Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:32, курсовая работа
Отсутствие пропорциональности, соразмерности очень часто сопровождает подростковый возраст, поэтому его часто называют периодом диспропорции в развитии. Этот возраст сопровождает завышенная самооценка, увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, очень резкая реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Подростковым возрастом считают период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном.
Введение……………………………………………………………………...2
I. Характеристика девиантного поведения несовершеннолетних……….…4
1. Психологические и физиологические основы нарушений
поведения у подростков………………………………………………….……9
1.1. Биологические основы…………………………………………………..9
1.2. Социальные и психологические особенности подросткового
возраста как причины нарушений поведения………………………………12
1.3. Психологическая и педагогическая поддержка социально
дезадаптированных несовершеннолетних……………………………….…29
I I. Анализ подростков с девиантным поведения…………………………..39
1. Результаты данного исследования………………………………………..39
2. Интерпретация результатов исследования:……………………………...41
Заключение…………………………………………………………………...42
Рекомендации учителям, психологам, работающим с подростками…….44
Список литературы…………………………………………………………..46
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Характеристика девиантного поведения несовершеннолетних……….…4
1. Психологические и физиологические основы нарушений
поведения у подростков………………………………………………….
1.1. Биологические основы…………………………………………………..9
1.2. Социальные и психологические особенности подросткового
возраста как причины
нарушений поведения……………………………
1.3. Психологическая и педагогическая поддержка социально
дезадаптированных
I I. Анализ подростков с девиантным поведения…………………………..39
1. Результаты данного исследования………………………………………..
2. Интерпретация результатов исследования:……………………………...41
Заключение……………………………………………………
Рекомендации учителям, психологам, работающим с подростками…….44
Список литературы……………………………………………………
Введение
Отсутствие пропорциональности, соразмерности очень часто сопровождает подростковый возраст, поэтому его часто называют периодом диспропорции в развитии. Этот возраст сопровождает завышенная самооценка, увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, очень резкая реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка.
Подростковым возрастом считают период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном.
В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. Вместе с тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Если эти особенности не учитывать, то у подростков могут сформироваться устойчивые отклонения в нравственном развитии и поведении. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений.
Немецкий психолог Курт Левин,
говоря о незавидности положения подростков,
отмечал, что они находятся между состоянием
взрослости, куда подростка еще не принимают,
и детством, куда он сам уже не хочет. Это
состояние неприкаянности наслаивается
на психоэмоциональные и анатомо-физиологические
особенности подросткового периода и
делает жизнь подростка, а часто и его
окружения, невыносимой.
Чаще неоформившиеся
личности детей и подростков подвержены
влиянию социальной среды, у них еще недостаточно
развиты механизмы защиты, они наиболее
ранимы и чутки в восприятии отношения
к ним.
Д.И. Фельдштейн отмечает, что сегодняшнее
состояние общества в России грубо отразилось
на подрастающем поколении. Произошла
интенсивная примитивизация сознания
детей и подростков. В их среде заметен
существенный рост цинизма, грубости и
агрессивности. За подобными внешними
проявлениями кроются «внутренние глубинные
переживания растущих людей – тревожности,
страха, неуверенности, одиночества».
Всё вышесказанное свидетельствует, что вопросы, связанные со спецификой личности подростка, с трудностями и кризисами подросткового периода вызывали и вызывают активный интерес у психологов, физиологов, социологов, философов. В психолого-педагогическом аспекте проблема девиантного поведения подростков на сегодняшний день очень актуальна, востребована школой и другими социальными институтами.
Цель курсовой работы: выявить нарушение процесса социализации
у «трудных» подростков.
Гипотеза: «трудные» подростки являются социально-неблагополучными
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по проблемам девиантного поведения в подростковом возрасте.
2) Изучить анкетные данные подростков
3) Провести тесты с подростками на уровень тревожности
6) Проанализировать результатам тестирования и анкетирования.
Объект исследования: 15 мальчиков-подростков с нарушениями поведения в возрасте 13 – 16 лет (отбор испытуемых произведен по рекомендациям учителей).
Предмет курсовой работы: социально-психологические особенности личности «трудных» подростков.
Методы исследования:
I . Характеристика девиантного поведения несовершеннолетних
Поведение девиантное (поведение отклоняющееся) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного - преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
Согласно Э. Дюркгейму, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Соответственно теории аномии Р. Мертона, поведение девиантное возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут достигаться определенной частью этого общества.
В контексте теории социализации - к поведению девиантному склонны люди, социализация коих проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление поведения девиантного становится возможным уже при одном лишь определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
В исследованиях поведения девиантного значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении поведения девиантного, особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, сферы эмоционально-волевой.
Преступность как вид поведения девиантного изучается преимущественно криминологией, использующей результаты исследований психологических. Отечественная криминология склонна объяснять преступное поведение индивида сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в коей индивид оказался.
Непротивоправное поведение девиантное также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления поведения девиантного иногда наблюдаются в возрасте детском и подростковом и объясняются относительно низким уровнем развития интеллектуального, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Поведение девиантное может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
Основной задачей ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития — социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно-наказуемых действий, так и в виде правопроступков и аморального поведения.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилования и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга" нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции — самоубийство, суицид.
Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали" незначительных правопроступков до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, то есть деформация системы внутренней регуляции.
Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докриминогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно-полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности. Социальные отклонения, выражающиеся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям.
Чтобы получить некоторое представление о характере социальных отклонений несовершеннолетних, С. А. Беличевой был проведен контент-анализ около 1000 дел, рассматриваемых на комиссиях по делам несовершеннолетних.
Поводом для рассмотрения служили следующие асоциальные проявления и отклонения: 43% подростков обсуждались на комиссии за отклонения от учебы и работы, чаще всего это учащиеся школ; 40% — за совершенные правонарушения, среди которых практически поровну представлены хулиганства и кражи; 10% — за побеги и бродяжничество; 3-5% — за употребление алкоголя и примерно столько же — за аморальное поведение.
По роду занятий наибольшее число обсуждаемых на комиссии несовершеннолетних- 60% -учащиеся школ; около 23% -учащиеся ПТУ и техникумов; 8% — без определенных занятий; 5% — работающие подростки; 4% — ранее судимые несовершеннолетние, возвратившиеся из пенитенциарных учреждений, спецшкол, спецПТУ, с отсрочкой исполнения приговора и т.д. (Приложение 1).
Интересно также рассмотреть и возрастной состав несовершеннолетних, проходящих через комиссию. Большая часть — это старшие подростки 14-16 лет (около 40%); далее идут юноши 17 — 18 лет (29%); младшие подростки 11 — 13 лет (до 26%); встречаются также и дети до 11 лет (около 4 -5%) (Приложение 2).
Более углубленное психологическое и социально-психологическое исследование личности несовершеннолетних с отклоняющимся поведением показало, что они также характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции — установок, ценностно-нормативных представлений. Заметное неблагополучие у этих подростков выявляется в системе межличностных отношений в семье, в школе, на улице.
Все это свидетельствует о том, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития" нарушении социализации, возникающих на разных возрастных этапах. Особый пик таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый маргинальный переходный период от детства к зрелости. Согласно приведенным выше данным, подростки от 11 до 16 лет составляют 2/3 рассматриваемых на комиссии несовершеннолетних. Отсюда очевидно, что для превентивной психологии, центральной задачей которой является исследование генезиса и природы отклоняющегося поведения, особенно важным оказывается выявление особенностей процесса социализации ведущих социально-психологических механизмов, способов, институтов социализации на разных возрастных этапах и в первую очередь в маргинальный переходный период. При этом такое исследование должно носить как бы криминологический характер, то есть выявлять "узкие места" процесса социализации, где с наибольшей вероятностью могут возникать нарушения и отклонения в социальном развитии детей и подростков.