Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.

Содержание

Введение 3
Глава I 6
1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность 6
1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка 15
1.3 Нормальная и девиантная адаптация, их особенности
Глава II
2.1 Девиантыне поведения подростков, причины их появления

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ( без заключения).docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание

Введение            3 
Глава I                                                                                                             6     

1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность                                   6

1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка   15

1.3 Нормальная и  девиантная адаптация, их особенности

Глава II

2.1 Девиантыне поведения  подростков, причины их появления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы.  Изменения в социально-экономической и политической жизни, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в образовании, поставили общество перед решением задач, связанных с поисками новых эффективных, действенных механизмов социальной адаптации личности подростка  к быстроменяющейся жизни в социуме. И к выявлению факторов и причин приводящих к социальной дезадаптацыи и десоциализации.

Как известно усвоение социальных норм, ценностей  и стандартов поведения обычно происходит в подростковом возрасте. Именно в  этот период формируются навыки общения, условия для профессиональной карьеры  и благополучной семейной жизни.

Если же процесс  адаптации подростка к социальным нормам по тем или иными причинам нарушен, вероятность отклоняющегося поведения на последующих стадиях  жизненного цикла значительно возрастает.

Поэтому такие события, как частая смена коллективов, как  то: школьный класс, дружеская компания, новые знакомства, коллеги по учёбе, работе,- заставляет уделять всё больше внимания процессу социальной адаптации. Успешное вхождение в коллектив является залогом успеваемости ученика, если речь идёт о школьном классе, повышенной трудоспособности, если  мы говорим об отношениях между коллегами. Дружеская обстановка в классе часто помогает подростку избавиться от ряда комплексов. Эффективная социальная адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. 

 Зная эту проблему, на первое место социальная действительность и такие науки как психология и педагогика должны выдвигают проблему социальной адаптации подростков, чей опыт общественной жизни очень мал или находится на стадии формирования. Отсюда очень важным представляется изучение факторов и условий, определяющих успешную социальную адаптацию, а также разработка форм и содержания воспитательно-образовательной работы на начальном этапе периода адаптации подростков к окружающей среде и к общественной жизни в условиях общественного воспитания. 
Особую актуальность проблема социальной адаптации приобретает именно в современных условиях, т.к. увеличивается сложность социальной среды: интенсивная деятельность, недостаточность человеческого общения, быстро растущие, часто противоречивые и объемные потоки информации, недостаточное внимание со стороны родителей или опекунов, неопределённость в понятии нормы, увеличение числа социальных раздражителей, что вызывает рост психических нагрузок, эмоциональные стрессы. Ведущие к серьезным расстройствам психики. Отмечается, в частности, следующее: «Возрастающие темпы и масштабы преобразования окружающей среды… выдвигают на одно из первых мест в мировой науке проблему адаптации человека к изменяющейся среде. Научно-технический прогресс систематически повышает требования к ”адаптационым” (соматическим и психическим) ресурсам человека»[17. Налчаджян А.А., С.8-10] Это и есть социальные основания для необходимости изучения данной темы. С другой стороны, актуальность темы вытекает из недостаточности разработки проблемы в науке. 

Предмет. Предметом исследования данной работы является социальная адаптация подростка в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, разновидности адаптации и дезадаптации подростка, связь адаптации и социализации.

Объект.  Объект исследования - процесс социальной адаптации подростков в современных условиях. С этой точки зрения объектом исследования является человек среди людей [3. Андриенко Е.В., c.262].

 

Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.

 

 

 

Глава 1

 

1.1. В  психологии предложены различные  определения адаптации, которые  требуют специального рассмотрения. Следует также выработать такое  определение социально-психической  адаптации личности, которое, выраженное  в собственно психологических  понятиях, стало бы основой для  рассмотрения различных аспектов  процесса адаптации и его результата  – адаптированности личности подростка к определённым социальным ситуациям или устойчивым структурам.

Небихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей [23, Eysenck H.J., Arnold W., Meili R. (EDS.),vol.1,P.25]. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Такое состояние адаптации можно описать  только в общих теоретических  понятиях, поскольку на практике достижима  только относительная гармония между  средой и индивидом. Адаптация как  процесс, согласно Р. Хэнки, принимает  форму изменения среды и изменений  в организме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих  данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики  и использования собственно психических  механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет  речи. Это обстоятельство является основным недостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации  личности.

Социальную  адаптацию бихевиористы понимают как  процесс физических, социально-экономических  или организационных изменений  в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком  определении социальной адаптации  речь идет преимущественно об адаптации  групп, а не индивида, о личностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакой  речи.

