Девиантное поведение личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:50, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучить девиантное поведение личности.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть различные подходы к объяснению девиантного поведения.
2. Дать определение отклоняющегося поведения.
3.Разобраться с различными формами проявления девиантного поведения.
4. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у личности в обществе.
5. Определить основные направления по профилактике девиантного поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

соц псих.docx

— 77.75 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 
 
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила (писаные и не писаные) по которым оно живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, по мнению многих учёных, является одной из наиболее важных проблем любого общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут. 
 
Однако разные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, имеется в виду, что в разных культурах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм  одного общества может отличаться  от другого. 
 
Девиантное (отклоняющееся от норм) поведение вызывает неизменный интерес у специалистов и представителей различных областей знаний. Одновременно с этим поведенческие девиации представляют собой проблему, так или иначе присутствующую в частной жизни многих людей. Данное обстоятельство связано с широким распространением девиантного поведения в социуме. Современный мир, шагающий под знаменем научно-технической революции, является культурным пространством, в котором рушатся всяческие границы, догмы и традиции. «Мир без границ», «свобода без ограничений», «абсолютное самовыражение» — подобные лозунги все глубже проникают в сознание людей. В условиях хронического дистресса и ослабления групповых связей девиантность становится широко распространенным способом социально-психологической адаптации отдельных индивидов и социальных групп к изменяющимся общественным условиям.  
 
В конце ХХ века сформировались и в настоящее время сохраняются несколько негативных тенденций, отражающих динамику социальных девиаций в западной культуре и на постсоветском пространстве. 
 
Первая тенденция — продолжается рост количественного уровня индивидуальных девиаций. Очевидно, что ныне живущие люди преступают черту дозволенного чаще и изобретательнее, чем их предшественники. За последние 30 лет количество преступлений в экономически развитых странах выросло примерно в три раза. 
 
Вторая тенденция связана с реструктуризацией социальных девиаций. В связи с интенсивным развитием информационных технологий появились новые виды отклонений: компьютерная и интернет-зависимости, сексуальные девиации в Сети, интернет-преступления.  
 
Третья тенденция затрагивает качественно-количественные изменения  групповых девиаций. Наряду с усилением индивидуальных девиаций активизируется религиозно-культовая, сексуально-отклоненная, криминальная и другие. Отчетливо проявляется глобализация девиантных процессов в форме криминализации политики и мировой экономики, международного нелегального рынка наркотиков, терроризма на почве деструктивных конфликтов этноцентрированных ценностных систем. 
 
Некоторые девиации, напротив, подверглись пересмотру и утратили свое негативное общественное значение. Часть отклонений, которые прежде табуировались в западном обществе, в том числе гомосексуализм и самоубийства, перешли из категории действий, запрещенных законом, в диапазон нежелательных, но допустимых в условиях осознанного личного выбора. Одновременно с процессом «декриминализации» одних девиаций наблюдается снижение толерантности общества к другим. 
 
Высокая научная и общественная значимость проблемы девиантного поведения находит подтверждение в многочисленных теоретических и прикладных исследованиях этого вопроса. В рамках отдельных наук (социологии, криминалистики, социальной и клинической психологии, медицины) накоплен обширный теоретический и эмпирический девиантологический материал. 
 
Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: антропоцентрические теории П. Келли, Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теория социального научения А. Бандуры; теория стигматизации Г. Беккера; конфликтологическая теория О. Тура; синтезированный подход Н. Смелзера; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре.   
 
Объект исследования – девиантное поведение личности, как негативное явление в обществе.  
 
Предмет исследования – сущность, причины, факторы девиантного поведения личности, его формы, условия формирования. 
 
Цель исследования – изучить девиантное поведение личности. 
 
Задачи курсовой работы: 
 
1. Рассмотреть различные подходы к объяснению девиантного поведения. 
 
2. Дать определение отклоняющегося поведения. 
 
3.Разобраться с различными формами проявления девиантного поведения. 
 
4. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у личности в обществе. 
 
5. Определить основные направления по профилактике девиантного поведения. 
 
 
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 
1.1 ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 
Существует несколько подходов для объяснения девиантного поведения: 
 
1. Биологический (антропологический) (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Суть его: девиантное поведение,  в частности, преступное,  обусловлено определенными физическими особенностями человека. Например, выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли (Ломброзо) или мезоморфность, т.е. строение тела, которое отличается силой и стройностью  (Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется  аномалиями половых хромосом. 
 
2. Психологический подход (З. Фрейд, А.Адлер): девиантность обусловлена психологическими отклонениями личности, наличием различных комплексов,  а также тем, что конфликт личности и общественные задачи изначально, как столкновение id («оно»)   и  Super-Ego -     системы моральных запретов. Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и тем самым создает конфликтную ситуацию. 
 
3. Социологический подход (Г. Беккер, Л.-Ф. Селин, К. Маркс, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). Девиантное поведение объясняется социальными причинами: несовершенством общества, социальным неравенством и противоречиями  и т.д. Феномен девиантного поведения объясняется «тройным  несовпадением»: требований нормы, требований жизни, интересов личности (Кудрявцев). Это вызвано противоречивостью развития общества, где основным является противоречие между стабильностью и мобильностью общества  как системы. Общество, с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что является условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от него инициативности, т.е. выхода за рамки общепринятых стандартов. Поэтому социализация всегда включает как конформное, так и неконформное поведение. Некоторые исследователи (Гилинский) считают, что главной причиной всех социальных отклонений является социальное неравенство, которое порождает противоречие между равномерно растущими возможностями их удовлетворения. 
 
4. Конфликтологический подход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя «радикальными криминологами». Они считают, что культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры (субкультуры) и отвергают все теории преступности, трактующие ее как нарушение общепринятых законов. При этом создание законов и подчинение им – часть конфликта, происходящего в обществе между различными группами. Так, в случае конфликта между властями и некоторыми категориями граждан власти обычно избирают вариант принудительных мер. Например, полицейские с большей готовностью применяют законы, направленные против тех, кто не может оказать сопротивления. 
 
Конфликтологи, разделяющие марксистскую точку зрения, утверждают, что законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти. 
 
Таким образом, «радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится, как отмечает Тейлор, «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле». [4, с. 108-109] 
 
Все эти причины можно отнести к объективным причинам появления девиаций. Но есть и субъективные. Личность формируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций. Если общественные нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности могут быть (содержаться) определенные «дефекты»: незнание некоторых норм из-за отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных принципов, пренебрежение социальными нормами. [4, с. 109] 
 
Существуют и различные классификации отклоняющегося поведения личности:  
 
1) реактивно   обусловленное (побеги, суициды), обычно имеющие в своей основе    психотравмирующую   ситуацию;  
 
2) вызванное низким моральным уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизм, правонарушения), являющееся следствием неправильного воспитания;  
 
3) обусловленное патологией влечений (садизм и др.), базирующее на биологических факторах. [4, с. 104] 
 
Также девиации рассматривают в двух основных направлениях:  
 
1) по форме проявления нарушения –   делинквентность, побеги из дома, бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидное поведение; 
 
2) в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе, - биологические   факторы, а  также социально-психологические основы: социальная среда и психологические особенности возраста. Все нарушения поведения подростков и юношей подразделяют на девиантное поведение и нарушения при психических заболеваниях. [4, с.105-106] 
 
Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. К видам (или формам) девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм.В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются   противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально —  преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково   употребляются в социальной работе.  

1.2 ПОНЯТИЕ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 
 
    Девиантное, или отклоняющееся (от лат. Deviatie – отклонение), поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. [6] 
 
Девиантное поведение - это поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам. [6] 
 
Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. [6] В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. [16, с. 117] В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. 
 
  Пониманием сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах. [7, с. 36-37] 
 
  Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Таким образом, социальные нормы – это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. 
 
  Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения. Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества. 
 
  Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде, которая появилась в результате закрепления повторяющихся совместных действий. Эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее сегодня актуализируют другие культурно-исторические факторы. 
 
  Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям. Для социолога имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается сложная коллизия этих норм. 
 
Выделяются следующие нормы: 
 
 - по объекту, или сфере деятельности, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономически, эстетические, религиозные и т. д.; 
 
 - по содержанию, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.; 
 
 - по месту и нормативно-ценностной иерархии – основополагающие и второстепенные, общие и конкретные; 
 
 - по форме образования и фиксации – жестко фиксированные и гибкие; 
 
 - по масштабам применения – общие и локальные; 
 
 - по способу обеспечения – опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата; 
 
 - по функциям – нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие; 
 
 - по степени устойчивости – опирающиеся на социальную привычку, обычай, традиции и не имеющие такого основания и др. [7, с. 39-41]  
 
В большинстве случаев отклоняющееся от социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и эпизодические формы девиаций,  связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений. 
 
  Нередко социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т. е. играют позитивную роль. Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом. 
 
  Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Эмиль Дюркгейм, предложивший теорию аномии,  которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия (от фр. anomie  - отсутствие закона). По сути, аномия – это отсутствие регуляции, безнормность, состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, в результате чего появляются различные виды девиаций. Дюркгейм полагал, что девиация столь же естественна, как и конформизм, а отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало.  Например, девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм; способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм; реакция общества, социальных групп на девиантное повеление уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия», считает причиной отклоняющегося поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. [7,с. 37-38] 
 
  Возникает вопрос: «Почему лишь некоторые люди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, а другие отвергают ее?» Одни исследователи утверждают, что преступности обучаются, т. е. девиантное поведение усваивается в процессе общения с преступниками. Так, если большинство друзей или родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он станет преступником. Таким образом, криминальная девиация является результатом преимущественного общения с носителями преступных норм, при этом важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами, а повседневное общение. 
 
  Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» (1963) отвергал многие психологические и социологические объяснения девиации, основанные на «медицинской модели», согласно которой человек, проявляющий девиантное поведение, считается в некотором смысле больным. Такие подходы не учитывают политического аспекта девиации. Беккер считал, что девиация обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. 
 
  Концепция Беккера и подобные ей названы теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), так как они объясняют девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо девиантов членам менее влиятельных групп (так поступали с чернокожими в США). [2, с. 194-195] 
 
  Фредерик Лемерт в своей теории (1951) выделяет первичную девиацию, когда люди нарушают некоторые принятые в обществе нормы и правила поведения, но окружающие еще не оценивают их поведение как девиантное (подросток покуривает сигареты с марихуаной, администратор делает приписки к счету и т. п.) и вторичную девиацию, когда окружающие человека начинают обращаться с ним, как с девиантом; постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. [6]   
 
  Российский социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе,  где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. [4, с. 105-106] 

 

ГЛАВА 2 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 
2.1 ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 
 
Каковы же причины девиантного поведения? В первую очередь культурно осуждаемого поведения.  
 
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в  данном обществе, достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.  Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [17, с. 78].  
 
Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. 
 
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.  
 
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением [20, с. 106-107].  
 
Девиантное поведение отдельных индивидов может стать также результатом такого явления как аномия (состояние отсутствия норм). Это происходит в постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида. 
 
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.  
 
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.  
 
Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.   
 
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.   

2.2 ТИПЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей.  
 
Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. При этом критерии обусловливаются нормами следования правовым указаниям и регламентациям (нормы законопослушания), моральным и нравственно - этическим предписаниям (так называемым общечеловеческим ценностям), этикету. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, расписанные в законах и уставах, другие - относительные, которые передаются из уст в уста, транслируются в виде традиций, верований или семейных, профессиональных и общественных регламентаций.

