Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:32, курсовая работа
Отсутствие пропорциональности, соразмерности очень часто сопровождает подростковый возраст, поэтому его часто называют периодом диспропорции в развитии. Этот возраст сопровождает завышенная самооценка, увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, очень резкая реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Подростковым возрастом считают период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном.
Введение……………………………………………………………………...2
I. Характеристика девиантного поведения несовершеннолетних……….…4
1. Психологические и физиологические основы нарушений
поведения у подростков………………………………………………….……9
1.1. Биологические основы…………………………………………………..9
1.2. Социальные и психологические особенности подросткового
возраста как причины нарушений поведения………………………………12
1.3. Психологическая и педагогическая поддержка социально
дезадаптированных несовершеннолетних……………………………….…29
I I. Анализ подростков с девиантным поведения…………………………..39
1. Результаты данного исследования………………………………………..39
2. Интерпретация результатов исследования:……………………………...41
Заключение…………………………………………………………………...42
Рекомендации учителям, психологам, работающим с подростками…….44
Список литературы…………………………………………………………..46
Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции также должны быть рассчитаны как на взрослых — воспитателей, родителей, учителей, так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов — это, прежде всего, социально-психологические тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, установки на доминантность, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков, а также родителей и коллег.
Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами применяются модифицированные варианты аутотренинга, аутогенных тренировок, суггестивных программ по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, нарушений половой идентификации, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.
Учитывая, что трудновоспитуемость, социальная дезадаптация в ряде случаев определяются причинами не только психолого-педагогического, но и медицинского характера, связанными с нервно-психическими заболеваниями и патологиями, требуется также и обращение к детским, подростковым психотерапевтам и психиатрам. В подобных случаях социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением предполагает согласованные лечебно-воспитательные коррекционные программы. Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для превентивной практики все-таки представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.
I I . Анализ подростков с девиантным поведения
Гипотеза: «трудные» подростки являются социально-неблагополучными
Задачи исследования:
Предмет: социально-психологические особенности личности «трудных» подростков.
Объект исследования: 15 мальчиков-подростков с нарушениями поведения в возрасте 13 – 16 лет (отбор испытуемых произведен по рекомендациям учителей).
Методы исследования:
1. Результаты данного исследования
Ф.И.О. |
возраст |
успеваемость |
Пропуск уроков |
Семья |
||||
состав |
Обеспечен ность |
Благополучие/мнение учителя | ||||||
Испытуемый 1 |
14 |
Удовлетвор. |
Часто |
полная |
Средне |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 2 |
13 |
Неудовл. |
Часто |
1 мать |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 3 |
15 |
Неудовл. |
Периоди-чески |
1 мать |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 4 |
14 |
Удовлетвор. |
Часто |
1 мать |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 5 |
16 |
Удовлетвор. |
Часто |
1 мать |
Низко |
Благополуч. | ||
Испытуемый 6 |
14 |
Удовлетвор. |
Часто |
1 мать |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 7 |
14 |
Удовлетвор. |
Периоди-чески |
1 мать |
Средне |
Благополуч. | ||
Испытуемый 8 |
13 |
Неудовл. |
Часто |
1 мать |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 9 |
14 |
Удовлетвор. |
Нет |
1 мать |
Средне |
Благополуч. | ||
Испытуемый 10 |
15 |
Удовлетвор. |
Периоди-чески |
Полная |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 11 |
14 |
Неудовл. |
Периоди-чески |
Полная |
Средне |
Благополуч. | ||
Испытуемый 12 |
14 |
Удовлетвор. |
Периоди-чески |
Полная |
Средне |
Благополуч. | ||
Испытуемый 13 |
16 |
Удовлетвор. |
Периоди-чески |
Полная |
Низко |
Неблагополуч. | ||
Испытуемый 14 |
15 |
Удовлетвор. |
Нет |
1 мать |
Средне |
Благополуч. | ||
Испытуемый 15 |
15 |
Удовлетвор. |
Периоди-чески |
Полная |
Низко |
Благополуч. |
(Об опроснике Спилберга-Ханина на ситуативную и личностную тревожность 4 )
Ф.И.О. |
Кол-во баллов |
Уровень тревожности |
Испытуемый 1 |
5 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 2 |
8 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 3 |
10 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 4 |
15 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 5 |
16 |
Средний с тенденцией к высокому |
Испытуемый 6 |
8 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 7 |
7 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 8 |
10 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 9 |
20 |
Средний с тенденцией к высокому |
Испытуемый 10 |
12 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 11 |
18 |