  Отмечается, что термин «социальная адаптация»  используется также для обозначения  процесса, посредством которого  индивид или группа достигают  состояния социального равновесия  в смысле отсутствия переживания  конфликта со средой [17. Налчаджян  A.A., С.9].

Таким образом, в бихевиористических определениях социальной адаптации имеются элементы, которые можно использовать для  выработки адекватного определения  социально-психической адаптации  личности.

Интеракционистское определение  адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами [32. Philips L., p.294]

Согласно  Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия  среды: а) принятие и эффективный  ответ на те социальные ожидания, с  которыми встречается каждый в соответствии со всоим возрастом и полом (посещение  школы, овладение школьными предметами, установление дружеских отношений  со сверстниками,, ухаживание, брак). Такую  адаптированность Л. Филипс считает  выражением конформности к тем требованиям, которые общество предъявляет к  поведению личности; б) в более  специфическом смысле адаптация  не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность  при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность  придавать событиям желательное  для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек  успешно пользуется создавшимися условиями  для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Такая  адаптированность может наблюдаться  в любой сфере деятельности. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением  инициативы и ясным определением собственного будущего.  Личность которая  осуществляет преимущественно эту  форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний [32,Philips L., P.71].

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие: а) адаптированность в сфере "внеличностной" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки,  добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.   

Следует отметить еще одну важную особенность  интеракционистского понимания  адаптации: представители этого  направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений» [22.Шибутани Т.,  C.78].

Такой подход, во-первых, выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нм проводится различие между адаптацией и приспособлением, тогда как  бихевиористы для всех случаев используют термин «приспособление», что является выражением их биологизаторского подхода  к психической активности человека. Это объединяет концептуальный аппарат  социальной психологии личности и теории социально-психической адаптации. Во-вторых, подход интеракционистов, как он представлен  в книге Т. Шибутани, ясно указывает  на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и  общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается  также очень полезная идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного  ряда ситуативных адаптаций к  повторяющимся ситуациям, имеющим  общие определяющие черты.  

Психоаналитическая концепция  адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном [27. Hartmann H., Ego psychology and the Problem of adaptation. P.7], а механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд

[24. Freud A., P.12].

Психоаналитическое  понимание адаптации опирается  на представления З. Фрейда о структуре  психической сферы личности, в  которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego.  Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности [21. Фрейд З., C.164].

Г.Гартманн считает, что только психоанализ не может разрешить  проблему адаптации, так как последняя  является также предметом биологии и социологии. Однако без открытий психоанализа эта проблема, по его  мнению, не может быть решена.

 

Г. Гартманн признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу  Id.

Г. Гартманн и др. психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом  и адаптированностью как результатом  этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают того человека, у которого продуктивность, способность  наслаждаться жизнью и психическое  равновесие не нарушены.

Современные психоаналитики различают две разновидности  адаптации: а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»; б) аутопластическая адаптация - изменение себя  «под мир» [5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.,  С.40]. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации  он добавляет еще один: поиск индивидом  такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.   

  Психоаналитики  придают большое значение социальной  адаптации личности. Г. Гартманн  отмечает, что задача адаптации  к другим людям встает перед  человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той  социальной среде, которая частично  является результатом активности  предыдущих поколений и его  самого. Человек не только участвует  в жизни общества, но и активно  создает те условия, к которым  должен адаптироваться. Все в  большей степени свою среду  человек создает сам.

В целом  психоаналитическая теория адаптации  человека является в настоящее время  самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий  и открыли ряд тонких процессов, с помощью которых человек  адаптируется к социальной среде [14. Налчаджян А.А.,  С.9-16]. Однако в  целом психоаналитическая теория адаптации  носит печать биологизаторских тенденций  психоанализа, она опирается на фрейдовские  представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях, поэтому для нас неприемлема. Но не следует забывать, что многие вопросы психологии адаптации личности впервые сформулированы представителями  психоанализа и ряд достижений психоаналитиков  в этой области (например, открытие и довольно подробное описание целой  системы защитных механизмов) представляет непреходящую ценность для психологии.   

 

Бихевиористская, интеракционистская и особенно психоаналитическая интерпретации психической адаптации  являются наиболее распространенными  и содержат много полезных идей, удачных формулировок проблем и  указания путей дальнейших эмпирических и теоретических исследований. Однако, приведенные определения только частично отражают существенные особенности  социально-психической адаптации  личности. Выработка же полноценного научного определения социально-психической  адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации.

Информация о работе Девиантыне поведения подростков, причины их появления