Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 15:50, реферат
Краткое описание
Цель исследования – изучить девиантное поведение личности. Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть различные подходы к объяснению девиантного поведения. 2. Дать определение отклоняющегося поведения. 3.Разобраться с различными формами проявления девиантного поведения. 4. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у личности в обществе. 5. Определить основные направления по профилактике девиантного поведения.
2.3 ПРОФИЛАКТИКА
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Профилактика отклоняющегося
поведения предполагает систему общих
и специальных мероприятий на различных
уровнях социальной организации: общегосударственном,
правовом, общественном, экономическом,
медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.
Условиями успешной профилактической
работы считают ее комплексность, последовательность,
дифференцированность, своевременность.
Последнее условие особенно важно в работе
с активно формирующейся личностью.
Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) предлагает выделять
первичную, вторичную и третичную профилактику
[9, с. 161-165].
Первичная профилактика
направлена на устранение неблагоприятных
факторов, вызывающих определенное явление,
а также на повышение устойчивости личности
к влиянию этих факторов.
Первичная профилактика
может широко проводиться среди подростков.
Задача вторичной профилактики — раннее
выявление и реабилитация нервно-психических
нарушений и работа с «группой риска»,
например подростками, имеющими выраженную
склонность к формированию отклоняющегося
поведения без проявления такового в настоящее
время. Третичная профилактика решает
такие специальные задачи, как лечение
нервно-психических расстройств, сопровождающихся
нарушениями поведения. Третичная профилактика
также может быть направлена на предупреждение
рецидивов у лиц с уже сформированным
девиантным поведением.
Психопрофилактическая
работа может входить в комплекс мероприятий
всех трех уровней. Считается, что она
наиболее эффективна в форме воздействия
на условия и причины, вызывающие девиантное
поведение, на ранних этапах появления
проблем.
Существуют различные
формы психопрофилактической работы.
Первая форма — организация социальной
среды. В ее основе лежат представления
о детерминирующем влиянии окружающей
среды на формирование девиаций. Воздействуя
на социальные факторы, можно предотвратить
нежелательное поведение личности. Воздействие
может быть направлено на общество в целом,
например через создание негативного
общественного мнения по отношению к отклоняющемуся
поведению. Объектом работы также может
быть семья, социальная группа (школа,
класс) или конкретная личность.
В рамках данной модели
профилактика зависимого поведения у
подростков включает прежде всего социальную
рекламу по формированию установок на
здоровый образ жизни и трезвость. Особое
значение имеет политика средств массовой
информации.
Специальные программы,
выступления молодежных кумиров, специально
подобранные кинофильмы — все это должно
иметь качественно иной уровень, чем тот,
что наблюдается в настоящее время.
Работа с молодежной
субкультурой может быть организована
в форме движения «Молодежь против наркотиков»
или одноименной акции с выступлением
популярных рок-групп. Чрезвычайно важна
работа в местах, где молодежь проводит
свой досуг и общается. Например, на дискотеке
могут появиться загадочные люди в масках.
В конце вечера подростки могут узнать
от них о трагических судьбах и переживаниях,
связанных с потерей близкого человека
от наркотиков.
Работа с подростками
может быть организована также на улице,
для чего в ряде стран существует подготовка
подростков-лидеров, проводящих соответствующую
работу.
В рамках данного подхода
также предпринимаются попытки создания
поддерживающих «зон» и условий, несовместимых
с нежелательным поведением. Основным
недостатком модели считается отсутствие
прямой зависимости между социальными
факторами и отклоняющимся поведением.
В целом данный подход выглядит достаточно
эффективным.
Вторая форма психопрофилактической
работы — информирование. Это наиболее
привычное для нас направление психопрофилактической
работы в форме лекций, бесед, распространения
специальной литературы или видео- и телефильмов.
Суть подхода заключается в попытке воздействия
на когнитивные процессы личности с целью
повышения ее способности к принятию конструктивных
решений.
Для этого обычно широко
используется информация, подтвержденная
статистическими данными, например о пагубном
влиянии наркотиков на здоровье и личность.
Нередко информация имеет запугивающий
характер. При этом перечисляются негативные
последствия употребления наркотиков
или описываются драматические судьбы
девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно
увеличивает знания, но плохо влияет на
изменение поведения. Само по себе информирование
не снижает уровень девиаций. В некоторых
же случаях, напротив, раннее знакомство
с девиациями стимулирует усиление интереса
к ним. Запугивание также может вызывать
когнитивно-эмоциональный диссонанс,
мотивирующий к данному виду поведения.
В ряде случаев информация
дается несвоевременно: слишком поздно
или слишком рано. Например, опыт работы
с подростками подсказывает, что беседы
по предупреждению наркозависимого поведения
должны проводиться не позднее 14 лет. Они
не должны содержать подробного описания
наркотиков и эффектов, ими производимых.
Такие беседы целесообразно направлять
на обсуждение последствий девиантного
поведения и способов воздержания от него,
на выработку активной личностной позиции.
Перспективному развитию данного подхода
может способствовать отказ от преобладания
запугивающей информации, а также дифференциация
информации по полу, возрасту, социально-экономическим
характеристикам.
Третья форма психопрофилактической
работы — активное социальное обучение
социально-важным навыкам. Данная модель
преимущественно реализуется в форме
групповых тренингов.
В настоящее время
распространены следующие формы:
1. Тренинг резистентности
(устойчивости) к негативному социальному
влиянию. В ходе тренинга изменяются установки
на девиантное поведение, формируются
навыки распознавания рекламных стратегий,
развивается способность говорить «нет»
в случае давления сверстников, дается
информация о возможном негативном влиянии
родителей и других взрослых (например,
употребляющих алкоголь) и т.д.
2. Тренинг ассертивности
или аффективно-ценностного обучения.
Основан на представлении, что девиантное
поведение непосредственно связано с
эмоциональными нарушениями. Для предупреждения
данной проблемы подростков обучают распознавать
эмоции, выражать их приемлемым образом
и продуктивно справляться со стрессом.
В ходе групповой психологической работы
также формируются навыки принятия решения,
повышается самооценка, стимулируются
процессы самоопределения и развития
позитивных ценностей.
3. Тренинг формирования
жизненных навыков. Под жизненными навыками
понимают наиболее важные социальные
умения личности. Прежде всего это умение
общаться, поддерживать дружеские связи
и конструктивно разрешать конфликты
в межличностных отношениях. Также это
способность принимать на себя ответственность,
ставить цели, отстаивать свою позицию
и интересы. Наконец, жизненно важными
являются навыки самоконтроля, уверенного
поведения, изменения себя и окружающей
ситуации.
В работе с подростками
данная модель представляется одной из
наиболее перспективных.
Четвертая форма —
организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению. Эта форма работы
связана с представлениями о заместительном
эффекте девиантного поведения. Например,
аддикция может играть важную роль в личностной
динамике — повышение самооценки или
интеграция в референтную среду. Предполагается,
что люди используют психоактивные вещества,
улучшающие настроение, до тех пор, пока
не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными
формами активности признаны: познание
(путешествия), испытание себя (походы
в горы, спорт с риском), значимое общение,
любовь, творчество, деятельность (в том
числе профессиональная, религиозно-духовная,
благотворительная).
Эта форма реализуется
практически во всех программах оказания
помощи в случаях уже сформированного
отклоняющегося поведения. В семейном
воспитании ведущими профилактическими
задачами выступают раннее воспитание
устойчивых интересов, развитие способности
любить и быть любимым, формирование умения
себя занять и трудиться. Родители должны
понимать, что они формируют потребности
личности через вовлечение ребенка в различные
виды активности — спорт, искусство, познание.
Если к подростковому возрасту позитивные
потребности не сформированы, личность
оказывается уязвимой в отношении негативных
потребностей и занятий.
Пятая форма — организация
здорового образа жизни. Она исходит из
представлений о личной ответственности
за здоровье, гармонию с окружающим миром
и своим организмом. Умение человека достигать
оптимального состояния и успешно противостоять
неблагоприятным факторам среды считается
особенно ценным.
Здоровый стиль жизни
предполагает здоровое питание, регулярные
физические нагрузки, соблюдение режима
труда и отдыха, общение с природой, исключение
излишеств. Такой стиль основан на экологическом
мышлении и существенно зависит от уровня
развития общества.
Шестая форма — активизация
личностных ресурсов. Активные занятия
подростков спортом, их творческое самовыражение,
участие в группах общения и личностного
роста, арттерапия — все это активизирует
личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие
активность личности, ее здоровье и устойчивость
к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма — минимизация
негативных последствий девиантного поведения.
Данная форма работы используется в случаях
уже сформированного отклоняющегося поведения.
Она направлена на профилактику рецидивов
или их негативных последствий. Например,
наркозависимые подростки могут получать
своевременную медицинскую помощь, а также
необходимые знания по сопутствующим
заболеваниям и их лечению. [9, с. 163-164]
В различных видах
психопрофилактической работы могут использоваться
схожие формы и методы. По способу организации
работы выделяют следующие формы психопрофилактики:
индивидуальная, семейная, групповая работа.
В целях предупреждения отклоняющегося
поведения используются различные социально-психологические
методы. Среди ведущих методов психопрофилактической
работы: информирование, групповые дискуссии,
тренинговые упражнения, ролевые игры,
моделирование эффективного социального
поведения, психотерапевтические методики. [9, с. 163-165]
В зависимости от используемых
методов психопрофилактическая работа
может осуществляться в форме тренингов,
образовательных программ (например, школьного
спецкурса), психологического консультирования,
кризисной помощи (телефон доверия), а
также психотерапии пограничных состояний
и нервно-психических расстройств.
В соответствии со
спецификой девиантного поведения можно
выделить следующие принципы психопрофилактической
работы:
— комплексность (организация
воздействия на различных уровнях социального
пространства, семьи и личности);
— адресность (учет
возрастных, половых и социальных характеристик);
— массовость (приоритет
групповых форм работы);
— позитивность информации;
— минимизация негативных
последствий;
— личная заинтересованность
и ответственность участников;
— максимальная активность
личности;
— устремленность
в будущее (оценка последствий поведения, актуализация
позитивных ценностей и целей, планирование
будущего без девиантного поведения).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы определили,
что девиантное (отклоняющееся) поведение
- это поведение индивида или группы, которое
не соответствует общепринятым нормам,
в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение - следствие неудачного
процесса социализации личности: в результате
нарушения процессов идентификации и
индивидуализации человека, такой индивид
легко впадает в состояние "социальной
дезорганизации", когда культурные
нормы, ценности и социальные взаимосвязи
отсутствуют, ослабевают или противоречат
друг другу. Такое состояние называется
аномией и является основной причиной
отклоняющегося поведения. Учитывая, что
девиантное поведение может принимать
самые разные формы (как негативные, так
и позитивные), необходимо изучать данное
явление, проявляя дифференцированный
подход.
Отклоняющееся поведение
часто служит основанием, началом существования
общепринятых культурных норм. Без него
было бы трудно адаптировать культуру
к изменению общественных потребностей.
Вместе с тем вопрос о том, в какой степени
должно быть распространено отклоняющееся
поведение и какие его виды полезны, а
самое главное - терпимы для общества,
до сих пор практически не разрешен. Если
рассматривать любые области человеческой
деятельности: политику, управление, этику,
то нельзя вполне определенно ответить
на этот вопрос. Вместе с тем не все формы
девиантного поведения требуют столь
детального анализа. Криминальное поведение,
сексуальные отклонения, алкоголизм и
наркомания не могут привести к появлению
полезных для общества новых культурных
образцов. Следует признать, что подавляющее
число социальных отклонений играет деструктивную
роль в развитии общества. И только некоторые
немногочисленные отклонения можно считать
полезными. Одна из задач социологов -
распознавать и отбирать полезные культурные
образцы в отклоняющемся поведении индивидов
и групп.
Теоретико-методологические
основы исследования девиантного поведения
помогают понять сущность этого явления.
Существует много различных
подходов, которые объясняют природу девиантного
поведения. Все они объясняют возникновение
отклоняющегося поведения в зависимости
от причин. Но общим у этих подходов является
то, что девиантное поведение личности
– это проблема, которая представляет
опасность для всего общества.
Девиантное поведение
личности анализируется различными авторами
(Бабосов, Е.М., Змановская, Е.В., Менделевич,
В.Д. и др.). Они называют множество причин,
способствующих появлению девиаций, а
также предлагают методы по профилактике
данного явления.
Классификация девиантного
поведения выделяет различные типы отклоняющегося
поведения: делинквентное поведение, аддиктивное
поведение, патохарактерологический тип
поведения, психопатологический
тип поведения, девиации, обусловленные
гиперспособностями человека. Каждый из них требует
своего специфического подхода для решения.
Причин, обуславливающих
девиантность поведения множество. Каждый
из подходов выделяет свои специфические
причины. Это и неудачная социализация
личности, негативное социальное окружение,
внутриличностные конфликты и многое
другое.
Многообразие подходов
проявляется и при решении таких практических
задач, как диагностика отклоняющегося
поведения личности, его профилактика
и преодоление в ходе оказания социально-психологической
помощи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ:
1. Бабосов, Е.М. Общая
социология: учебное пособие для студентов
вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. Мн.: ТетраСистемс,
2006. – 640 с.
2. Беккер, Г. Человеческое поведение:
экономический подход. Избран. труды по
экономич. теории – М., 2003. – с. 325
3. Бубнов, Ю.М., Ярощенко
Н.В. Sex как зона риска для
подростков //Социология. – 2001 г. - №2. с. 69-76
4. Глинский, Я., Афанасьев,
В. Социология девиантного поведения:
Учебное пособие. – СПб, 1993. – с. 205
5. Джаманбалаева, Ш.Е.
Методологические аспекты социологического
исследования девиантного поведения подростков//
Вестник КазМУ Серия психологии и социологии,
2001. №2. С. 105-106.
6. «Девиантное поведение»
//[Электронный ресурс]. – 2010г. - Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.36985_1.html.
Дата доступа: 15.02.2010г.
7. Дюркгейм, Э. Норма
и патология// Рубеж. Альманах социальных
исследований. - 1991, - № 2. – с. 34-46
8. Елсуков, А.Н. Социология:
краткий курс: учебное пособие для студ.
вузов / А.Н. Елсуков. – 3-е изд. – Минск:
ТетраСистемс, 2009. – с. 128
9. Змановская, Е.В. Девиантология:
(Психология отклоняющегося поведения):учебное
пособие для студентов. – М.: «Академия»,
2003. – с. 288
10. Иванов, В.Н. Девиантное
поведение: причины и масштабы // Социально-политический
журнал. - 1995. - №2. – с. 45-61
11. Клейберг, Ю.А. Психология
девиантного поведения: Учебное пособие
для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 160
12. Кондратенко, В.Т. Девиантное
поведение у подростков: Социал.-псих.
и психиатр. Аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988.
– с. 207
13. Кулаков, С.А. Психопрофилактика
и психотерапия в средней школе: Учеб.-метод.
пособие. — СПб., 1996. – с. 208
14. Лащова, Л.А., Шурупова,
М.Ф. Социологическая теория девиантного
поведения // Социально-политический журнал.
- 1993. - № 4. - с. 24-37
15. Менделевич, В.Д. Психология
девиантного поведения. Учебное пособие.
– СПб.: Речь. – 2005.- 445с.
16. Мертон, Р. Социальная
структура и аномия // Социология преступности
(Современные буржуазные теории) Москва,
1966. Перевод с французского Е.А.Самарской.
Редактор перевода М.Н. Грецкий. Издательство
«Прогресс». C. 299-313
17. Радугин, А. А., Радугин,
К.А. Социология. Курс лекций. – М.: Центр
1997. С. 78.
18. Ротман, Д.Г. Белорусская
молодёжь на рубеже веков: штрихи к портрету
// Социология. – 2004 г. - № 1. – с. 34-37
19. Семенюк, Л.М. Психологическая
сущность агрессивности и ее проявление
у детей подросткового возраста/ Методические
рекомендации в помощь педагогам-практикам.
М., 1991. С. 168
20. Фролов, С.С. Социология:
Учебник для высших учебных заведений.
М.: Гардарики, 1999 – 256с.