Движение. Действия. Деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать понятие движений, действий и деятельности личности.
Задачи - раскрыть, как происходит формирование деятельности начиная с движений, как деятельность влияет на развитие личности человека и как принимает индивидуальный характер.
Объект исследования - личность в деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ
1.1. Понятие и признаки движения 5
1.2. Действие как структурная единица деятельности 6
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Характеристика деятельности 10
2.2. Формирование и структура деятельности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная психол личности.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

Еще один элемент - это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (плохие привычки).

Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, и составляет деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Характеристика деятельности

Деятельность – это активный целенаправленный процесс (принцип активности субъекта). Действия человека предметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Деятельность - это внутренняя и внешняя активность человека, которая регулируется осознаваемой целью. Деятельность – это форма реализации личности.  В чем же проявляется деятельность, формирующая человека, как личность?

Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект - субъект»).

Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека, то есть без нее он не может стать и быть таковым. Она имеет чрезвычайно важное значение для него. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.

Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя. Активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования. Лишение человека любимой деятельности может привести к чувству потери смысла своего существования, что выражается в тяжелых внутренних переживаниях.

2.2 Формирование и структура деятельности

Жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. В деятельности и происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Деятельность выступает как процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект-объект».

Сознание и жизнь, сознание и поведение, сознание и деятельность взаимосвязаны. Сознание с необходимостью формируется деятельностью. Сознание постоянно проявляется в деятельности. Принцип единства сознания и деятельности  был выдвинут С.Л. Рубинштейном в 30-е годы. Сознание порождается деятельностью (бытие определяет сознание); когда сознание уже возникло, оно становится частью бытия. Единство, но не тождество сознания и действия. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены: деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называются деятельностью. Это игровая, учебная, трудовая и т.д. деятельности. Уровень деятельностей четко отделяется от уровня действий: один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, в свою очередь, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата (сознательный). Действие - процесс решения задачи, включающий в себя процессы целеобpазования, процессы поиска средств. Цель задает действие, действие обеспечивает pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, следовательно и действия подразделяются на более мелкие, образуя иерархическую структуру.

Cпособ выполнения действия - опеpация, она характеризует техническyю стоpонy выполнения действия. Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия.

Операций возникают пyтем адаптации, пpилаживания, непосpедственного подpажания. Пpактически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно утверждать, что действие – это система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения. Действия характеризуются рядом особенностей: первая особенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия — это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность — через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность — действия могут быть внешние привлеченные и внутренние умственные. В отличие от движений, которые зависят лишь от моторной функции организма, действия носят социальный характер: они зависят от предметов, созданных предшествующим поколением и окружающих человека. Каждое самое простое человеческое действие – реальное физическое действие человека – является неизбежно психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим.

Движения, служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты, лишь исходя из этих действий. Служащие для воздействия на объективный предметный мир, для изменения его, движения человека сами изменяются в процессе этого воздействия.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека. Они включены в различные виды труда, обслуживают межличностные отношения. Не подлежит сомнению, что свое совершенство и свою действительную характеристику движения человека приобретают лишь от осмысленного действия, в которое они включаются.

Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества. Интеграция и дифференциация общественных структур сопровождались появлением у людей новых видов деятельности. То же самое происходило по мере роста экономики, развития кооперации и разделения труда. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.

Этот процесс интеграции растущего индивида в действующую систему деятельностей называется социализацией, и ее поэтапное осуществление предполагает постепенное вовлечение ребенка в общение, игру, учение и труд - те четыре основные вида деятельности. Каждый вид деятельности сначала усваивается в самом элементарном виде, а затем усложняется и совершенствуется. Общение взрослого с окружающими людьми так же мало похоже на общение младенца или младшего школьника, как трудовая деятельность взрослых людей на детскую игру.

С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ильин, Е. П. Психология воли / Е.П. Ильин. - 2-е изд.-  СПб.:  Питер, 2009. - 368 с.
  2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика / В.Г. Крысько. – М.: Омега–Л, 2008. – 336 с.
  3. Ксенда, О.Г., Поликарпов, В.А .Психология личности: курс лекций / О. Г Ксёнда, В. А. Поликарпов. - Минск: издательство «Четыре четверти», 2011. - 204 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /- М., 1982. –
  5. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
  6. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. — М.: Эксмо, 2005. - с. 282
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л.Рубинштейн.- СПб: Питер, 2000. - 712 с.
  8. Сеченов, И.М. Избранные труды. / И.М. Сеченов. - М., 1935. -  390 с.
  9. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / - М., 1989. (Деятельность и развитие личности: 72-125.)
  10. Шамиева, В.А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации : учеб. пособие / В.А. Шамиева.  - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. – 107 с.

 

 

 

 


Информация о работе Движение. Действия. Деятельность