Движение. Действия. Деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать понятие движений, действий и деятельности личности.
Задачи - раскрыть, как происходит формирование деятельности начиная с движений, как деятельность влияет на развитие личности человека и как принимает индивидуальный характер.
Объект исследования - личность в деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие и признаки движения 5
1.2. Действие как структурная единица деятельности 6
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Характеристика деятельности 10
2.2. Формирование и структура деятельности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная психол личности.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДВИЖЕНИЕ. ДЕЙСТВИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

студента 1 курса отделения психологии

Демиденко Александры Витальевны

 

Научный руководитель –

преподаватель В.А. Поликарпов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Аристотель писал: «Жизнь требует движения». Жизнь человека связана с движениями, и по мере развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Активность – общее свойство жизни на земле. Активность связана с такими важными процессами как обмен веществ, рост, развитие, размножение, адаптация. Для этих процессов необходима энергия, которая образуется из питательных веществ в митохондриях клеток. 

Человек по своей природе активен, но в отличие от животных, у человека существуют помимо биологических потребностей масса потребностей более высокого порядка (социальные, духовные). Так деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Человеческая деятельность - это продукт исторический, а активность выступает как  результат биологической эволюции. Активность животных носит потребительскую основу, у них не существует орудий и средств, в результате активность ничего не производит и не создает, то есть активность генотипически обусловлена. Творческий характер человеческой деятельности выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит генотипически обусловленные возможности. Вследствие этого человек создал знаковые системы, орудия, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Предметная деятельность людей не дана с рождения, она формируется и развивается в обучении и воспитании. Человек на протяжении всей жизни посредством деятельности активно целенаправленно воздействует на внешний мир, удовлетворяя свои потребности. «В деятельности субъект не только проявляется, объективируя свои способности, но также зарождается и формируется, субъективируя деятельность. Деятельность − это универсальная форма реализации личности как субъекта. Личность как субъект всегда подчиняет свою деятельность жизненным задачам, то есть проявляет деятельность в тех объектах и явлениях, которые заведомо снискали некоторый жизненный смысл» [10, с. 6].

Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Любая деятельность складывается из ряда действий, направленных на достижение цели. Действия человека предметны, они реализуют социальные, физиологические и культурные цели. В свою очередь действия раскладываются на более простые элементы – движения. Движение есть физиологическая функция живого организма. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Деятельность – это форма реализации личности. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности.

Цель данной работы - исследовать понятие движений, действий и деятельности личности.

Задачи -  раскрыть, как происходит формирование деятельности начиная с движений, как деятельность влияет на развитие личности человека и как принимает индивидуальный характер.

Объект исследования - личность в деятельности.

Предмет исследования – действия, движения и деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ

1.1 Понятие и признаки движения

Система движений, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма.  Движение - это моторная функция живого организма, оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития – внутриутробного плода.

Движения бывают врожденные и приобретенные. Большинство движений являются приобретенными, то есть условно-рефлекторные, они приобретаются человеком в жизненном опыте. Движения были подвергнуты углубленному анализу И.М. Сеченовым. Свой физиологический анализ движений Сеченов резюмирует в следующих положениях: «Все элементарные формы движений рук, ног, головы и туловища, равно как все комбинированные движения, заучаемые в детстве, ходьба, беганье, речь, движения глаз при смотрении и прочее, становятся подчиненными воле уже после того, как они заучены. Чем заученнее движение, тем легче подчиняется оно воле, и наоборот (крайний случай — полное безвластие воли над мышцами, которым практическая жизнь не дает условий для упражнения)» [8. с. 283].

Основными видами движения являются: движения позы — движения мышечного аппарата, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженности мышц;           локомоции — движения, связанные с передвижением; их особенности выражаются в походке, осанке, в которых явно отражается психический облик человека; выразительные движения лица и всего тела (мимика и пантомимика), непосредственные проявления эмоций, более или менее тонко и ярко, выразительно отражающие их сложную и напряженную игру. Упрочившиеся движения начинают выражать некоторые индивидуальные особенности личности, например, походка. Двигательные способности у каждого человека различны, обусловлены генетически и развитием. Например,  особо тонкие и совершенные, виртуозные движения у пианиста, скрипача и т. д.

В осуществлении движений участвуют различные процессы: сенсомоторные – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения; идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения; эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, переживаемыми человеком.

Система движений направленная на цель, называется действием. Движения связаны с моторной функцией, а действия носят социальный характер.

1.2 Действие как структурная единица деятельности

Действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением цели. «Действие состоит из системы движений, которые направленны на предмет и имеют определенную цель». Целенаправленным действиям ребенок учится через овладения простыми, предметными действиями (кушать ложкой, чистить зуб). В предметах заложен способ действия. Когда действия ребенка направлены на окружающих людей, тогда подразумевают поведение – это действия, согласующиеся с нормами (поступок) или нет (проступок).

Каждое действие состоит из системы движений, которые разделяют на физические (внешние, моторные) и психические (внутренние, умственные). К внешним действиям относят моторные (двигательные) действия человека, действия по перемещению предметов, движения речевых органов, мимику и пантомимику, к внутренним относят перцептивные действия, посредством которых формируется целостный образ предметов и явлений. Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. «Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией» [6, с. 282].

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность контролируется и направляется умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией .

Цель представлена в мозгу в образе будущего результата деятельности. Физиологический аппарат предвидения и оценки результатов действия назван термином «акцептор результатов действия», был введен академиком                  П. К. Анохиным в 1955 г. Афферентный синтез под образ будущего создает программу действий. Затем фактические результаты действия сопоставляется с этой моделью желаемого будущего. Так внешняя деятельность контролируется внутренним планом действий.

Действие – основная единица анализа деятельности и имеет подобную  структуру: цель — мотив, способ — результат. Действие – процесс, направленный на реализацию цели, где цель – это сознательный образ желаемого результата. Можно сказать, что действие – это процесс решения задачи, включающий в себя процессы целеобразования, процессы поиска сpедств.

По степени осознанности целей (“зачем я это делаю”) и последствий (“к чему это может привести”) действия делятся на непроизвольные (мало осознанные цели) и произвольные (целенаправленные и волевые). Целенаправленные – это осознанные, преднамеренные и последовательные действия. «Волевая регуляция – вид произвольного управления, связанный с преодолением внутренних и внешних трудностей» [1, с. 274]. Проигрывание действий в уме входит и в обдумывание поступков. Что человек делает, когда размышляет, как поступить? Представляет какое-то действие свершившимся и затем смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который кажется ему наиболее подходящим (если, конечно, он действует обдуманно).

Основное отличие импульсивного действия от целенаправленного, что в них нет сознательного контроля. Импульсивные действия характеризуются малой степенью осознанности целей и возможных последствий. Возникший в сознании образ или слово, команда сразу же вызывает действие. Целенаправленные действия предполагают продуманность целей и возможных последствий. Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. «Волевое усилие – психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникшего затруднения» [1, с. 274].

Сначала, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, направленное на цель, но и отдельные движения или операции, посредством которых он его осуществляет. В результате повторения действий человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальную цель, сознательно подбирать способы его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называют автоматизацией. Именно с точки зрения целей оцениваются и корректируются результаты выполняемых движений.

Навык — действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия.

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные. Навык двигательный – автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Навык интеллектуальный – автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач. Навык перцептивный – автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачиваются быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать свое внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения. Очень существенное значение для правильного понимания и рациональной организации выработки навыков имеет вопрос об их взаимодействии. Он включает два вопроса - об интерференции и переносе. Интерференция - это тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность. Перенос - распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения— возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Информация о работе Движение. Действия. Деятельность