Средний с тенденцией к высокому |
Испытуемый 12 |
14 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 13 |
10 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 14 |
8 |
Средний с тенденцией к низкому |
Испытуемый 15 |
9 |
Средний с тенденцией к низкому |
2. Интерпретация результатов исследования:
1) На основании анкетных данных можно сделать следующие выводы: 4 подростка (27%) – неудовлетворительная успеваемость, остальные 73% - удовлетворительная. Хорошей успеваемости не зафиксировано. Нет пропуска уроков лишь у двоих (13,3%), 40% регулярно, часто пропускают уроки, 46,7% - периодически. Это наряду с низкой успеваемостью свидетельствует об отсутствии интереса к образовательной деятельности. 40% живут в полных семьях, 60% - в неполных (одна мать, отец чаще всего в воспитании сына участия не принимает). 40% подростков живут в семьях со средним уровнем достатка, 60% - низкообеспеченные. По мнению учителей семьи были поделены на благополучные и неблагополучные. К неблагополучным семьям были отнесены семьи, где один или оба родителя пьют, не имеют постоянного места работы и пр. 40% подростков живут в относительно благополучных семьях, 60% - в неблагополучных. (Приложение 5,6,)
Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение подростков чаще всего связано с неблагополучием в семье, низким уровнем жизни, отсутствием интереса к образованию в школе (пропуск уроков, неуспеваемость).
2) Подростки были протестированы
по опроснику Спилбергера-
Высокой тревожности подростки не продемонстрировали. У большинства (12 человек – 80%) зафиксирован средний уровень тревожности с тенденцией к низкому. У 20% - низкий уровень, что свидетельствует о недостаточном контроле и безответственности.(Приложение 7)
Заключение
Эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Особого внимания требует проблема предупреждения асоциального поведения, в основе которого лежит патологическое развитие отдельных биологических потребностей, к которым криминологи в первую очередь относят алкоголизм, наркоманию, извращенные сексуальные потребности. При этом важно не только принимать меры по ограничению доступа подростков к алкоголю, наркотикам, но и изучать причины, мотивы, побуждающие молодых людей употреблять различные одурманивающие и разрушающие психику вещества.
Формирование таких извращенных потребностей, как правило, начинается именно в подростковом и раннем юношеском возрасте и в последствии принимает устойчивый, трудноподдающийся коррекции характер. Поэтому-то так важно своевременно предостеречь несовершеннолетних от употребления спиртного, наркотиков, других вредных привычек, приводящих к извращению потребностей. И среди таковых, в первую очередь, наибольшую криминогенную опасность представляет формирование потребности в алкоголе, что побуждает к поискам незаконных средств для приобретения спиртного" приводит к снятию социального контроля, импульсивному, неконтролируемому сознанием поведению.
Итак, трудновоспитуемость подростков, сопровождающаяся асоциальными отклонениями, характеризуется той или иной степенью социальной дезадаптации, которая проявляет себя не только в отклоняющемся асоциальном поведении, но и в деформации системы внутренней регуляции, в деформации социальных связей, референтных и ценностных ориентации несовершеннолетних. При этом чем полнее отчуждение подростков от позитивно воздействующих институтов социализации, тем более глубоко деформирована система их внутренней регуляции, тем более серьезные воспитательно-профилактические усилия и воздействия необходимы. Если коррекция личности педагогически запушенных учащихся возможна еще в условиях учебно-воспитательных коллективов школ, ПТУ, временных коллективов различных внешкольных объединений и учреждений, без привлечения специальных органов ранней профилактики, то при педагогической коррекции социально запущенных подростков необходимы усилия специальных органов, инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, осуществляющих социальный контроль и социальную поддержку как подростков, так и их семей и окружения. А в особо трудных случаях, когда не удается нейтрализовать неблагоприятное влияние среды и добиться позитивных изменений в поведении подростка, возникает необходимость перевода социально запущенных несовершеннолетних в спецшколы и спецПТУ, работающие в режиме закрытых социально-реабилитационных учреждений.
Таким образом, степень социальной дезадаптации может служить не только критерием различия социально и педагогически запущенных подростков, но и критерием дифференциации воспитательно-профилактических превентивных мер.
Рекомендации учителям, психологам, работающим с «трудными» подростками
Тем, кто непосредственно участвует в практической воспитательно-профилактической работе с "трудными, и их семьями" мы адресуем несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА.
— Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.
— Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
— Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).
— Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
— Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
— Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
— Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.
Список литературы: