован  К.Н. Вентцелем в виде "Дома свободного ребенка", В.А. Сухомлинским - в виде "Школы радости", Ш.А. Амонашвили - в виде "Школы жизни".

В развитии детской индивидуальности В.А. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту. В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка.

Как решить эту задачу, показали в 80-х годах учителя-экспериментаторы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов. В отчете о своей творческой встрече они написали: "То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны дать нашим детям новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если способов к принуждению совсем нет, если нельзя рассчитывать на всеобщий интерес к предмету и если мы реалисты, не хотим прятаться от действительности, то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызвать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития".

В широкой среде педагогической и родительской общественности хорошо известны средства, которые эти учителя  применяли для побуждения детей  к учению без принуждения: постановка трудной цели, сотрудничество педагога с детьми в ее достижении, использование опорных сигналов, отказ от практики плохих отметок, качественная оценка результатов работы, представление детям возможности сделать свободный выбор, опережающее обучение, крупноблочная подача учебного материала, отношение к уроку как совместному "произведению" педагога и детей, коллективное творчество, развитие способностей учеников к самоанализу и самооценке, защита каждого ребенка как личности. Эти положения стали исходными для обоснования Ш.А. Амонашвили гуманно-личностного подхода в образовании и путей его практического воплощения в "Школе жизни".

"Школа жизни"  Ш.А. Амонашвили основана на  принципах гуманно-личностной педагогики. Автор выделяет 6 особенностей образовательного процесса.

Первая особенность состоит во внутренней преемственности созидательной деятельности Природы и человека-воспитателя. Природа, по мнению Ш.А. Амонашвили, закладывает в ребенка возможности безграничного развития. Школа берет на себя ответственность продолжить дело природы и сотворить из него благородного человека.

Вторая особенность образовательного процесса в гуманной школе - его целостность, понимаемая как целостность жизни ребенка, устремленного в будущее.

Третья особенность касается урока, который рассматривается как аккумулятор, как ведущая форма жизни детей, а не только их учения. Благополучие жизни ребенка на уроке обеспечивается благодаря сотрудничеству с учителем, другими детьми.

Четвертая особенность педагогического процесса и состоит в том, что сотруднические взаимоотношения учителя с детьми становятся его естественным качеством.

Пятая особенность гуманного педагогического процесса проявляется в развитии у детей способности к оценочной деятельности при одновременном упразднении школьных отметок, что является залогом успехов детей в учении.

Шестая особенность "Школы жизни" - в особой, гуманной миссии учителя в ней. "Очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса есть высшая забота учителя".

Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным  достижением теории и практики гуманистической  педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.

Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.

"Инструментировать  учение как свободно избираемую  учеником деятельность, - пишет Ш.А.  Амонашвили, - это значит:

• во-первых, создавать  наилучшие условия для его  целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;

• во-вторых, управлять  этим процессом в согласии с потребностями  его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка, его интересов. 

Обращение к культурным образцам педагогической практики позволяет сделать некоторые выводы о наиболее существенных чертах гуманистической парадигмы образования. Первая из них состоит в особом ценностном отношении к ребенку и детству как уникальному периоду жизни человека. Затем – признание развития личности (умственного, физического, нравственного, эстетического) главной задачей школы, а становление уникальной индивидуальности ребенка - ее главным результатом.

Что касается педагогических средств, методов и форм организации педагогического процесса, то каждая образовательная система ведет творческий поиск и находит собственное содержание, методы, средства воспитания и обучения. Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество, как учащихся, так и педагогов.

Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации и ее культурное саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в ее адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

Очевидно, что гуманистическая  педагогика устремлена в будущее  человека, утверждая, что все зависит  от его собственных усилий и активности, опирается на силу разума, а не на сферу социального, внешнего по отношению к человеку. Тем самым гуманистическая педагогика утверждает приоритет сознания над бытием. В связи с этим, гуманизация образования, как альтернатива, исключает статичный, безличностный подход к человеку.

Гуманистическое направление  центрировано на человеке, культуре и социуме как взаимосвязанных детерминантах образования, направленного на поддержку процессов индивидуального саморазвития и самоопределения ребенка. Эти особенности гуманистической парадигмы создали предпосылки для возникновения в ее контексте личностно ориентированных cтратегий и моделей образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О сущности образования  в «Школе жизни»

 

Для определения целей  образования «Школы жизни» следует  пояснить содержание базисных понятий - Воспитание и Образование, так как бережное воспитание открывает путь к правильному образованию.

Изначальный смысл слова  Воспитание, по всей вероятности, заключен в синкретности его составных. В  качестве составных выступают «ось» и «питание» - то есть, «воспитание» синкретизирует в себе целостную идею о питании оси. Если исходить из того, что школа есть скалистая лестница для восхождения души и духовности человека, то самое фундаментальное понятие педагогики должно означать: питание духовной оси, питание души. То есть, в школе через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности - души и духовности. Таким образом, Воспитание – есть суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое есть источник и направляющая сила всей целостной жизни человека. Воспитание, эта главная часть образовательного процесса, вытеснено обучением. Фактически весь образовательный процесс сводится к обучению и заботам о нем, и направлен на узкую цель – вооружить учащихся прочными знаниями, умениями, навыками, дать им владение основами наук. Дело усугубляется еще и тем, что эти «основы наук» содержат в основном узкоматериалистические, отчасти и политизированные знания, и игнорируется их восприятие душой и сердцем, светом духа и духовности. Да еще ошибочно полагается, что знания сами по себе составляют духовность человека. В силу этого воспитания значимость самих знаний умаляется, а результат воспитания искажается. Следует ясно представить себе, насколько может быть опасным для общества давать высшие знания о законах мироздания, о законах природы, о составе веществ духовно малоразвитому и необлагороженному человеку, человеку искаженной души и озлобленного, огрубелого сердца. Все это есть качества сложившегося авторитарного образовательного (педагогического) процесса, который в действительности превращен в обучающий процесс. Знания, тем более высшие знания о строении мироздания, о законах природы и веществ, о силе психики могут облагораживать человека лишь в том случае, если он принимает, присваивает их через уже облагороженное сердце, этот дом духа. Ум, постигая знания через сердце и духовность, достигает того уровня просветления, к которому он и был готов. Ум, принявший знания непосредственно, минуя пути сердца и духовности, и тем более, имея под собою огрубленное, ожесточенное, озлобленное сердце и душу, способен направить человека на творение зла против людей, общества, государства, человечества, против прошлого, настоящего и будущего, против самого себя.

Таким образом, воспитание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниям, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум. Знания действительно есть сила, но добрая или злая - это будет зависеть от качества сердца и духовности человека.

Как можно осмыслить  понятие Образование? Воспитание, как  процесс питания духовной оси, требует  своих питательных ферментов. Естественно, для питания духовной оси нужны будут не обычные, скажем, биологические вещества, а именно духовные ферменты. Такими могут стать:

- образцы любви, красоты,  устремленности, доброты, преданности,  творчества, мужества, мастерства, созидания, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия, нравственности;

- знания, озаренные сердцем  и духом; 

- стремление к благу  с помощью знаний, стремление  к углублению в знаниях; 

- знания в виде высших  законов природы, Вселенной, веществ,  Гармонии;

- высшие творения разных  искусств;

- образы человеческих  общений; 

- образы добромыслия,  ясномыслия, благомыслия, ответственности  за свои мысли; 

- образы словесности  и речи;

- образы расширенного  сознания, образы целенаправленной  деятельности;

- образы, рожденные в процессе саморазвития, самопознания, самосовершенствования;

- образы материального  и духовного плана; образы, рожденные  мировоззрением и верой.

Образование потому и  есть процесс образования, что он полностью пропитан возвышенными и  утонченными образами, питающими душу и сердце ребенка. Образование не есть лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, устремленного по пути развития, взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, высшими, возвышающими, одухотворяющими плодами цивилизации. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для жизни того же ребенка.

 «Школа жизни» есть пространство, насыщенное процессом образования. Он так же прозрачен, как воздух, но так же необходим для ее жильцов, устремленных к развитию, взрослению и свободе, как воздух.

 

 

 

 

 

 

Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ

 

Во-первых, гуманность учителя - позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родителей, а также соотносить свое душевное состояние с конкретными обстоятельствами.

Во-вторых, гуманность ученика - внутренняя установка на доброе начало, преимущественно выражающаяся в зависимости от возраста ребенка сначала в умении жалеть, сопереживать, помогать, у подростков - в пестрой смеси порой противоречивых, как и сами ребята, ценностей в желании общаться со старшими, в оформлении личных интересов и занятий, у старших - в уважении к суждениям и образу жизни сверстников, в порядочности, уважении душевного мира – своего и других, самостоятельности принимаемых решений, чувств собственного достоинства и достоинств других, в жизненном самоопределении.

Гуманистическая концепция видит главный резерв влияния на развитие личности не в совершенствовании, возрастании внешних на нее влияний, но в поиске и реализации внутренних потенциалов, заданных природой и благоприобретенных в ходе социализации в процессе обучения и воспитания. При этом следует заметить: никто, конечно, не может отрицать того лучшего, что накопила прежняя школа, чаще вопреки господствовавшим идеологическим схемам, как никто не может отрицать, что это лучшее стало золотым фондом нашей педагогики и школы.

Идеи гуманизации затронула школы, вызвав в ней существенные изменения, которые можно оценивать как тенденции, способные придать школе новый облик. Их объединяют общие черты: уважение к ребенку и его собственному “Я”, признание права ученика быть активным субъектом учебного и воспитательного процесса.

Наряду с этим принцип  открытости придает школе новый  облик и, зачастую, новую структуру. В этом случае исчезает жесткость  структуры школы, программа становится более гибкой, разнообразной и  адаптированной к потребностям детей.

Гуманистический климат школы - важный и самый трудный  для реализации. Он требует от педагогов  и других специалистов, работающих с детьми, компетентности, преданности  детям и поставленной цели, увлеченности и профессиональной гармонии.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Очевидно, что гуманно-личностный подход к детям в общеобразовательном  процессе, изложенный как система  академиком РАО Ш.А. Амонашвили в  трактате «Школа Жизни», есть один из возможных  вариантов реализации гуманного  педагогического мышления в практике школы XXI века.

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как  стержень всякого высшего педагогического  учения и наследия, таит в себе возможность  для постоянного обновления жизни  школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего «момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики» (Амонашвили Ш.А.).

Информация о работе Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили