Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:52, курсовая работа
Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.
Введение 3
Глава I 6
1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность 6
1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка 15
1.3 Нормальная и девиантная адаптация, их особенности
Глава II
2.1 Девиантыне поведения подростков, причины их появления
Содержание
Введение 3
Глава I
1.1 Понятия адаптации и дезадаптированность
1.2 Механизмы адаптация и социализация личности подростка 15
1.3 Нормальная и девиантная адаптация, их особенности
Глава II
2.1 Девиантыне поведения подростков, причины их появления
Введение
Актуальность темы. Изменения в социально-экономической и политической жизни, обострение многих проблем в обществе, в том числе и в образовании, поставили общество перед решением задач, связанных с поисками новых эффективных, действенных механизмов социальной адаптации личности подростка к быстроменяющейся жизни в социуме. И к выявлению факторов и причин приводящих к социальной дезадаптацыи и десоциализации.
Как известно усвоение социальных норм, ценностей и стандартов поведения обычно происходит в подростковом возрасте. Именно в этот период формируются навыки общения, условия для профессиональной карьеры и благополучной семейной жизни.
Если же процесс
адаптации подростка к
Поэтому такие события, как частая смена коллективов, как то: школьный класс, дружеская компания, новые знакомства, коллеги по учёбе, работе,- заставляет уделять всё больше внимания процессу социальной адаптации. Успешное вхождение в коллектив является залогом успеваемости ученика, если речь идёт о школьном классе, повышенной трудоспособности, если мы говорим об отношениях между коллегами. Дружеская обстановка в классе часто помогает подростку избавиться от ряда комплексов. Эффективная социальная адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
Зная
эту проблему, на первое место социальная
действительность и такие науки как психология
и педагогика должны выдвигают проблему
социальной адаптации подростков, чей
опыт общественной жизни очень мал или
находится на стадии формирования. Отсюда
очень важным представляется изучение
факторов и условий, определяющих успешную
социальную адаптацию, а также разработка
форм и содержания воспитательно-образовательной
работы на начальном этапе периода адаптации
подростков к окружающей среде и к общественной
жизни в условиях общественного воспитания.
Особую актуальность
проблема социальной адаптации приобретает
именно в современных условиях, т.к. увеличивается
сложность социальной среды: интенсивная
деятельность, недостаточность человеческого
общения, быстро растущие, часто противоречивые
и объемные потоки информации, недостаточное
внимание со стороны родителей или опекунов,
неопределённость в понятии нормы, увеличение
числа социальных раздражителей, что вызывает
рост психических нагрузок, эмоциональные
стрессы. Ведущие к серьезным расстройствам
психики. Отмечается, в частности,
следующее: «Возрастающие темпы и масштабы
преобразования окружающей среды… выдвигают
на одно из первых мест в мировой науке
проблему адаптации человека к изменяющейся
среде. Научно-технический прогресс систематически
повышает требования к ”адаптационым”
(соматическим и психическим) ресурсам
человека»[17. Налчаджян А.А., С.8-10]
Это и есть социальные основания для необходимости
изучения данной темы. С другой стороны,
актуальность темы вытекает из недостаточности
разработки проблемы в науке.
Предмет. Предметом исследования данной работы является социальная адаптация подростка в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, разновидности адаптации и дезадаптации подростка, связь адаптации и социализации.
Объект. Объект исследования - процесс социальной адаптации подростков в современных условиях. С этой точки зрения объектом исследования является человек среди людей [3. Андриенко Е.В., c.262].
Цели и задачи. Целью данной работы является изученние процесса социальной адаптации подросток к жизни в обществе в условиях нынешней социально-экономической и политической ситуации, установление связи между адаптивными процессами и процессами социализации, рассмотрение различных видов адаптации и дезадаптации подростков.
Глава 1
1.1. В
психологии предложены
Небихевиористское определение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей [23, Eysenck H.J., Arnold W., Meili R. (EDS.),vol.1,P.25]. Адаптацию (adjustment) они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Такое
состояние адаптации можно
Социальную
адаптацию бихевиористы понимают как
процесс физических, социально-экономических
или организационных изменений
в специфически-групповом
Отмечается,
что термин «социальная
Таким
образом, в бихевиористических определениях
социальной адаптации имеются элементы,
которые можно использовать для
выработки адекватного
Интеракционистское
Согласно
Л. Филипсу, адаптированность выражается
двумя типами ответов на воздействия
среды: а) принятие и эффективный
ответ на те социальные ожидания, с
которыми встречается каждый в соответствии
со всоим возрастом и полом (посещение
школы, овладение школьными
Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие: а) адаптированность в сфере "внеличностной" социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений.
Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений» [22.Шибутани Т., C.78].
Такой
подход, во-первых, выгодно отличается
от бихевиористского тем, что в нм
проводится различие между адаптацией
и приспособлением, тогда как
бихевиористы для всех случаев используют
термин «приспособление», что является
выражением их биологизаторского подхода
к психической активности человека.
Это объединяет концептуальный аппарат
социальной психологии личности и теории
социально-психической
Психоаналитическая концепция адаптации личности специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном [27. Hartmann H., Ego psychology and the Problem of adaptation. P.7], а механизмы и процессы адаптации защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд
[24. Freud A., P.12].
Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферы личности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego. Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой систему интернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональные познавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия, Ego – принципом реальности. Ego "ведет войну" против Id, против Super-Ego и внешней реальности [21. Фрейд З., C.164].
Г.Гартманн считает, что только психоанализ не может разрешить проблему адаптации, так как последняя является также предметом биологии и социологии. Однако без открытий психоанализа эта проблема, по его мнению, не может быть решена.
Г. Гартманн признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Id.
Г. Гартманн
и др. психоаналитики проводят различие
между адаптацией как процессом
и адаптированностью как
Современные психоаналитики различают две разновидности адаптации: а) аллопластическая адаптация - изменение мира «под себя»; б) аутопластическая адаптация - изменение себя «под мир» [5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А., С.40]. К этим двум собственно психическим разновидностям адаптации он добавляет еще один: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма.
Психоаналитики
придают большое значение
В целом
психоаналитическая теория адаптации
человека является в настоящее время
самой разработанной. Психоаналитики
создали широкую систему
Бихевиористская,
интеракционистская и особенно психоаналитическая
интерпретации психической
Информация о работе Девиантыне поведения подростков, причины их появления