Двигательные упражнения для выявления и улучшения привычных телесных поз (по методу Ф. Александера)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Техника Ф.М. Александера признана многими специалистами по работе с человеческим телом как феноменальная методика, дающая человеку возможность наслаждаться жизнью так, как хочет сам человек, а не так, как позволяет ему его собственное тело, ведь независимо от того, осознает человек это или нет, качество состояния его тела является зеркальным отображением качества его жизни. К помощи методики Ф.М. Александера прибегали тысячи профессиональных актеров, телеведущих, политиков, педагогов, музыкантов, психологов и писателей во всем мире, что лишний раз свидетельствует об авторитете рассматриваемой техники среди прочих технологий телесной терапии, что дает право называть технику Ф.М. Александера настоящим всемирным открытием.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . 3
История открытия метода. . . . . . . . . 5
Упражнение по корректировке осанки. . . . . . . 12
Естественное приспособление . . . . . . . . 15
Как использовать методики Александера самостоятельно. . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . 18
Список литературы. . . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Александр.docx

— 73.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Комитет общего и профессионального образования  Ленинградской области

Автономное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Ленинградский  государственный университет им. А.С.Пушкина»

 

 

ТИХОНОВА  ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

784 группа

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Двигательные упражнения для выявления и улучшения привычных телесных поз»

 

 

 

 

Проверил:

Доцент,кондидат психологических наук

Желателев Д.В.

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2012 

Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . 3 
История открытия метода. . . . . . . . . 5

Упражнение по корректировке осанки. . . . . . .       12

Естественное приспособление . . . . . . . .       15

Как использовать методики Александера самостоятельно. . . .       16

Заключение. . . . . . . . . . .       18

Список литературы. . . . . . . . . .       19

 

 

Введение

Техника Ф.М. Александера – комплекс упражнений, помогающий людям правильно использовать собственное тело, гармонично задействовать собственные мышцы. В основе метода лежит мнение о том, что у каждого человека в течении жизни вырабатываются привычки неправильного использования своего тела, выражающееся в манере держать осанку и производить движения тела, неизбежно ведущих к дополнительной чрезмерной нагрузке на опорно-двигательный аппарат, что является одной из  основных причин нарушения функционирования организма в целом и происходящих в нем процессов. Главная опасность этих привычек кроется в том, что человек со временем к ним привыкает и начинает воспринимать их как естественные процессы (в данном аспекте наблюдается сходство с “мышечным панцирем” В. Райха). Таким образом, если физически здоровый человек, имевший привычку ровно держать осанку, внезапно начинает сутулиться, то данная привычка станет для него нормой, а неправильная осанка способна привести к нарушениям дыхательной функции, ухудшению притока кислорода к мозгу, нарушениям работы кишечника, искривлению позвоночника и преждевременному старению, мышечным и головным болям, ухудшению концентрации внимания и т.п.

Метод Александера состоит из системы  упражнений, обучающих тело работать правильно. Но его не зря относят  к телесным методам психотерапии. Изменения, происходящие с человеком, затрагивают не только физическое самочувствие. Снятие телесных зажимов, расслабление мышц способствуют улучшению психологического состояния.

Техника Ф.М. Александера признана многими специалистами по работе с человеческим телом как феноменальная  методика, дающая человеку возможность  наслаждаться жизнью так, как хочет  сам человек, а не так, как позволяет ему его собственное тело, ведь независимо от того, осознает человек это или нет, качество состояния его тела является зеркальным отображением качества его жизни. К помощи методики Ф.М. Александера прибегали тысячи профессиональных актеров, телеведущих, политиков, педагогов, музыкантов, психологов и писателей во всем мире, что лишний раз свидетельствует об авторитете рассматриваемой техники среди прочих технологий телесной терапии, что дает право называть технику Ф.М. Александера настоящим всемирным открытием.

 

 

История открытия метода

Кем же был автор этого открытия? Фредерик Матиас Александер родился 20 января 1869 года в Австралии, город Виниард, находящимся на северо-западном побережье Тасмании. Автор замечательной техники родился с серьезными проблемами со здоровьем, и никто из врачей не мог гарантировать, что мальчик проживет более чем несколько недель. Тем не менее, во многом благодаря безграничной любви матери Ф. Александер выжил, однако продолжал испытывать тяжелые болезни, во главе которых были заболевания дыхательных органов. Вследствие проблем со здоровьем Фредерик не мог учиться в школе вместе с другими детьми, и родителям пришлось нанимать ребенку частного преподавателя, благодаря чему у него было много свободного времени вечером, которое он использовал, помогая отцу в конюшне. Именно там он приобрел опыт невербального общения, впоследствии оказавшийся для него бесценным.

Из-за возникших материальных проблем  в семье семнадцатилетний мальчик  был вынужден устроиться на работу в оловодобывающую компанию, параллельно, в свободное от работы время, он брал уроки игры на скрипке. Однако все  деньги, заработанные тяжким трудом, Фредерик умудрился потратить на посещение  художественных выставок, музеев и  спектаклей – настолько сильна была его тяга к искусству. Вскоре он основал  собственный театр одного актера, в котором читал произведения Шекспира. И вот, когда актерская  карьера была на подъеме, Фредерик вновь  столкнулся с проблемами здоровья, преследовавшие его с детства  – он охрип, его голос окончательно пропал во время одного их спектаклей.

Ради спасения собственного голоса Фредерик был готов пройти любое  лечение, однако профилактические меры давали лишь временный эффект. Один из врачей посоветовал ему не разговаривать  на протяжении пары недель для того, чтобы не напрягать голосовые  связки. По началу это дало результаты, и он провел спектакль практически “на одном дыхании”, но в конце одной из завершающих сцен его голос вновь пропал. В этот момент он понял, что с актерской карьерой ему следует проститься…

Зарождение методики Александера.  Потеряв голос, Ф. Александер в отчаяние пришел к своему врачу, посоветовавшему ему не разговаривать пару недель, и спросил о том, почему же поначалу все было хорошо, но после этого голос подвел его. Так и не дождавшись от врача более-менее вразумительного объяснения, Александер решил самостоятельно бороться со своим недугом, для чего он начал изучать самого себя, свои глубинные особенности. В основе изучения самого себя у Александера был положен закон о причине и следствии: каждое действие обязательно должно вызвать противодействие. Если человек страдает от какого-либо недуга, будь то головная боль, бессонница или артрит, этому соответствует определенная внутренняя причина. Данным противодействием для Александера как раз и являлась потеря голоса.

Процесс излечения. Тогда Александер осознал, что всему основной причиной потери голоса являются неверные движения шеи и головы, которые, в свою очередь, приводят к неверному расположению осанки, вызывающую другие заболевания (в том числе и вероятную потерю голоса). Болезни появлялись за счет чрезмерного напряжения на различные группы мышц человека, с которыми организм был не способен справиться. Таким образом, неконтролируемое со стороны человека запущенное состояние мышц и хаотичность их движений способно подорвать здоровье человека, так как мышцы человека испытывают нереальные нагрузки даже тогда, когда человек отдыхает.

Идея методики содержится в фразе, написанной лично Ф. Александером: “Предпринимая  попытки улучшить функции собственного органа речи и беря за основу различные  методы, я заметил, что определенное положение шеи и головы по отношению к туловищу... производит первичный контроль над человеческим организмом в целом”.

Основной причиной неправильного  положения головы и шеи Ф. Александер считал привычку человека горбиться, которая  берет свое начало еще со времен обучения человека за школьной скамьей. Если понаблюдать за положением головы, шеи и туловища детей в классах, то можно заметить множество различных  поз – у некоторых детей  голова вниз практически до упора, у  других, напротив, головы чрезмерно  подняты вверх. Оба случая являются яркими примерами неправильного  положения шеи и головы, которая  под воздействием сильной мышечной нагрузки способна привести деформации осанки и принятию данного неправильного  положения осанки за естественное. И лишь немногие дети держат осанку ровной, и следят за положением своей  головы и шеи.

При отсутствии контроля за расположением  шеи на ней образуется горб и, с  целью сохранения равновесия, оставшаяся часть туловища принимает неровную осанку, у человека начинает наблюдаться  ранняя стадия прогиба позвоночника. В данной ситуации боли в нижней части спины вызываются нарушениями  в верхней части спины, а потому лечение проблем позвоночника следует  начинать с лечения верхней его  части, иначе причина болей не будет устранена и болезнь  будет проявляться снова.

Для правильной работы органов дыхания, речи и пищеварения требуется  правильное положение позвоночника, потому что вблизи с зоной позвоночника расположены очень важные нервы  и кровеносные сосуды, которые  оказывают непосредственное влияние  на функции дыхания и сердцебиения. Александер считал, что многие проблемы со здоровьем люди могли бы решить одним простым отказом от привычки при каждом раздражении резко  откидывать голову назад. К отказу от этой пагубной привычки Александер стремился сам и пытался привить данное стремление своим ученикам.

В целях сохранения собственной  осанки человек не способен проводить  постоянный контроль за состоянием положения  частей своего тела, и Ф. Александер прекрасно понимал это, потому требовал от своих учеников не столько контроля за положением головы и шеи, сколько  гармоничной координации производимых человеком движений в процессе жизни. Он считал, что даже самым сгорбленным  людям не стоит отчаиваться и  сетовать на судьбу, так как тело обладает физиологической “мудростью”, благодаря которой после любых  нарушений тело стремится вернуться  в состояние равновесия, осанка стремится  принять естественную от рождения правильную форму. Однако это никогда не случится без желания человека достичь  естественной осанки, вернуть своему телу правильную форму, так как этот процесс требует кропотливой  работы. Этот же принцип относится  и к функциям внутренних и внешних  органов человека – при нормализации формы осанки нормализуется и  естественная функция органов.

Степень “мудрости” тела, его способности  вернуться в естественное состояние  напрямую связана с зависимостью человека от лекарственных препаратов, направленных на придание телу в правильной формы – чем выше зависимость  человека от лекарств, тем ниже “мудрости” тела. Фредерик Александер уверен в  том, что, помимо крайних случаев  запущенности заболевания, человек  способен справиться с ним самостоятельно, не прибегая не к лекарствам, а к  комплексу физических упражнений.

Для эффективной работы по технике  Ф.М. Александера от человека требуется  высокий уровень самодисциплины и самоконтроля, однако усилия и  вклад человека будут достойно вознаграждены  отличным самочувствием и прекрасным состоянием здоровья.

Для лучшего понимания методики рассмотрим действие, совершаемое человеком  от 10 до 500 раз в сутки – присаживание. Когда человек медленно садится, его коленные чашечки медленно передвигаются  вперед и вниз, а пятки разводятся в разные стороны. Когда тело человека начинает опускаться, большинство людей  проявляют приобретенную привычку отодвигать область таза назад, опрокидывать голову вверх и нижнюю часть грудной  клетки выдвигать вперед. Этими привычками человек наносит ощутимый (если не катастрофический) вред своей осанке. Естественными же для человека движениями должны быть ровное движение таза, направление  корпуса ровно вниз. Ни в коем случае нельзя допускать выдвижение нижней части грудной клетки вперед, а таза – назад.

  
Рис. 1. – Движения садящегося на стул человека

На рисунке 1а четко показана губительная для осанки, однако  привычная для многих людей манера приседания. На рисунке 1b напротив показана естественная, но, вследствие действия ложных привычек забытая манера приседания. Уравновешенное положение головы нарушено, что обеспечивает чрезмерную нагрузку на шею человека и отражается на его осанке. Большинство людей, к сожалению, крайне тяжело сохранять ровную осанку в тот момент, когда они сидят на стуле. Как правило, люди настолько заняты повседневными делами, что даже не задумываются об осанке и последствиях неправильной манеры проведения времени сидя за столом. Они садятся быстро, прогибая спину назад и выпячивая грудь вперед. Для сохранения собственной осанки человеку необходимо не прогибать спину вперед, выгибая шею вниз, а выравнивать спину и направлять корпус вперед от тазобедренных суставов, чтобы область таза двигалась вместе со спиной. Также не следует закидывать одну ногу на другую, так как это приведет к чрезмерному напряжению мышц. Лучшим вариантом будет разведение коленей в разные стороны, что позволит избежать последующей боли в пояснице и снимет мышечное напряжение. Таз сидящего человека по возможности должен быть максимально прижат к спинке стула.

Еще одной проблемой при поддержании  собственной осанки в нормальном состоянии является неравномерное  распределение напряжения мышц тела (т.е. дистоническое напряжение). Дистоническое напряжение может наблюдаться у человека даже во время покоя. Некоторые люди, не следящие за положением своего тела, испытывают дистоническое напряжение даже при выполнении таких простых действий как поднятие ложки, включение света, открытие двери и т.п. Дистоническое напряжение вызывается неспособностью человека под действием раздражителя вернуться в спокойное состояние. После некоторых подобных ситуаций чрезмерное мышечное реагирование становится для человека нормой, и он утрачивает способность сдерживать активность своей мускулатуры и возвращать организм в спокойное состояние. Под действием чрезмерных мышечных нагрузок скелет человека деформируется и приобретает неестественную форму.

Что же предпринять человеку в данной ситуации, как ему избавиться от чрезмерного напряжения? Ф. Александр  предлагает сделать следующее –  при помощи расслабления вернуть  тело в уравновешенное состояние. Однако многим людям удается достичь  только частичного расслабления, а  напряженность мышц, пускай и в  скрытом виде, остается. Человек  как бы находится в состоянии  скрытого напряжения, и малейшее повторение раздражителя возвращает его в состояние  мышечного напряжения. Такая ситуация носит название «остаточная деформация».

Информация о работе Двигательные упражнения для выявления и улучшения привычных телесных поз (по методу Ф. Александера)