Делинквентное поведение 
 
Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Суть проступка заключается не только в том, что он не представляет существенной общественной опасности, но и в том, что отличается от преступления мотивами совершения противоправного действия. 
 
К. К. Платонов выделил следующие типы личности преступников: 
1. Определяется соответствующими взглядами и привычками, внутренней  тягой к повторным преступлениям; 
2. Определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц; 
3. Определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм; 
4. Определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм; 
5. Определяется возможностью только случайного преступления. [10, с. 114-116] 
 
В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей второй, третьей и пятой групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата проступка. Такие индивиды легкомысленно, часто под влиянием внешней провокации совершают противоправное деяние, не представляя его последствий. Сила побудительного мотива к определенному действию тормозит анализ отрицательных (в том числе, и для самого человека) его последствий. 
В условиях социальной нестабильности фиксируется рост общей молодёжной девиантности. Данные социологического исследования «Проблемы наркомании в молодёжной среде» (1500 респондентов в возрасте от 14 до 29 лет, представляющие все регионы РБ) и данные опроса, проведённого в рамках социологического мониторинга «Качество образования и воспитания учащейся молодёжи» (2000 респондентов, представляющие все типы учебных заведений Беларуси), осуществлённых Центром социологических и политических исследований БГУ в мае – июне 2001 г. И марте2002 г. показали, что среди опрошенных пятая часть подростков (20,7 %) и 14,3% студентов уже совершали (по их личному определению) уголовно наказуемые поступки; 40,8% подростков и почти четверть (23,7%) студентов проявляют устойчивую склонность хотя бы к одному из видов девиантного поведения (злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков, совершению уголовно наказуемых поступков, сексуальной распущенности). Более четверти (27,4%) подростков и треть студентов (32,8%) входят в группу, девиантные поступки внутри которой носят случайный характер. 
В поведении 31,9% подростков и 42,5% студентов полностью отсутствуют какие-либо девиации. 
Происходит процесс превращения социальных девиаций в субкультурную норму поведения. Наглядным примером может служить употребление алкогольных напитков, изменение отношения юношества к сексуальным связям. По данным опроса, спиртное употребляют 71,8% подростков, личный сексуальный опыт имеют 42,7% несовершеннолетних. Интенсивность употребления алкоголя по сравнению с 1991 г. Возросла в 3-4 раза, почти пятая часть подростков и треть студентов готовы рассматривать секс как средство заработка. 
Наблюдается процесс увеличения суицидальных настроений в молодёжной среде: мысли о самоубийстве неоднократно возникали у 10,8% опрошенных подростков и 13,9% студентов, однажды – соответственно 30,8 и 29,8%, из их числа пытались покончить с собой соответственно 22,5% подростков и 12,3% студентов. 
Наблюдается увеличения числа лиц, употребляющих наркотические вещества. Сегодня употребляют их регулярно 4,2% (в 1991 г. – 2,1%; в 1997 г. – 3,2%). Почти каждый шестой (16%) пробовал различные наркотические вещества (в 1991 г. – 5,7%; 1997 г. – 11,3%). Если учесть, что по данным ВОЗ 5%-й уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, то не будет преувеличением утверждение, что для Беларуси наркомания становится национальной проблемой. 
Почти у каждого пятого (19,5%) респондента среди друзей есть наркоманы, у 14,3% - среди одноклассников и однокурсников, что существенно увеличивает риск наркотизации молодёжи. Причём в окружении респондентов, уже употреблявших наркотики, доля таких знакомых возрастает до 88,3%. 
Приобщение к приёму наркотиков происходит чаще всего в возрасте до 20 лет. Самый опасный период с этой точки зрения начинается в 14 лет и длится примерно до 19, достигая пика в 15-16 лет. Так, около трети опрошенных (32%) впервые попробовали наркотики в возрасте 14-16 лет и 28,9% - 17-20 лет. 
Одним из факторов приобщения к наркотикам является их доступность. При желании их можно приобрести в местах проведения досуга, например, на дискотеках (50,3%), а также в общежитиях учебных заведений (16,1%) или в самих учебных заведениях (13,7%). 
Выявлен достаточно высокий уровень информированности учащейся молодёжи о разных видах наркотических веществ (75% опрошенных). 
Наблюдается расширяющаяся ориентация на нелегитимные способы «добывания» денег. В случае срочной потребности в крупной сумме денег выразили готовность (в той или иной степени) сбывать на «чёрном рынке» запрещённые товары (наркотики, оружие) – 24,1% студентов и 19,3% подростков; заняться рэкетом (12,1 и 15,3% соответственно). Вызывает беспокойство готовность 10-15% опрошенных пойти на воровство и разбой. Около 10% студентов не прочь заняться сутенёрством. Ориентация на такие способы «добывания» денег приводится к тому, что многие представители учащейся молодёжи склонны оправдывать отступление от общепринятых культурных и нравственных норм поведения либо затрудняются дать им определённую оценку. 
Не видят социальной опасности пьянства 50% опрошенных подростков и 60,7% студентов; бродяжничества подростков – пятая часть опрошенных; проституции – 58% студентов и 31,7% подростков, так как, по их мнению, «всё продаётся и покупается». [18, с. 34-37] 
 
Аддиктивное поведение 
 
Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Ц. П. Короленко, Т. А. Донских). 
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему не интересной, в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-то делать, заниматься какой-либо деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или в обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у индивида с аддиктивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни, наполненной требованиями и ожиданиями. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер - в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бесчувственности, он может проявлять недюжинную активность для достижения цели. 
 
Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения: 
1.Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; 
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; 
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; 
4. Стремление говорить неправду; 
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны; 
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений; 
7. Стереотипность, повторяемость поведения; 
8. Зависимость; 
9. Тревожность. [11, с. 29-30] 
 
Основными, в соответствии с имеющимися критериями, особенностями индивида со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласованность психологической устойчивости в случаях обыденных отношений и кризисов. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной (бытовой) жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации. Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий. 
У аддиктивной личности отмечается феномен « жажды острых ощущений » (В. А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности. [11, с. 36] 
По мнению Э. Берна, у человека существует шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод или голод по структурированию времени и голод по инцидентам. [11, с. 27] 
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных типов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства голода в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе, сексуальных), заполненности времени событиями. 
Вместе с тем, объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что неспособны «жить как люди». Однако, такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддержанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях - условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства зиждется на сравнении «серого обывательского болота», в котором находятся все окружающие и «настоящей свободной от обязательств жизни» аддиктивного человека. 
Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого, он научается формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (примерного сына, учтивого собеседника, добропорядочного коллеги). Внешняя социабельность, легкость налаживания контактов сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Такой человек страшится стойких и длительных эмоциональных контактов вследствие быстрой потери интереса к одному и тому же человеку или виду деятельности и опасения ответственности за какое-либо дело. Мотивом поведения «закоренелого холостяка» в случае преобладания аддиктивных форм поведения может быть страх ответственности за возможную супругу и детей и зависимости от них. 
Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а так же обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекает из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. 
Таким образом, основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденной, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. 
 
Патохарактерологический тип поведения 
 
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой. По данным Л. М. Балабановой, при эмоционально–неустойчивом расстройстве личности (возбудимой психопатии) наиболее частым мотивом поведения является стремление к реализации неадекватно завышенного уровня притязаний, тенденция к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самовзвинчиванию и поискам поводов для разрядки аффективного напряжения. У лиц с истерическим расстройством личности (истерической психопатией) мотивами девиантного поведения выступают, как правило, такие качества, как эгоцентризм, жажда признания, завышенная самооценка. Переоценка своих реальных возможностей ведет к тому, что ставятся задачи, соответствующие иллюзорной самооценке, совпадающей с идеальным «Я», но превышающие возможности личности. Важнейшим мотивационным механизмом является стремление к манипулированию окружающими и контролю над ними. Окружение рассматривается лишь как орудия, которые должны служить удовлетворению потребностей данного человека. У индивидов с анакастными и тревожными (уклоняющимися) личностными расстройствами (психастенической психопатией) патологическая самоактуализация выражается в сохранении ими привычного стереотипа действий, в уходе от перенапряжений и стрессов, нежелательных контактов, в сохранении личностной независимости. При столкновении таких людей с окружающими, с непосильными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не получают положительного подкрепления, чувствуют себя обиженными, преследуемыми. [11,с. 39-41] 
К патохарактерологическим девиациям относят также так называемые невротические развития личности - патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза на базе невротических симптомов и синдромов. Девиации проявляются в виде невротических навязчивостей и ритуалов, которые пронизывают всю жизненную деятельность человека. В зависимости от их клинических проявлений человек может выбирать способы болезненного противостояния реальности. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери, определенное число раз пропускать подходящий к остановке троллейбус), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги. 
К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение в виде поведения, основанного на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности. Выбор действий строится на основе символического истолкования внешних событий. Человек, например, может отказаться от необходимости совершить какой-либо поступок (жениться, сдавать экзамен и даже выйти на улицу) в связи с «неподходящим расположением небесных светил» или иными псевдонаучными трактовками действительности и суевериями. 
 
Психопатологический тип поведения 
 
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект, разговаривать с собой), нарушений мышления (высказывать, отстаивать и пытаться добиваться поставленных целей на основе бредового истолкования действительности, активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, совершать стереотипные вычурные движения или надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности.  
Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее (аутодеструктивное) поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие и личностный рост, и не на гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя (аутоагрессия), внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей. Аутодеструкция проявляется в виде суицидального поведения, наркотизации и алкоголизации и некоторых других разновидностей девиаций. Мотивами к саморазрушающему поведению становятся аддикции и неспособность справляться с обыденной жизнью, патологические изменения характера, а также психопатологические симптомы и синдромы. 
 
Девиации, обусловленные гиперспособностями человека 
 
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности («здесь и теперь») и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности», в которой действуют другие окружающие люди. Он расценивает обычный мир как что-то малозначимое, несущественное, и поэтому не принимает никакого участия во взаимодействии с ним, не вырабатывает стиля эмоционального отношения к поступкам и поведению окружающих, принимает любое происходящее событие отрешенно. Вынужденные контакты воспринимаются человеком с гиперспособностями как необязательные, временные и не воспринимаются как значимые для его личностного развития. Внешне в обыденной жизни поступки такого человека могут носить чудаковатый характер. К примеру, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами, как совершаются обыденные действия. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с неординарными способностями (музыкальными, математическими, художественными и иными).  
Девиантное поведение имеет следующие клинические формы: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», коллекционирование, «паранойя здоровья», фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и пр.); сверхценные психопатологические увлечения («философская интоксикация», разновидности маний - клептомания и др.); характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.); коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.); безнравственное и аморальное поведение; неэстетичное поведение. 
Каждая из клинических форм может быть обусловлена любым типом девиантного поведения, а иногда мотивом выбора той или иной формы служит несколько разновидностей отклоняющегося поведения. 
По результатам опроса представителей  молодёжи Могилёвщины в возрасте от 15 до 25 лет, проведенного Могилёвским социологическим центром в октябре-ноябре 2000г., среди 1007 участников подтвердили факт вступления в интимные отношения лишь немногим более половины (54%) респондентов. Правда, сексуальная практика юношей и девушек довольно сильно разнится: среди молодых людей интимный опыт имеют 72%, а среди девушек – 41%.  
Уже к 16 годам почти половина (46%) юношей успевают «вкусить сексуальных радостей». Их сверстницы, несмотря на то, что физиологически созревают быстрее юношей, от непосредственного полового контакта в большинстве своём воздерживаются, отдавая предпочтение пока не детородному, а развлекательному сексу (15 из 100). К 18 годам такой опыт имеют три четверти молодых людей (76%) и половина их подружек (52%). До 19-20 лет мужчинами становятся 93% юношей, а женщинами – почти три четверти (65%) девушек. К 25-летнему возрасту и среди юношей, и среди девушек почти не остаётся девственных. 
Наиболее подверженными сексуальным соблазнам оказались дети мам-предпринимателей (47%), рабочих (30%), колхозниц (29%) и руководящих кадров (27%). Берегут честь смолоду дети неработающих женщин, среди которых к 15-16 годам уже успели приобрести сексуальный опыт всего 9% опрошенных. Если же не работает папа, то такая ситуация не стабилизирует нравственный фундамент ребёнка, а, напротив, способствует развращению подростка. Дети неработающих отцов к 16 годам приобщаются к сексу в 43 случаях из 100. Родители-гуманитарии, вероятно, больше внимания уделяют своим детям. Во всяком случае, данные социологического опроса свидетельствуют об этом. Так, их дети могут оказаться в зоне рискового секса в 17 случаях из 100 (если гуманитарий - мама) и в 12 случаях из 100 (если гуманитарий - папа).  
Юноши и девушки, выросшие в атмосфере постоянных материальных проблем («не вылезаем из долгов»), в 78 случаях из 100 уже успели пройти половую социализацию. В то же самое время выходцы из семей, живущих «в достатке», вкусили сексуальных утех лишь в 52 случаях из 100. 
Также у юношей и девушек, сохранивших тёплые, доверительные отношения с родителями, сравнительно меньше выражена потребность в отношениях сексуальных. 
 К 15-16 летнему возрасту девиантный, по сути, секс познал практически каждый из числа тех, кто не уважает мать и учителей. Почтение же к матери и отцу снижает вероятность слишком раннего, развратного секса до уровня 25-28%. Уважение к учителю снижает влечение к нездоровому сексу ещё больше – до 18%. 
К раннему сексу более склонны те подростки, которые уверены, что счастье им обеспечат сила, власть, независимость и деньги. Среди тинэйджеров с такими ориентациями явно недетородным сексом занимаются соответственно 40, 38, 30 и 28 из каждой сотни опрошенных. Среди тех их сверстников, которые не считают перечисленные средства способствующими достижению счастья, доля практикующих секс не превышает 22-24%. 
Подростковый секс сочетается с другими пороками, такими как употребление спиртных напитков, токсических и наркотических веществ. Особенно сильно подвержены совокупному развращающему влиянию водки и раннего секса подростки-девушки. Среди непьющих девушек лишь 4 из 100 опрошенных к 16 годам обрели сексуальный опыт. Среди употребляющих спиртное несколько раз в месяц уже каждая третья «развлекается» к тому же и сексом. А в группе сильно пьющих малолетних девушек развратным сексом занимаются более половины из числа опрошенных. 
Приверженность к наркотическим и токсическим веществам чрезвычайно сильно способствует разврату подростков. 
Практически все подростки, употребляющие наркотики и/или токсические вещества, к 16 годам уже успели приобщиться к сексу, чаще именно к разврату. 
Очевидна зависимость между сквернословием 15-16-летних девушек и их сексуальным опытом. У юношей эта зависимость не столь ярко выражена. В подростковых тусовках действуют разные микросоциальные нормы, обуславливающие групповой статус юношей и девушек. Юноши, утверждающие чаще всего силой и дерзостью, а девушки, желающие утвердиться в таких группах, очень часто расплачиваются своим телом. 
Была выявлена зависимость между противоправным поведением подростков и их половой распущенностью. Чем больше у них проблем с законом, тем раньше и чаще они развлекаются сексом. 
 Среди 15-16-летних участников опроса, кого часто посещают мысли о самоубийстве, сексом занимались 60% респондентов, в то время как среди более жизнелюбивых подростков таковых оказалось почти в два с половиной раза меньше – 25%. [3, с. 69-76]

Информация о работе Девиантное поведение личности